Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Мастер Ли: как один человек придумал Mustang и спас Chrysler
2019-07-05 13:49:09">
2019-07-05 13:49:09
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«У вас в голове могут рождаться распрекрасные идеи, но, если вы не умеете довести их до сознания слушателей, вы ничего не добьетесь». Знаменитый менеджер и по совместительству автор самых заметных побед в автомобильной отрасли Ли Якокка очень часто изъяснялся афористично и с нескрываемым пафосом. Но штука в том, что он мог себе это позволить — как отец Ford Mustang, спаситель корпорации Chrysler, автор книги «Карьера менеджера» да и просто как легенда автомобильного бизнеса. Выдающийся гений маркетинга ушел из жизни в возрасте 94 лет. «Известия» решили вспомнить, каким останется в памяти Якокка.

На подъеме в гору обшарпанный Ford 1938 года выпуска снова встал. Студент Лихайского университета Лидо Якокка выругался в адрес безликого менеджера из центрального офиса фирмы в Дирборне: снова полетела шестерня в коробке передач.

«Тем, кто сконструировал такой плохой автомобиль, — сказал Лидо вслух, — точно требуется моя помощь».

Зовите меня Ли

В августе 1946 года после окончания университета и защиты диссертации в Принстоне он в возрасте 22 лет попадает в компанию Ford в качестве инженера-стажера. Но менее чем через год понимает, что инженерная работа не для него.

Якокку больше интересует маркетинг, сбыт, и он самостоятельно устраивается в небольшое подразделение Ford в Пенсильвании, где занимается продажей автомобилей прокатным фирмам. Когда Ли стал добиваться успехов, ему поручили обучать дилеров искусству продажи грузовиков. Здесь ему пригодились занятия по психологии в Лихайском университете.

Ли Якокка за рулем автомобиля Chrysler LeBaron Convertible

Ли Якокка за рулем автомобиля Chrysler LeBaron Convertible

Фото: Getty Images/Bettmann

Автор цитаты

«В те дни еще не существовало прямого набора нужного номера, поэтому всегда приходилось соединяться с абонентом при помощи телефонистки. Обычно она спрашивала мою фамилию, я отвечал: «Якокка». Телефонистки, разумеется, понятия не имели, как такая фамилия пишется, и при этом постоянно возникали трудности. Затем меня просили назвать свое имя, и, когда я говорил «Лидо», телефонистки взрывались смехом. Наконец я подумал: «А кому это нужно?» И стал называть себя Ли». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Звездный час Якокки пробил в 1956-м, в то время он был помощником управляющего сбытовой конторой округа Филадельфия. Чтобы поднять слабые продажи автомобилей, Ли придумал схему, по которой покупатель нового «Форда» первоначально оплачивал только 20% стоимости машины, а затем в течение трех лет ежемесячно гасил долг взносами по $56.

Для молодого, еще недавно безвестного менеджера план «56 за 56» означал переезд в Дирборн и последующий стремительный рост по карьерной лестнице до президента компании, которым он стал в 1970-м.

Укрощение «Мустанга»

Переехав в штаб-квартиру, Якокка объединил группу талантливой молодежи. Каждый четверг они встречались за обедом в отеле «Фэрлейн инн» в Дирборне и обсуждали автомобили. Они предчувствовали, что в ближайшие несколько лет автомобильный рынок кардинально изменится. На него вот-вот должны выйти миллионы молодых людей, появившихся на свет в период послевоенного бума рождаемости. Перемены происходили и в других возрастных группах — покупатели отказывались от скромных моделей в пользу более броских и роскошных, не экономили на опциях. Всё большее количество машин покупали женщины.

