За деньгами и за запахом тайги: можно ли остановить отток людей из Арктики
В понедельник, 3 июня, завершается срок, отведенный для публичных обсуждений законопроекта, направленного на поддержку предпринимателей и инвесторов в Арктике. После этого документ должен попасть на утверждение правительства и уже оттуда — в Государственную думу. При этом представители общественных и экспертных организаций, связанных с арктическими территориями, говорят, что на севере принятия закона уже ждут. Предусмотренные им меры поддержки, казалось бы, направленные на крупные добывающие компании, в действительности могут быть использованы малым и средним бизнесом: именно его участие, по мнению экспертов, необходимо для решения ряда критически важных для дальнейшего развития Арктики вопросов. Подробнее о новом документе, дополнительных инструментах поддержки и о том, могут ли в новых условиях работать привычные «северные» льготы, — в материале «Известий».
Арктический закон
Проект федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» был вынесен на обсуждение в конце апреля. Текст законопроекта опубликован на официальном портале правовой информации.
Документ, разработанный в Минвостокразвития, призван обеспечить дальнейшее экономическое развитие этих территорий, помочь в привлечении в регион инвесторов и предпринимателей (в том числе за счет предоставления мер поддержки), а также ускорить решение накопившихся проблем в социальной сфере.
«Настоящий Федеральный закон определяет правовой режим Арктической зоны Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», — отмечается в тексте документа.
Речь в том числе идет о предоставлении налоговых и социальных льгот. Кроме того, законопроект подробно оговаривает механизм взаимодействия между государственными или муниципальными органами и бизнесом на этих территориях: порядок подачи заявок на реализацию того или иного проекта, оформления земельных участков и т.д.
Его действие распространяется сразу на несколько субъектов Российской Федерации. Полностью входят в Арктическую зону Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Также под действие закона попадают отдельные территории Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха, Красноярского края и Архангельской области. Распространяться предусмотренные законопроектом меры поддержки инвесторов и бизнесменов будут и на прилегающие внутренние морские воды, а также на арктический континентальный шельф Российской Федерации.
На трех уровнях
Разработать документ, который позволил бы активнее привлекать инвестиции в Арктику, в конце марта поручил Владимир Путин. При этом предполагалось, что особый акцент будет сделан на поддержке проведения геологоразведочных работ, а также проектов по строительству объектов инфраструктуры с привлечением частных инвестиций. Внести его на рассмотрение Государственной думы должны до 1 июля.
За основу авторами документа был взят опыт Дальнего Востока и в первую очередь свободного порта «Владивосток», рассказал один из авторов документа, заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Александр Крутиков, однако арктические реалии потребовали особого подхода.
— Мы взяли всё лучшее, что работает и востребовано бизнесом на Дальнем Востоке, однако полностью скопировать его преференциальный режим невозможно по той простой причине, что издержки и риски в Арктике выше, — отметил замминистра в ходе дискуссии, состоявшейся на площадке Проектного офиса развития Арктики («ПОРА») в среду, 29 мая, и посвященной в первую очередь вопросам развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Для управления Арктической зоной предлагается ввести трехуровневую структуру. Мониторингом экономических процессов и решением вопросов, связанных с развитием территорий, должна заниматься специальная государственная комиссия. В качестве уполномоченного федерального органа, который будет ведать в том числе выдачей разрешений на строительство, вопросами предоставления и отчуждения земель, выступит Минвостокразвития (оно же устанавливает требования к резидентам, порядок подачи заявки для получения этого статуса, а также определяет, сколько иностранных сотрудников может быть в штате той или иной компании).
Заключать соглашения с потенциальными инвесторами, контролировать выполнение ими условий соглашения и защищать их интересы должна управляющая компания, которая будет установлена правительством.
Претендовать на включение в специально созданный реестр резидентов могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Для этого они должны подать специальную заявку с информацией о проекте, а также о земельном участке, который будет под него задействован. При этом, подчеркивается в сопроводительной записке к документу, потенциальный инвестор должен быть готов вложить в его реализацию не менее 500 тыс. рублей на протяжении первых трех лет.
