Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Происшествия
В результате удара БПЛА по автомобилю в ЛНР погибла женщина
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Культура
Редкое издание «Бесов» Достоевского выставят на аукцион за 1,2 млн рублей
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Мир
Рютте признал отсутствие кораблей России и Китая у берегов Гренландии
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Политолог предрек войну между странами Евросоюза
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Общество
NYT сообщил об отказе Клинтонов давать показания в конгрессе по делу Эпштейна
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков

«На стороне полярников — государство»

Спецпредставитель президента РФ Артур Чилингаров — о том, как будет в ближайшее время развиваться Арктика
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские полярники в следующем году получат дрейфующую станцию «Северный полюс – 2020». Однако для подстраховки решено вморозить в арктические льды судно «Капитан Драницын», которое станет ее заменой. Помимо станции важнейшие проекты в регионе — буксировка айсбергов и изучение шельфа. Об этом в интервью «Известиям» на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге рассказал президент Ассоциации полярников, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

— 3 апреля подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность части территорий Арктики к продолжению российского континентального шельфа. Наша территория расширится на 1,2 млн кв. км. Насколько это событие важно для России?

— Это архиважная новость. Все, кто занимается Арктикой, ждут окончательного решения. Пока оно промежуточное.

Мы боремся за доказательство того, что Россия прирастает северными территориями. Речь идет о 1,2 млн кв. км, которые признаются международным сообществом как продолжение территории нашей страны. И это результат очень большой, сложной, многолетней работы ученых и специалистов Министерства природных ресурсов и экологии, гидрометслужбы и многих других структур. Я считаю это самым главным событием на форуме.

В Петербурге была поднята еще одна важная тема, на которую мало обращают внимание, — транспортировка айсбергов. Эта задача тоже выполнена — айсберг весом 1 млн т был транспортирован на расстояние 50 миль, чтобы обеспечить безопасность платформ. Если айсберг встает на пути платформ, его отводят, меняют траекторию.

— Ранее удавалось перемещать такие гигантские айсберги?

— Нет, такое было сделано впервые.

— Казалось бы, времена изучения Арктики с помощью научных станций на дрейфующих льдинах ушли в прошлое. Но сейчас обсуждается вопрос о возобновлении такой практики. Для чего сейчас нужны дрейфующие станции?

— Натуральные наблюдения — самые лучшие. Они связаны с риском — лед ломается. Но, к счастью, нам удалось сохранить контингент, который умеет работать в ледовых условиях дрейфующих станций. Я сам был начальником дрейфующей станции «Северный полюс – 19», поэтому знаю, как на этой льдине жить, как сохранить оборудование и, самое главное, людей.

Что касается дрейфующей станции, то решение уже принято — в 2020 году у нас будет станция «Северный полюс – 2020» (10 апреля на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» прошла церемония закладки ледостойкой самодвижущейся платформы. — «Известия»).

Но мы подстраховались. Мы планируем вморозить в лед «Капитана Драницына» — это один из ледоколов, который в зависимости от дрейфа массива всего арктического льда будет работать до тех пор, пока не выйдет на чистую воду. Он в течение годового цикла будет выполнять функцию дрейфующей станции.

— Почему именно корабль?

— Для того чтобы обеспечить безопасность. Сейчас очень непредсказуемый лед.

— Артур Николаевич, известно, что вы собираетесь в экспедицию на дно Марианской впадины вместе с Федором Конюховым. Специально для этого по заказу Фонда перспективных исследований строится глубоководный автономный аппарат «Витязь-Д». На какой стадии создание батискафа?

— Пока на стадии разговоров. Мы сказали, что мечтаем, но это не значит, что мы будем. Очень сложно сделать аппарат. Он дорогостоящий, быстро его не создашь — нужно минимум три года.

— Работы на Севере достаточно опасны. В 1985 году вы руководили операцией по спасению судна «Михаил Сомов». Что думаете о безопасности в Арктике тогда и сейчас?

— Сейчас прилагается много усилий, но самое главное, что на стороне полярников — государство. Раз оно участвует, безопасность гарантирована для любых работ, выполняющихся в Арктике. Есть два момента, о которых необходимо в обязательном порядке говорить всем, кто начинает работать в Арктике: безопасность человека и экологическая безопасность.

— В художественном фильме «Ледокол» один из капитанов командует жестко, а другой общается с экипажем как с друзьями. Каким должен быть командир?

— И жестким, и обязательным, и профессиональным. Он должен показывать пример личного мужества.

Читайте также
Прямой эфир