Автор цитаты

«Новый автомобиль, несомненно, должен быть спортивного стиля с характерным внешним видом, вызывающим легкий налет тоски по молодости. Его нужно легко распознавать в потоке других машин. Вообще его следовало сделать непохожим ни на какую другую модель. Он должен быть прост в управлении и маневрировании, но в то же время вмещать четырех человек, а также иметь достаточно объемный багажник. Он должен быть спортивным автомобилем и вместе с тем более чем спортивным. Мы хотели сконструировать автомобиль, на котором можно в пятницу вечером съездить в загородный клуб, в субботу совершить длительную прогулку на природу, а в воскресенье отправиться в церковь». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Было решено создать одну базовую модель с широким набором вариантов отделки и дополнительного оборудования — это позволило бы продавать ее в больших количествах и по низкой цене. А для того чтобы снизить затраты на разработку, в конструкции использовали узлы и агрегаты популярного Ford Falcon.

Ford Mustang

Ford Mustang

Фото: assets.mustangandfords.com

Первый Ford Mustang сошел с конвейера уже 9 марта 1964 года, через 571 день после того, как был выбран дизайн будущей модели. Год спустя продажи достигли 418 тыс. машин, причем покупатели зачастую не жалели денег на опции, добавляя тысячу долларов сверх базовой цены в $2368. За два года продаж Mustang принес «Форду» миллиард чистой прибыли и стал родоначальником класса «пони-каров», породив множество подражаний.

Автор цитаты

«Столько людей стали провозглашать себя отцом «Мустанга», что я не рискнул бы показаться на людях с его матерью!» (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Lincoln Continental Mark III

Якокка не был конструктором «Мустанга», но он умел предугадывать тайные желания покупателей. На фото: Lincoln Continental Mark III

Фото: acarisnotarefrigerator.files.wordpress.com

Ford Thunderbird, слишком большой для покупателей этой марки, он превратил в Lincoln Continental Mark III с огромной хромированной решеткой в стиле Rolls-Royce и выштамповкой на крышке багажника, имитирующей запаску. По мнению журналистов, вышло безвкусно, однако новое имя и новый стиль принесли машине успех.

Мини-автомобили и большие проблемы

Еще одним несомненным успехом Якокки стала маленькая переднеприводная «Фиеста» — в Европе она фактически повторила американский успех «Мустанга». Ли сумел убедить Генри Форда II выделить миллиард на производство этой модели, хотя любимым выражением всесильного босса было «мини-автомобили — это мини-прибыли».

Дело в том, что талантливый менеджер заметил важный тренд: американцы охотно покупали VW Beetle и японские компакты. Кроме того, в 1973 году грянул нефтяной кризис, поставивший под вопрос существование классических американских пожирателей бензина. Поэтому Якокка решил запустить на американском рынке увеличенную версию «Фиесты». Двигатели для нее он придумал закупать у японской «Хонды» по выгодной цене, однако это вызвало недовольство профсоюза и Генри Форда II. Эта история имела катастрофические последствия, считает журналист Пол Инграссия.

Автор цитаты

«Согласись Форд закупать двигатели «Хонды», эта маленькая тогда компания, возможно, никогда и не решилась бы производить мотоциклы, машины и вообще что-либо в Америке. Японские автопроизводители увеличили бы экспорт на американский рынок, но тем самым почти наверняка спровоцировали бы политиков на ограничение их продаж в США — если не бессрочно, то во всяком случае на долгие годы. Однако провал переговоров с «Фордом» убедил руководство «Хонды» в том, что стоило рискнуть и начать производить автомобили в Америке. Ведь «Хонда» опасалась не только реакции США на увеличение импорта: на собственном, японском рынке ее теснили такие старожилы, как «Тойота» и «Ниссан» (Инграссия П. «Падение титанов. Сага о «Форде», «Крайслере», «Дженерал Моторс» и упущенных возможностях»)

Не заладилось у «Форда» и с другой компактной американской моделью — «Пинто». Представленный в 1971 году автомобиль стоил дешево и пользовался бешеной популярностью. Однако вскоре выяснилось, что при ударе в корму Pinto может загореться. Дело было не столько в бензобаке, располагавшемся за задней осью, сколько в конструкции его крышки, из-за чего топливо при аварии выливалось на дорогу.