Еще одно важное условие: инвестор должен прийти в Арктику впервые или предложенный проект должен быть связан с новым для потенциального резидента видом деятельности. То есть крупные компании, уже реализующие собственные проекты в Арктике, воспользоваться новыми преимуществами по умолчанию не смогут. Для этого им нужно будет диверсифицировать свою деятельность.В случае успеха бизнесмены смогут рассчитывать на налоговые льготы и на особые условия заключения концессионных соглашений, ведения градостроительной деятельности и земельных отношений.
— Пониженные налоговые ставки в Арктике предлагается установить на весь срок действия инвестиционного проекта. Кроме того, они будут действовать не внутри опорных зон и территорий опережающего развития, а на всей территории Арктической зоны РФ, — рассказал Александр Крутиков.
Также речь может идти о применении правил свободной таможенной зоны и о более гибких правилах при въезде и выезде иностранцев, работающих на территории Арктической зоны (количество сотрудников-иностранцев для каждой компании-резидента будет определяться государственными органами).
Отдельно в законопроекте оговаривается порядок финансирования новых объектов инфраструктуры (в том числе транспортной, социальной, энергетической) и модернизации существующих. Средства предлагается выделять из федерального, региональных и муниципальных бюджетов, а также привлекать за счет частных компаний с применением механизмов государственно-частного партнерства.
«Сегодня проблематичным является всё»
Прежде всего закон определяет правила игры для крупных энергетических компаний, заинтересованных в разработке углеводородов в Арктической зоне РФ и в районе шельфа. Потенциально коснуться он может и проектов, связанных с развитием арктического туризма, о котором в России говорят всё активнее.
Так, в национальном парке «Русская Арктика», ранее заявляли о планах по финансированию новых объектов за счет механизмов государственно-частного партнерства, в том числе за счет средств, предоставленных инвесторами. Речь идет, например, о строительстве научно-туристических центров на архипелаге Земли Франца-Иосифа и на Новой Земле, где планируется развивать туристическую инфраструктуру. В национальном парке их стоимость оценили почти в 800 млн рублей.
Потенциально новый законопроект может помочь решить и более глобальные вопросы, связанные с социально-экономическим развитием региона. Например, присутствие крупных корпораций позволит улучшить инфраструктуру и частично решить проблему с рабочими местами. За счет этого, возможно, получиться не только остановить отток населения из Арктики, но и привлечь работников из других регионов, готовых на Севере остаться.
— Мои собственные родители ездили работать на Север ради романтики и запаха тайги, но сейчас, безусловно, всё диктует экономика. Я считаю, что если нам удастся создать интересные условия, то достаточно большое количество молодых людей потенциально могут переехать в Арктику, жить там, а не работать вахтовым методом, и развивать собственное дело, — цитирует пресс-служба офиса «ПОРА» заместителя председателя комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дениса Кравченко.
Однако для устойчивого развития региона и постепенного решения ряда специфических для этих территорий вопросов необходимо присутствие малого и среднего предпринимательства, убеждены эксперты.
— Сегодня в Арктике проблематичным является всё — завоз продуктов, учебников, запчастей… Серьезную долю этих проблем и должен решать малый бизнес, — рассказал «Известиям» президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, депутат Государственной думы Григорий Ледков.
И здесь, по его мнению, речь в первую очередь идет о местных жителях: «Когда мы говорим о необходимости поднимать малый бизнес в Арктике, никто не ожидает, что предприниматели из Самары или Омска массово начнут переезжать за полярный круг. Всем ясно, что малый бизнес будет прирастать за счет местных жителей».
В Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «Известиям» рассказали, что законопроект поддерживают и надеются, что он будет принят в ближайшем будущем. Тем более что из-за сокращения числа небольших предприятий рабочие места теряют в том числе и представители коренных и малочисленных народов Севера (КМНС). То есть меры, поддерживающие малый и средний бизнес в Арктике, косвенно влияют и на их качество жизни.
