Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
С комфортом на нарах: может ли туризм дать второй шанс забытому наследию покорителей Севера
2019-07-08 16:03:14">
2019-07-08 16:03:14
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Горную метеостанцию, пустующую на одном из хребтов Полярного Урала, группа волонтеров превратила в место для отдыха туристов. Теперь те, кто и раньше приезжал в национальный парк для совершения восхождений, смогут в ней переночевать, кроме того, власти региона рассчитывают, что она может стать одной из «знаковых дестинаций региона». Способен ли туризм дать шанс на новую жизнь заброшенному наследию советских покорителей Севера, кто занимается восстановлением таких объектов и с какими трудностями сталкиваются энтузиасты — разбирались «Известия».

Домик в горах

Постройка, которую очистили от мусора и отремонтировали в рамках проекта «Высота 868», расположена на горе Рай-Из одноименного горного массива, протянувшегося по территории национального парка «Полярно-Уральский». Живописный, как почти вся природа Полярного Урала, и при этом не требующий особой подготовки от желающих пройти по местным маршрутам, он пользуется популярностью среди туристов.

Не последнюю роль здесь сыграли и уцелевшие деревянные постройки советских лет.

— Это метеостанция, которая была построена в советское время. Они предоставляли прогноз погоды пролетающим мимо самолетам, — рассказывает Евгений Рожковский, представитель межрегиональной общественной экосоциологической организации «Зеленая Арктика», которая на протяжении последних нескольких лет занималась проектом по восстановлению метеостанции.

Если верить данным Росгидромета, когда-то эта станция была самой высокой точкой метеонаблюдений на Ямале. Считается, что ее построили в 1940-х годах — правда, в некоторых архивных документах того времени говорится, что тогда работа станции была возобновлена, то есть, возможно, она существовала здесь и ранее.

В 1960-х ее модернизировали — более современное оборудование на станцию, где все наблюдения проводились «по старинке», доставили на склон Рай-Из на трех вездеходах, — а в 2004 году финансирование сократили и станцию закрыли: коллектив ее покинул, а оборудование передали в Салехард.

Правда, полностью про нее не забыли. Через нее проходит официальный эколого-туристический маршрут «Восхождение на Рай-Из», в традиционных зимних восхождениях на вершину ежегодно принимают участие до 200–300 человек. Многие из них и раньше наведывались к заброшенным постройкам, но в отсутствие хозяина и постоянного надзора станция продолжала разрушаться.

— Мы пришли туда с волонтерами и решили немного прибраться, а потом сделать туристический приют. Потому что, во-первых, это определенная историческая память, хотя станция сама по себе и не является каким-то памятником, а во-вторых, на эту гору всегда восходило очень много туристов, — объясняет Евгений Рожковский.

Привести ее в порядок организаторы проекта «Зеленая Арктика» (похожие проекты они реализуют и на других северных объектах) решили четыре года назад.

С печью и нарами

Когда волонтеры впервые обратили внимание на метеостанцию, дерево успело прогнить, печь вышла из строя, а потолок обрушился. Отдельную проблему представлял мусор, который длительное время накапливался у ее стен. Учитывая, что здание расположено в горах, вывозить его оттуда было нелегко.

— Главное — мусор не просто собрать, а правильно и надежно складировать для вывоза, чтобы в марте-апреле следующего года мы смогли его найти под толщей снега, — отмечал тогда председатель «Зеленой Арктики» Алексей Рудковский.

После того как уборка была завершена, волонтеры — каждый год туда отправлялась партия добровольцев, насчитывавшая около 10 человек, прибывших из разных регионов России, — занялись ремонтом самого здания. Обустроили одну из комнат, поставили новую печь, чтобы приютом можно было пользоваться и зимой, когда, собственно, совершаются восхождения на Рай-Из.

Инициативу поддержали и в региональном правительстве. В 2017 году «Высота 868» выиграла сразу два гранта департамента молодежной политики и туризма ЯНАО — как лучший проект по развитию внутреннего туризма на Ямале и лучший проект в сфере социального туризма. По данным, опубликованным на сайте Ростуризма, общая сумма грантов должна была составить около 1 млн рублей.

Экспедиция, состоявшаяся летом 2019-го, которую и в «Зеленой Арктике», и в региональных СМИ называют финальной, по словам Евгения Рожковского, тоже прошла при поддержке регионального правительства. В этот раз занимались добровольцы в основном внутренними работами.

— Отремонтировали потолок, переделали комнаты, поставили нары, сделали еще одну печь. Сейчас этой частью уже можно пользоваться как полноценным туристическим приютом в том числе зимой, — говорит представитель «Зеленой Арктики».