Ford Pinto

Ford Pinto

Фото: i.wheelsage.org

Эта конструктивная особенность стоила «Форду» сотен исков и нанесла серьезный урон престижу фирмы. Автопроизводитель в итоге отозвал почти полтора миллиона Pinto и соплатформенных Mercury Bobcat. Это произошло в июне 1978 года, за месяц до увольнения Якокки.

К этому моменту его конфликт с Генри Фордом II достиг пика: дело было не столько в проблемах с Pinto — Якокка на посту президента вел себя слишком независимо. Увольнение Ли было обставлено максимально унизительно. По контракту Ford должен был предоставить ему какую-нибудь должность, пока он не найдет работу. В итоге из кабинета размером с огромный номер в шикарной гостинице он переехал в крохотную комнатку с потрескавшимся линолеумом, маленьким столом и телефоном на нем.

Спасая «Крайслер»

Сразу после увольнения из «Форда» пошли слухи, что Якокка возглавит Chrysler — дела корпорации шли из рук вон плохо и приход такой значимой фигуры мог бы ее спасти. Так и произошло в ноябре 1978 года. В день прихода Якокки в Chrysler убытки компании достигли рекордных $160 млн, но при этом акции компании на бирже выросли, и это стало признаком доверия новому президенту.

Автор цитаты

«Менее чем через три месяца после моего прихода в «Крайслер» всё полетело в тартарары: 16 января 1979 года шах бежал из Тегерана. За несколько недель цена на бензин повысилась вдвое. Сначала энергетический кризис поразил Калифорнию, а в мае журнал «Ньюсуик» посвятил ему передовую статью. Еще через месяц кризис достиг восточных штатов. В последний уик-энд июня почти невозможно было найти работающую автозаправочную станцию». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Однако у Chrysler и без этого хватало проблем. По словам Ли, автопроизводитель не функционировал как целостная корпорация, а представлял собой «клубок мини-империй». Причем ни одна из этих империй не обращала внимания на то, что делали другие.

Plymouth Fury

Plymouth Fury

Фото: i.wheelsage.org

Совет директоров не получал финансовых сводок, производство автомобилей не было связано с заказами покупателей или заявками дилеров. Существующие модели имели репутацию чопорных и скучных, а качество их сборки было было ужасающим. В итоге на гигантских площадках скапливались запасы нераспроданных машин — одно время их количество достигало 100 тыс.

Dodge Omni

Dodge Omni

Фото: live.staticflickr.com

У Chrysler были и новые модели — переднеприводные компакты Plymouth Horizon и Dodge Omni, разработанные совместно с европейским подразделением. Однако до очередного нефтяного кризиса они продавались слабо.

Chrysler славился своими конструкторами, которые всегда шли впереди коллег из Ford и GM. Однако в управлении компанией царила анархия, и Якокке пришлось переманивать в корпорацию опытных менеджеров в основном из компании Ford. Ему пришлось прибегнуть к радикальной хирургии: было закрыто несколько заводов, продано производство танков. Ли, не так давно сам переживший трагедию увольнения, был вынужден массово сокращать персонал, и рядовых работников, и начальников. В течение трех лет Якокка уволил 33 из 35 вице-президентов, почти по одному каждый месяц.

В то же время дилеры платили клиентам $50 только за внимание к продукции Chrysler. Кроме того, покупатель мог вернуть машину в пределах тридцати дней, если она ему не понравилась. В этом случае с него удерживались $100 «амортизации».

