Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Госдума России утвердила во втором чтении законопроект, предусматривающий повышение штрафа для водителей за отсутствие техосмотра и уголовную ответственность за его фальсификацию предпринимателями. Для решения проблемы техосмотра в России необходимо кардинально обновить автопарк или запретить эксплуатацию более половины машин страны, поэтому существенных изменений новые законы не принесут, считают эксперты. В то же время в Госдуме лежит законопроект, который может и вовсе отменить техосмотр. В том, какой путь короче к безопасности на дороге, разбирались «Известия».

Уголовка за ТО

Госдума во втором чтении одобрила законопроекты, которыми существенно усиливается ответственность за фальшивый либо отсутствующий техосмотр автомобилей. Так, для водителей штраф за езду без техосмотра повышается с 500 рублей до 2 тыс. рублей. А получать такие штрафы водители смогут каждый день, поскольку для фиксации нарушения будут использованы камеры ГИБДД. За оформление фальшивой карты без реального инструментального осмотра физлиц, а это в первую очередь касается страховых агентов, оштрафуют уже на 5–10 тыс. рублей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Должностных лиц оштрафуют на 30–50 тыс. рублей, а саму фирму ждет штраф в диапазоне 200–300 тыс. рублей. Такую же сумму придется уплатить за недостоверные сведения, направленные в единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИС ТО). Куда сильнее наказание ждет конторы, которые будут выдавать техосмотр, не имея при этом государственной аккредитации и статуса оператора технического осмотра. Согласно законопроекту, в случае совершения подобного преступления группой лиц или при получении особо крупного дохода, виновных могут лишить свободы на срок до пяти лет.

Эти законопроекты по инициативе правительства были внесены в Госдуму еще год назад в рамках новой волны реформирования техосмотра. Еще одним проектом закона предполагается, что все действия операторов ТО будут в режиме реального времени сниматься на видео. Обычная видеофиксация и сейчас присутствует, но по новым правилам записи будут мгновенно передаваться в единую базу данных технического осмотра ЕАИС ТО, которую контролирует ГИБДД.

Проще разрубить, чем распутать

Впрочем, среди парламентариев нет единого мнения относительно будущего техосмотра. Думская фракция «Справедливая Россия» предложила кардинальное решение.

«Мы призываем раз и навсегда отменить техосмотр для легковых автомобилей за исключением такси, коммерческого и служебного транспорта, а вопрос состояния автомобиля урегулировать в Правилах дорожного движения. Ответственность за безопасность транспортного средства ляжет на автовладельцев напрямую, а деньги и время, которые они тратили на прохождение ТО, можно будет вложить в техническое состояние автомобиля», — призвали на специально созданном для этой инициативы сайте справоросы.

Оформление диагностической карты в одном из пунктов технического осмотра

Оформление диагностической карты в одном из пунктов технического осмотра

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

По словам лидера партии Сергея Миронова, на пункте техосмотра водитель в любом случае получит диагностическую карту, даже если его машину посчитают непригодной к эксплуатации.

— Это только подтверждает, что техосмотр превратился в формальность, прикрывающую регулярный отъем денег у автовладельцев, — заявил Миронов.

Половина не пройдет

С позицией «Справедливой России» по техосмотру согласен почетный адвокат России и лидер движения «Антипроизвол» Леонид Ольшанский. Юрист считает техосмотр избыточным бременем для водителей со стороны государства и приводит в пример пункт 2.3.1 ПДД, где сказано, что водитель и так берет на себя ответственность за отсутствие проверки исправности ключевых узлов автомобиля до начала движения.

— Убежден, что технический осмотр уже давно себя изжил. В начале в СССР, когда было ГАИ, он работал, потом появилось ГИБДД, и пролоббировали нынешний инструментальный контроль, который, по сути, превратился в бизнес с многочисленными техцентрами. А после того как ТО отдали страховщикам, он окончательно деградировал, превратившись в фикцию, которую автомобилистам нужно регулярно оплачивать. И потом, кто сказал, что сразу после техосмотра с автомобилем что-нибудь не произойдет: проедет машина несколько километров, к примеру, по кочкам — что-то отвалится и снова станет непригодной для эксплуатации или попадет в ДТП. И что в этой ситуации дает технический осмотр? — рассказал «Известиям» Ольшанский.

техосмотр
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

По мнению собеседника, необходимо оставить техосмотр лишь для транспорта, занятого в пассажирских перевозках.

Проблема техосмотра отнюдь не в том, как его делают или подделывают, она куда фундаментальнее, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Он приводит статистику аналитического агентства «Автостат», согласно которой 58% автопарка страны (25,4 млн машин по ситуации на 1 января 2019 года) — это автомобили в возрасте более 10 лет. Причем тенденция ухудшается, в 2018 году этот же показатель составлял 54%.

— В очередной битве за техосмотр власти совершенно забывают одну простую истину — практически каждый второй автомобиль страны, если не сказать больше, не сможет легально пройти техосмотр без существенного вложения средств. И это уже старая болезнь. Нельзя взять лекала сытой Германии со столетней историей автомобилизации и примерить на Россию, где до сих пор ездят по дорогам автомобили 1980-х годов. И это отнюдь не раритеты, купленные для удовольствия, а старые «Жигули» и иномарки прошлого века, на которые россиянам хватило денег. Сейчас ужесточение техосмотра ни к чему хорошему не приведет, потому что денег на кондиционный ремонт у 60% автомобилистов, очевидно, нет, — заключил правозащитник.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир