Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин выразил уверенность в росте объема перевозок по Севморпути до 100 млн т к 2030 году
Армия
ВС РФ ударили по сосредоточению живой силы ВСУ в Суджанском районе
Мир
Каллас заявила о вреде для Центральной Азии от антироссийских санкций
Общество
В СК возбудили уголовное дело в связи с крушением батискафа с россиянами в Египте
Мир
ЕС ввел санкции против Центризбиркома Белоруссии
Мир
Губернатор Красного моря заявил о наличии лицензии у затонувшего батискафа
Общество
Путин предложил создать центр по изучению вечной мерзлоты
Пресс-релизы
Иран представит работы известных современных художников на ярмарке «Арт Россия»
Общество
Совфед одобрил закон о сдаче ОГЭ только по двум предметам в трех субъектах РФ
Мир
СМИ узнали об ущербе в €11 млрд для Германии из-за тарифов США на автомобили
Мир
Венгрия надеется на принятие США исключения из санкций для АЭС «Пакш-2»
Общество
Путин заявил о стремлении РФ к равноправному сотрудничеству в Арктике
Мир
Макрон анонсировал размещение французских и британских военных на Украине
Мир
Молдавский оппозиционер заявила о незаконно вынесенном ей запрете покидать Молдавию
Мир
В Кремле сообщили об отсутствии точной даты следующих переговоров между РФ и США
Армия
Путин дал старт спуску на воду атомной подлодки «Пермь»
Мир
Чехия в 2025 году отправит Украине не менее 1,5 млн артиллерийских снарядов
Экономика
Путин выразил уверенность в росте объема перевозок по Севморпути до 100 млн т к 2030 году
Армия
ВС РФ ударили по сосредоточению живой силы ВСУ в Суджанском районе
Мир
Каллас заявила о вреде для Центральной Азии от антироссийских санкций
Общество
В СК возбудили уголовное дело в связи с крушением батискафа с россиянами в Египте
Мир
ЕС ввел санкции против Центризбиркома Белоруссии
Мир
Губернатор Красного моря заявил о наличии лицензии у затонувшего батискафа
Общество
Путин предложил создать центр по изучению вечной мерзлоты
Пресс-релизы
Иран представит работы известных современных художников на ярмарке «Арт Россия»
Общество
Совфед одобрил закон о сдаче ОГЭ только по двум предметам в трех субъектах РФ
Мир
СМИ узнали об ущербе в €11 млрд для Германии из-за тарифов США на автомобили
Мир
Венгрия надеется на принятие США исключения из санкций для АЭС «Пакш-2»
Общество
Путин заявил о стремлении РФ к равноправному сотрудничеству в Арктике
Мир
Макрон анонсировал размещение французских и британских военных на Украине
Мир
Молдавский оппозиционер заявила о незаконно вынесенном ей запрете покидать Молдавию
Мир
В Кремле сообщили об отсутствии точной даты следующих переговоров между РФ и США
Армия
Путин дал старт спуску на воду атомной подлодки «Пермь»
Мир
Чехия в 2025 году отправит Украине не менее 1,5 млн артиллерийских снарядов

«На стороне полярников — государство»

Спецпредставитель президента РФ Артур Чилингаров — о том, как будет в ближайшее время развиваться Арктика
328
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские полярники в следующем году получат дрейфующую станцию «Северный полюс – 2020». Однако для подстраховки решено вморозить в арктические льды судно «Капитан Драницын», которое станет ее заменой. Помимо станции важнейшие проекты в регионе — буксировка айсбергов и изучение шельфа. Об этом в интервью «Известиям» на Международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге рассказал президент Ассоциации полярников, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

— 3 апреля подкомиссия ООН признала геологическую принадлежность части территорий Арктики к продолжению российского континентального шельфа. Наша территория расширится на 1,2 млн кв. км. Насколько это событие важно для России?

— Это архиважная новость. Все, кто занимается Арктикой, ждут окончательного решения. Пока оно промежуточное.

Мы боремся за доказательство того, что Россия прирастает северными территориями. Речь идет о 1,2 млн кв. км, которые признаются международным сообществом как продолжение территории нашей страны. И это результат очень большой, сложной, многолетней работы ученых и специалистов Министерства природных ресурсов и экологии, гидрометслужбы и многих других структур. Я считаю это самым главным событием на форуме.

В Петербурге была поднята еще одна важная тема, на которую мало обращают внимание, — транспортировка айсбергов. Эта задача тоже выполнена — айсберг весом 1 млн т был транспортирован на расстояние 50 миль, чтобы обеспечить безопасность платформ. Если айсберг встает на пути платформ, его отводят, меняют траекторию.

— Ранее удавалось перемещать такие гигантские айсберги?

— Нет, такое было сделано впервые.

— Казалось бы, времена изучения Арктики с помощью научных станций на дрейфующих льдинах ушли в прошлое. Но сейчас обсуждается вопрос о возобновлении такой практики. Для чего сейчас нужны дрейфующие станции?

— Натуральные наблюдения — самые лучшие. Они связаны с риском — лед ломается. Но, к счастью, нам удалось сохранить контингент, который умеет работать в ледовых условиях дрейфующих станций. Я сам был начальником дрейфующей станции «Северный полюс – 19», поэтому знаю, как на этой льдине жить, как сохранить оборудование и, самое главное, людей.

Что касается дрейфующей станции, то решение уже принято — в 2020 году у нас будет станция «Северный полюс – 2020» (10 апреля на петербургском судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» прошла церемония закладки ледостойкой самодвижущейся платформы. — «Известия»).

Но мы подстраховались. Мы планируем вморозить в лед «Капитана Драницына» — это один из ледоколов, который в зависимости от дрейфа массива всего арктического льда будет работать до тех пор, пока не выйдет на чистую воду. Он в течение годового цикла будет выполнять функцию дрейфующей станции.

— Почему именно корабль?

— Для того чтобы обеспечить безопасность. Сейчас очень непредсказуемый лед.

— Артур Николаевич, известно, что вы собираетесь в экспедицию на дно Марианской впадины вместе с Федором Конюховым. Специально для этого по заказу Фонда перспективных исследований строится глубоководный автономный аппарат «Витязь-Д». На какой стадии создание батискафа?

— Пока на стадии разговоров. Мы сказали, что мечтаем, но это не значит, что мы будем. Очень сложно сделать аппарат. Он дорогостоящий, быстро его не создашь — нужно минимум три года.

— Работы на Севере достаточно опасны. В 1985 году вы руководили операцией по спасению судна «Михаил Сомов». Что думаете о безопасности в Арктике тогда и сейчас?

— Сейчас прилагается много усилий, но самое главное, что на стороне полярников — государство. Раз оно участвует, безопасность гарантирована для любых работ, выполняющихся в Арктике. Есть два момента, о которых необходимо в обязательном порядке говорить всем, кто начинает работать в Арктике: безопасность человека и экологическая безопасность.

— В художественном фильме «Ледокол» один из капитанов командует жестко, а другой общается с экипажем как с друзьями. Каким должен быть командир?

— И жестким, и обязательным, и профессиональным. Он должен показывать пример личного мужества.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением