Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД Турции допустили окончание конфликта на Украине в 2025 году
Общество
На Камчатке нашли тело второго пропавшего под лавиной туриста
Мир
На Украине признали неспособность противостоять российским БПЛА
Спорт
«Трактор» победил «Динамо» в овертайме и увеличил преимущество в серии
Мир
Politico узнала о намерениях КНР бойкотировать встречи по Украине без участия РФ
Армия
Расчет ЗРК «Бук-М1» сбил украинский вертолет на артемовском направлении
Мир
Боррель заявил о поддержке глав МИД ЕС использования российских активов для Украины
Мир
Трамп исключил Рамасвами из списка потенциальных вице-президентов
Мир
По меньшей мере семь человек погибли и 20 пострадали в результате ДТП в Непале
Общество
Региональный режим ЧС введен в Амурской области из-за обрушения на руднике «Пионер»
Армия
МО показало уничтожение расчетов ВСУ у приграничных районов Белгородской области
Мир
Трамп назвал реальными управленцами США злобное и коварное окружение Байдена
Мир
Сенатор США потребовал от граждан Украины всех возрастов мобилизоваться в ВСУ
Мир
В Польше обнаружили потерявшийся американский дрон MQ-9 Reaper
Общество
Собянин рассказал о разделе «Мои госпитализации» в электронной медкарте
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В странах европейского сообщества работают пять заводов по производству топлива для атомных электростанций. Курс евробюрократии на полное «озеленение» производства электроэнергии звучит похоронным маршем не только для ТЭС, работающих на угле или нефтепродуктах, но и для мирного атома. Испанские ядерщики, производящие топливо для АЭС, на случай ожидаемого закрытия своего предприятия уже определились с выбором, посчитав, что Украина для них — идеальный вариант. «Известия» — о том, удастся ли испанцам реализовать задуманное на практике.

«Достаточно одной таблетки»

«Вот эта маленькая «таблетка» может обеспечивать электричеством жилой дом площадью 300 кв. м в течение года, — Хавьер Монтес показывает крошечную батарейку, едва превосходящую размерами элемент питания, устанавливаемый в наручные часы. — Узнав эту интересную деталь, каждый из вас наверняка будет не против заиметь такую таблетку дома, чтобы сильно сэкономить на платежах за свет. Но проблема в том, что эта батарейка работает только в связке с атомным реактором».

Монтес — операционный директор государственной компании ENUSA, в чьей собственности находится завод по производству ядерного топлива. По его инициативе для группы журналистов была организована экскурсия по залам и лабораториям завода. Чтобы представители СМИ потом со страниц своих изданий рассказали, на основе увиденного собственными глазами, о предприятии. И, может быть, этот рассказ убедил бы периодически митингующих у ворот атомных электростанций «зеленых», что предприятия эти экологически чистые, а электроэнергия, вырабатываемая на АЭС, более дешевая, чем та, что производится на тепловых электростанциях.

Завод по производству ядерного топлива ENUSA

Завод по производству ядерного топлива ENUSA

Фото: enusa.es

Расположенные в муниципалитете Хусбадо, примерно в 20 км от провинциального центра Саламанка, корпуса завода обнесены двойным забором — во избежание случайного посещения животными, с удовольствием жующими траву на окружающих производственную территорию пастбищах. Если бы не предупредительные знаки, нипочем не догадаться, что за объект здесь находится.

Оксид урана поступает сюда с обогатительных фабрик Великобритании и США в виде порошка, напоминающего муку. Здесь он превращается в топливные элементы, то есть в четырехметровые цилиндрические трубы из циркониевых сплавов, сгруппированные в пучки. В трубах содержатся таблетки, готовые к отправке на испанские и зарубежные атомные электростанции. Около 60% продукции идет потребителям во Франции, Бельгии, Германии, Швеции и Финляндии.

Урану не кричат «ура!»