Теперь, по его словам, метеостанция может одновременно принимать до 20 человек. Помимо подготовленных помещений, их там будут ждать оставленные добровольцами запасы питьевой воды и топлива.

От «Мертвой дороги» до станции Папанина

Обустройство «Высоты 868» укладывается в общий тренд по развитию экстремально-исторического или природно-исторического туризма как на территориях Полярного и Приполярного Урала, так и ближе к полюсу.

Практически одновременно с проектом на Рай-Из на Ямале появилась общественная инициатива по созданию музея Трансполярной магистрали — едва ли не последней большой сталинской стройки, в ходе которой в условиях вечной мерзлоты заключенными ГУЛАГа было проложено около 700 км рельсов между Салехардом и портом Игарка. Часть уцелевших с тех времен объектов расположена как раз на территории Полярного Урала.

Устроить музей предлагалось под открытым небом на базе уцелевших объектов так называемой 501-й стройки (это и остатки железнодорожных путей, и станционные или лагерные постройки) за счет средств, выделенных администрацией Надымского района. Проект еще одного подобного музея, расположенного на территории бывшей станции Ярудей между Надымом и Салехардом, к тому времени уже был в процессе реализации — автор идеи краевед Вадим Гриценко и созданный им фонд «Наследие Севера» с помощью коммерческих спонсоров начали ремонт сохранившихся бараков лагерной охраны. Еще в 2017-м одно из расположенных в Новом Уренгое туристических агентств начало предлагать туры к «Мертвой дороге». В том числе в программу однодневных поездок, пользовавшихся спросом у жителей региона и у иностранцев, входило посещение станции Ярудей. А в перспективе — и ночевка в одном из отремонтированных бараков. Продвигать такие маршруты в турагентстве планировали в том числе и на зарубежных туристических мероприятиях.

Однако в 2019 году срок аренды этого участка истекает, и сможет ли фонд сохранить на него права, неясно. Еще одна проблема, как объяснил тогда Вадим Гриценко «Известиям», заключалась в том, что немногочисленные сохранившиеся деревянные строения, не имеющие музейного статуса и оставшиеся без присмотра, продолжали неумолимо разрушаться.

Есть похожие проекты и намного севернее. В частности, национальный парк «Русская Арктика», в который входят архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, не так давно объявил о планах по реконструкции полярной станции Ивана Папанина, расположенной на острове Гукера Земли Франца-Иосифа — к 2021 году ее планируется превратить в музей под открытым небом и визит-центр для туристов, прибывающих на остров в том числе с арктическими круизами.

В самой «Зеленой Арктике» — одновременно с работами на «Высоте 868» — также занимаются уборкой на арктических островах Вайгач, Вилькицкого и Белый (о них «Известия» писали ранее). В основном речь идет о наследии советских полярных метеорологических станций и военных баз, которым впоследствии рассчитывают дать «вторую жизнь». Когда территория будет подготовлена, там заработают стационары для ученых, открытые и для туристов. Если те, конечно, смогут на острова попасть.

— Если вы путешественник, вы, конечно, можете воспользоваться этими базами, просто не каждый туда доберется. Это же Арктика, туда на вертолете до 15 часов лететь, — говорит Евгений Рожковский.

Вне зоны доступа

По данным национального парка «Русская Арктика», несмотря на труднодоступность, поток посетителей здесь в последние годы вырос: в 2018 году его посетили чуть более тысячи человек — это меньше, чем в 2017-м и 2015-м, но больше, чем в 2013, 2014 и 2016 годах. В среднем цифра колеблется в районе 1–1,2 тыс. человек за сезон. Вероятнее всего, показатель не увеличивается в силу труднодоступности островов и жесткости сезонных рамок — сезон здесь приходится только на лето, а его фактическая длительность зависит от погоды.

Автор цитаты

Попасть к российским арктическим архипелагам сегодня можно только на борту круизного лайнера или атомного ледокола. При этом, как ранее пояснял директор «Русской Арктики», стоимость такого путешествия составляет в среднем 800 тыс. рублей, если ехать из Лонгйира (столица архипелага Шпицберген), и от 1,5 млн до 2,5 млн рублей, если речь идет о туре на отечественном ледоколе. Чтобы снизить стоимость, в национальном парке уже предложили оборудовать пункты дозаправки для вертолетов — по подсчетам Александра Кирилова, это может снизить стоимость путешествия примерно на 200 тыс. рублей, а главное, сократить время, которое потребуется на поездку (от Большой земли ЗФИ отделяет около 1,2 тыс. км).