Протянуть «удочку»
Несмотря на внимание, которое уделено развитию инфраструктуры, текущий законопроект имеет в первую очередь экономическую, а не социальную направленность, и речи о дополнительных льготах для жителей Арктики в нем не идет. Это — тема отдельная и и намного более широкая. Об этом в том числе говорили эксперты в ходе дискуссии, организованной Проектным офисом развития Арктики.
— Мы не можем обеспечить оленеводам, проживающим в Арктической зоне Архангельской области, например, принципиально иные условия хозяйствования, чем для их соплеменников, проживающих не в арктической части региона, тем более что зачастую это кочевые народы. Крайний Север — это область, которая шире полномочий Минвостокразвития, — отметил Дмитрий Фишкин, заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
В то же время отличительной особенностью документа является тот факт, что он ориентирован не только на интересы крупных корпораций. Воспользоваться теми же механизмами поддержки могут как энергетические гиганты, так и небольшие компании, рассказал «Известиям» Дмитрий Белов, директор по развитию торговой марки «Сделано в Арктике», объединяющей региональных производителей.
— Он рассчитан на все виды инвестиций и, что редкость, на малый бизнес тоже. На заседании в Проектном офисе развития Арктики я задал прямой вопрос об ограничениях в законопроекте для малого бизнеса одному из авторов — заместителю министра Минвостокразвития Александру Крутикову. Он ответил буквально следующее: «Ограничение для малого бизнеса только одно: сумма инвестиций не должна быть ниже полумиллиона рублей», — объясняет Дмитрий Белов.
Поддержка коренных и малых народов в стране регулируется отдельно, для этого еще в конце 1990-х был принят закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Однако в рамках работы над созданием новых инструментов экономической поддержки для северных территорий в целом продумать новые экономические преференции для местных жителей необходимо, отмечают в Проектном офисе развития Арктики. Тем более что традиционные промыслы, которые лежат в основе большинства местных предприятий, такие, как охота, рыбалка, оленеводство, важны для обеспечения устойчивости целых этносов. Нужна такая поддержка и тем, кто проживает в Арктике постоянно, но не относится к коренным и малочисленным народам, а значит, не попадает под действие отдельного закона, рассчитанного на защиту их интересов.
— Для того чтобы дать местному населению «удочку», экономический рычаг для развития предпринимательства, государство может поддержать их путем развития сетей хранения, переработки и реализации продукции, возобновления закупочной практики и кооперации. «Капиллярная» система развития Арктики в виде объектов малой инфраструктуры является необходимостью в принципе, не только для поддержки коренных народов, — пояснил «Известиям» Андрей Иванов.
Среди инструментов, которые, по его мнению, могли бы помочь развитию местных предприятий, — налоговые преференции и устойчивые каналы субсидирования для кооперативных объектов. Кроме того, развитие логистических возможностей, предоставление дополнительных льгот и субсидий может помочь решить вопрос с оленьими шкурами, которые остаются после забоя животных (это тысячи особей ежегодно). Сейчас, рассказывает Андрей Иванов, шкуры в основном выбрасываются просто потому, что вывезти их с удаленных северных территорий не представляется возможным. В результате оленеводы недополучают прибыль, которую могли бы выручить при продаже самих шкур или произведенных из них изделий.
В пересмотре, по мнению эксперта, нуждается и система «северных» льгот, которая внедрялась в советское время, при других экономических и социальных реалиях. Теперь же растущий соцпакет, который по закону должен предоставляться сотрудникам наряду с достаточно высокими «северными» зарплатами, может нанести удар по бюджету большинства компаний вне зависимости от размера. Крупные добывающие предприятия обходят его, в том числе нанимая вахтовых рабочих, но у малого и среднего бизнеса такой возможности нет. В результате предприятия закрываются или просто не могут расширяться. Страдают от этого опять же сами жители, которые вынуждены уезжать в поисках работы в другие регионы.
Поэтому, подчеркивает Андрей Иванов, необходимо использовать более гибкий подход, при котором с согласия потенциального сотрудника работодатель мог бы заменять одни льготы другими или варьировать сроки их предоставления.