ENUSA была основана в 1972 году под названием Empresa Nacional del Uranio, S.A. (закрытое акционерное общество «Национальное урановое предприятие» — в буквальном переводе). 60% акций компании принадлежит государственному предприятию SEPI (Sociedad Estatal de Participaciones Industriales), 40% находится в собственности госкомпании CIEMAT (Centro de Investigaciones Energéticas, Medioambientales y Tecnológicas).

SEPI — учреждение, обеспечивающее участие государства в наиболее значимых проектах страны в производственной и энергетической сфере. CIEMAT — государственный центр исследований в области энергетики, технологий и защиты окружающей среды.

В 1985 году ENUSA основала завод в Хусбадо со штатом в 350 человек. В 1989-м этот завод впервые поставил свою продукцию на экспорт.

40% объема производимой ENUSA продукции потребляется на внутреннем рынке Испании: шесть из семи АЭС страны берут местное топливо (100 т в год) и только электростанция в Трильо (провинция Гвадалахара) питается тем, что производит франко-германская Areva NP. Специалисты предприятия осуществляют доставку продукта потребителю, установку и замену топливных элементов, техническое обслуживание реакторов и другие дополнительные услуги.

Завод фабрикации топлива в Хусбадо компании ENUSA

Завод фабрикации топлива в Хусбадо компании ENUSA

Фото: enusa.es

Объемы производства внушительны, но будущее компании туманно. Ставшая в прошлом году министром экологического перехода Тереса ​​Рибера в момент вступления в должность назначила окончательное расставание Испании с производством электроэнергии на АЭС на 2028 год. То есть уже менее чем через десяток лет ENUSA потеряет почти половину сбыта. Правда, не так давно министр откорректировала дату, указав, что срок службы атомных станций может быть продлен до 2035 года.

Для производителей ядерного топлива эта корректировка — не повод радоваться. Это всего лишь небольшое увеличение временного промежутка для поисков «запасных аэродромов».

«Нам уже сейчас надо подыскивать новое рабочее место, — с долей грусти прокомментировал слова Риберы Хавьер Монтес. — Кажется, самым подходящим местом приложения наших сил и знаний может стать Украина».

«Нет графика смерти»

По словам Игнасио Аралуса, президента Foro Nuclear, сопровождавшего журналистскую группу во время экскурсии по заводу, хоронить атомную энергетику в Испании пока преждевременно.

«Комплексный национальный план по энергетике и климату на 2021–2030 годы подается как документ, включающий в себя меры по ликвидации ядерной составляющей энергетической сферы страны. Он является, по сути, набором слов, который на самом деле не устанавливает ничего определенного. По крайней мере графика закрытия станций в нем нет».

Справка «Известий»

«Форум ядерной индустрии Испании» (Foro de la Industria Nuclear Española), для краткости называемый «Ядерным форумом» (Foro Nuckkear), — ассоциация предприятий, работающих в сфере атомной энергетики, созданная в 1962 году.

«Мы защищаем преемственность испанских атомных электростанций, которые производят пятую часть потребляемой нами электроэнергии и тем самым не выделяют CO2», — отмечается на главной странице интернет-портала ассоциации.

Однако отсутствие точных дат — не повод считать, что «всё как-нибудь само образуется». Ядерная отрасль — сфера, где контракты не возникают вдруг и не реализуются моментально. Планирование здесь как минимум пятилетнее. Поэтому и поисками возможного приложения своих сил на случай полной и окончательной остановки АЭС на Пиренейском полуострове испанцы занимаются уже сейчас.

«Мы работаем в этом секторе и считаем, что ядерные технологии — это перспективно, надежно, экологично и на много-много лет. Вот только требуется убедить в этом как-то протестующих. Но, впрочем, шведским коллегам это удается, чем мы хуже?» — говорит Хавьер Монтес.

Испанские производители топлива для АЭС всерьез рассчитывают воспользоваться грядущим высвобождением на рынке места, которое занимали немцы: Германия собирается полностью отказаться от ядерной энергетики в 2022 году, стало быть, потребители топлива, создаваемого немецким заводом, будут искать новых поставщиков.