Первозданная природа Полярного Урала для путешественников все-таки доступнее, чем Арктика, хотя добраться туда из других регионов тоже будет нелегко. По данным департамента молодежной политики и туризма ЯНАО, ежегодно на Ямал приезжает почти 200 тыс. человек.

— По итогам 2018 года количество туристов, побывавших в нашем регионе, — 172 тыс. человек. Мы уверены, что в этом году мы вплотную приблизимся к отметке 200 тыс., возможно, этот рубеж символически не перешагнем, но перешагнем совершенно точно в 2020 году, — заявил глава регионального туристического департамента Наиль Рафаилович, выступая в апреле 2019 года на тематической сессии в Салехарде.

При этом, по его словам, поток туристов с каждым годом увеличивается примерно на 20%. Растет в том числе и доля иностранцев. И на Ямале, очевидно, намерены сделать ставку на дальнейшее развитие этого направления: именно разработке региональной стратегии была посвящена апрельская сессия в Салехарде. Кроме того, в регионе уже обновили собственный туристический портал с подробной информацией по доступным турам и имеющимся достопримечательностям.

В основном люди едут за северной экзотикой. Так, наиболее популярными достопримечательностями, по данным ТАСС, оказались стела «Полярный круг», установленная в Салехарде (это единственный город на полярном круге), и музей, в котором хранится мамонтенок Люба, обнаруженный археологами на Ямале в 2007 году. Спросом пользуется также природный, экстремальный и экологический туризм — на территории региона расположены сразу несколько природных парков и заказников, приехать в которые могут как опытные походники и альпинисты, так и люди без соответствующей подготовки.

Сейчас правительство ЯНАО занимается развитием туристической инфраструктуры в регионе. Летом прошлого года в туристическом департаменте ЯНАО рассказали о разведке нескольких новых эко-маршрутов. В этом году сотрудники «Ямалтура» занялись обустройством одной из самых популярных природных достопримечательностей этих мест — протекающей недалеко от хребта Рай-Из реки Собь. Там были установлены бочки для сбора мусора, который ежегодно в больших количествах оставляют приезжающие на сплав туристы.

«Приходит кто-то безответственный»

На самой метеостанции на горе Рай-Из в будущем планируют открыть небольшой музей. Он, по задумке представителей «Зеленой Арктики», будет посвящен ее работе и быту метеорологов.

— Будут экспонаты тех времен: какое-то оборудование метеостанции, чем пользовались работники, какие-то будут статьи, вырезки. Создадим некую музейную комнату, где турист смог бы ознакомиться, где он находится и какая тут жизнь протекала, — рассказывал журналистам Андрей Умников, исполнительный директор «Зеленой Арктики».

Метеостанция уже значится в качестве одного из пунктов двухдневного маршрута восхождения на гору Рай-Из, опубликованного на сайте «Службы по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа». В конце июня 2019-го в официальной группе регионального департамента молодежной политики и туризма сообщили, что в ближайшее время одна из местных туристических компаний разработает программу, для которой посещение станции станет опорной точкой.

«В настоящее время туроператором «Ясавэй» разрабатывается турпакет, в котором «Приют на высоте 868» будет представлен в качестве одной из знаковых туристских дестинаций Ямала», — говорится в сообщении.

На сайте туристической компании указано, что она специализируется на путешествиях по Ямалу и уже предлагает двухдневный тур по землям Полярного Урала с посещением горы Рай-Из и горы Черная, а также ледника Романтиков. Сейчас стоимость такой поездки начинается от 70,5 тыс. рублей за человека.

Трудность, однако, заключается не только в восстановлении, но и в дальнейшем содержании таких объектов. Даже нынешняя экспедиция к «Высоте 868», которая была названа финальной, скорее всего, будет далеко не последней, признают в «Зеленой Арктике». Следить за деревянным строением, открытым для посещения всеми, кто оказывается в горах, нужно будет постоянно. Постройка страдает не только из-за непогоды (гора Рай-Из славится сложными метеоусловиями), но и в силу простого человеческого фактора.

В этом году, например, добровольцы поехали туда именно потому, что туристы, побывавшие на склоне, принесли, как говорит Евгений, «печальные новости»: кто-то из предшественников, уходя, оставил дверь на чердаке открытой. В результате обрушился прогнивший под воздействием осадков потолок, вновь сделав станцию непригодной для жилья.

— Подобных мест — заброшенных объектов — на Урале много, но что с ними, мы не знаем, потому что даже тут всё было очень и очень сложно. За такими зданиями нужно следить, навещать их хотя бы раз в квартал, поддерживать. А потом приходит туда кто-то безответственный и всё может разрушить сразу, — заключает Евгений Рожковский.

Загрузка...