Миллиард и один доллар

Якокка пытался найти инвесторов, но большинство из них оказывались мошенниками. Не сложился и альянс с VW, хоть и на фоне слухов о возможном слиянии акции Chrysler даже подросли. Дело шло к банкротству, и тогда Якокка решил просить помощи у правительства США. Ранее с аналогичной просьбой к конгрессу обращался председатель совета директоров Chrysler Джон Риккардо. Он просил миллиард на два года, чтобы компенсировать суммы, расходуемые на соблюдение установленных правительством правил безопасности и норм загрязнения атмосферы.

Якокка, сменивший Риккардо на посту председателя совета директоров, оказался более убедителен, представив план реорганизации компании и напирая на то, что банкротство Chrysler обернется катастрофой национального масштаба. В итоге правительство согласилось выступить поручителем при выдаче «Крайслеру» $1,2 млрд от частных кредиторов, причем заем выдавался под низкий процент. Полгода упорных переговоров с банками, и корпорация оказалась спасена.

Несмотря на то что компании получали гарантированные правительством займы и ранее, решение конгресса помочь «Крайслеру» было встречено прессой и деловыми кругами в штыки. Большинство считало, что оно нарушает дух свободного предпринимательства. Wall-Street Journal, например, предлагал дать фирме «умереть с достоинством».

Жесткий план реорганизации предусматривал не только новые увольнения и закрытия заводов, но и сокращение зарплат. И тут Якокка не мог обойтись без эффектного жеста, сократив собственное жалованье до одного доллара в год. Тем не менее ему удалось договориться выбить из профсоюза согласие на уступки в оплате рабочих. Как он признается позже, в переговорах ему помогло умение играть в покер — умную игру, позволяющую научиться, когда следует воспользоваться преимуществом, когда пасовать, а когда и поблефовать.

Plymouth Reliant

Plymouth Reliant

Фото: i.wheelsage.org

Главную ставку Chrysler делал на новую переднеприводную платформу K, разработанную соавтором «Мустанга» Хэлом Сперлихом. Построенные на ней Plymouth Reliant и Dodge Aries могли вместить семью из шести человек и вместе с тем были достаточно легкими и экономичными. Несмотря на фальстарт, связанный с производственными трудностями, объем продаж компании вырос, и к концу 1981 года модели K-семейства заняли 20% сегмента компактных автомобилей.

Следующий год корпорация закончила с небольшой прибылью, а в 1983 году заработала рекордные в своей истории $925 млн.

Благодаря новому пакету акций компания погасила треть гарантированных займов, и здесь Якокка снова сделал эффектный жест. В июле 1983 года он заявил, что Chrysler готов выплатить оставшуюся сумму на семь лет раньше установленного срока, и торжественно предъявил чек на сумму $813 млн.

«Если сможете найти лучший автомобиль — купите его», — обращался Ли Якокка с телеэкранов в рекламе Chrysler. Спасение корпорации принесло ему настоящую славу. Поговаривали, что он хочет баллотироваться в президенты. В 1984 году Якокка в соавторстве с Уильямом Новаком выпустил автобиографию, которая в русскоязычном издании получила название «Карьера менеджера». В ней он описал Генри Форда II настоящим негодяем и злодеем, а себя лучшим кризисным менеджером.

Сложно быть Якоккой

Он всё еще был у руля Chrysler и умел предугадывать желания покупателей как никто другой. Стараниями Якокки был запущен в производство первый в мире минивэн — Dodge Caravan. Модель строилась на той же K-платформе и в условиях демографического бума оказалась очень успешной. Она помещалась в обыкновенный гараж и в то же время имела третий ряд сидений и достаточно места для семьи и детских вещей.

Dodge Caravan

Dodge Caravan

Фото: motor1.com

Успех минивэнов навел Якокку на мысль, что американцам требуется еще и автомобиль для активного образа жизни. Это стало поводом для покупки компании American Motors и принадлежащего ей производителя внедорожников Jeep.

Однако легендарный Ли всё чаще ошибается.

Он приобретает авиастроительную компанию Gulfstream, известную бизнес-джетами, но будет вынужден продать ее спустя четыре года, когда у Chrysler начнутся трудности. Та же самая судьба ждет и еще одно приобретение — Lamborghini.

Chrysler TC by Maserati

Chrysler TC by Maserati

Фото: i.wheelsage.org

Он вкладывает сотни миллионов в совместное предприятие с Maserati, но появившийся в результате сотрудничества родстер TC стоит дорого и продается из рук плохо. Якокка даже планировал приобрести GM, но позже признался, что проще купить Грецию.

Автор цитаты

«Существует широко распространенный миф, будто мы, менеджеры автоиндустрии, каким-то образом манипулируем публикой, будто мы диктуем потребителю, какие именно автомобили ему следует покупать, и будто потребитель слушается нас. Когда я это слышу, я всегда усмехаюсь и думаю: «О, если бы это было правдой!» А правда состоит в том, что мы в состоянии продать лишь то, что клиент хочет купить. По существу, мы в гораздо большей степени следуем за спросом публики, чем формируем его. Мы, естественно, изо всех сил стараемся убедить людей покупать нашу продукцию. Но иногда даже наши самые большие усилия остаются тщетными». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Будучи самым высокооплачиваемым менеджером в автоиндустрии, он стремится соответствовать статусу, но это отнимает массу времени и сил — и в итоге у Ли всё меньше возможностей сосредоточиться на автомобилях. Ли возглавляет работы по реставрации статуи Свободы, входит в комиссию конгресса по сокращению бюджета, пишет вторую книгу. На своей итальянской вилле делает собственное вино и оливковое масло. Тратит значительные суммы на исследование способов лечения диабета, от которого умерла его первая жена.

«Критики говорили, что это отвлекало его и явилось причиной сегодняшних проблем Chrysler. Отвлекало или нет, но ясно, чтобы быть героем, значит, прикладывать много времени и сил», — писала Wall Street Journal. Сам Якокка признавался, что просто выдохся.

Автор цитаты

«Десять лет назад я был полон энергии и задора. Но увольнение из компании «Форд», кризис в корпорации «Крайслер» и особенно потеря моей жены сделали свое дело. (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Старики-разбойники

Якокка ушел на пенсию в 1992 году, сделав своим преемником Боба Итона, человека скромного, но в то же время решительного. Однако три года спустя он внезапно поддержал бизнесмена и крупнейшего акционера Chrysler Кирка Керкоряна, попытавшегося приобрести компанию. Правление отказалось от сделки, посчитав ее попыткой недружественного поглощения.

Поведение Якокки сочли предательством и даже подали на него в суд за то, что Ли разгласил Керкоряну конфиденциальную информацию. Юридическая война стоила ему репутационных потерь и отняла много сил. Более того, экс-главе было запрещено публично говорить о Chrysler в течение пяти лет.

Автор цитаты

«Мне встречалось много людей, которые больше моего понимали в автомобилях. И тем не менее я их оставил далеко позади. Почему? Потому что я жестко обхожусь с людьми? Вовсе нет. Невозможно сколько-нибудь долго добиваться успехов, набрасываясь на людей с бранью. Надо уметь говорить с ними откровенно и просто». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Слияние Сhrysler с Daimler Якокка не одобрил, считая ее поглощением американской компании. А назначение Итона, убедившего совет директоров пойти на сделку стоимостью $36 млрд с немцами, назвал большой ошибкой.

На пенсии он занимается оливковым маслом, ресторанным бизнесом и даже электрическими велосипедами, хотя двухколесного Илона Маска из Ли не получилось. В 2008-м он снова понадобился Chrysler: альянс с Daimler распался и над компанией снова нависли тучи.

«Не паникуйте, — говорил 83-летний Ли встретившим его овациями рабочим. — Всё будет хорошо». В этот раз он мог поддержать терпящую бедствие компанию только словами, но оказался прав: Chrysler был снова спасен, но теперь уже правительством США и Fiat.

Загрузка...