Хмельницкая АЭС, Украина

Хмельницкая АЭС, Украина

Фото: ТАСС/ООО «Медиа-центр «Голос Подолья»

Кроме того, испанцы очень надеются сыграть на противоречиях Киева и Москвы. Как известно, у атомщиков принято правило «кто строит реактор, тот и поставляет топливо». В случае если эксплуатант загружает топливо непроектное, производитель реактора не может гарантировать нормальную его работу.

Украинские АЭС строились российской компанией, поэтому и работают на ТВЭЛах (тепловыделяющих элементах) «Росатома». Однако настрой украинских властей на «что угодно, лишь бы не из России» открывает двери другим производителям. Поэтому испанцы всерьез рассчитывают на украинский рынок. По данным экспертов, сегодня на АЭС незалежной около 30% топлива — нероссийского производства. Значит, еще 70% объема потребления в ближайшее время может подлежать дележке.

«Мы можем освободить некоторые страны от давления России», — говорит директор по операциям ENUSA. В этих словах, по мнению корреспондента испанской El Confidencial Хосе Пичеля, содержится намек на «почти подписанный контракт» с Венгрией о снабжении топливом будущей АЭС «Пакш».

Подписание договора в итоге так и не состоялось. Испанцы считают, что «по причине сильного давления Москвы», хотя наиболее вероятной причиной на деле видится всё то же правило «кто строит реактор, тот его и кормит».

Возможен ли выход на восточноевропейские рынки или нет, но компания со своей стороны обозначает готовность к этому. Фактически каждый год ENUSA платит налоги, чтобы иметь возможность производить до 500 т топлива, несмотря на то что годовой максимум, однажды ею достигнутый, составляет 350.

«Мы хотим послать на рынок сообщение о том, что можем производить больше и что в случае возникновения необходимости можем сделать что-то в срочном порядке», — размышляет вслух Монтес, прогуливаясь перед выстроившимися дугой журналистами и, кажется, забывая о произнесенных им же словах о долгосрочности планирования в сфере производства ядерного топлива.

Разорванная цепочка

В принципе у Испании были все возможности создать свою собственную, не зависящую ни от кого «ядерную цепочку»: руда — обогащение — производство топлива — потребление его. В 1974 году все та же ENUSA начала разработку уранового месторождения в Саелисес-эль-Чико (провинция Саламанка). Завод по производству ядерного топлива был построен неподалеку. Вполне логично там же было возвести и фабрику по обогащению урана, но этого не случилось.

Испанские специалисты предпочитают не высказываться, почему одно из звеньев цепочки выпало. Некоторые из них, на условиях анонимности, сообщают, что «на всю схему просто элементарно не было денег, поэтому решили обогащать уран в Великобритании». Добыча и обогащение — два самых дорогих процесса в приведенной выше цепочке, и потому версия о нехватке денег выглядит правдоподобно.

Урановое месторождение в провинции Саламанка, Испания

Урановое месторождение в провинции Саламанка, Испания

Фото: ejatlas.org

Скорее всего, рассчитывали заняться постройкой обогатительного комбината позже, заработав финансы на добыче и реализации произведенного топлива, но… вмешались «зеленые». К этому добавился общий настрой ЕС на отказ от ядерной энергетики и стремление перейти полностью на выработку энергии при помощи возобновляемых источников (солнце и ветер).

В 2001 году карьеры в Саелисес-эль-Чико (добыча велась открытым способом) перестали функционировать. Закрытие рабочих мест повлекло массовый исход населения из муниципалитета. В 2010 году австралийская компания Berkeley Resources заявила о желании возродить здесь добычу урана, но позднее отказалась от своих намерений. Пришлось австралийцам отказаться и от идеи начать разработку уранового месторождения Ретортильо, расположенного в 60 км от Хусбадо. К этому их вынудили массовые протестные акции защитников окружающей среды, считавших, что добыча не будет организована способом, гарантирующим безопасность всему живому в округе.

Надо сказать, что после закрытия карьера в Саелисес-эль-Чико вокруг него в течение довольно долгого времени проводились замеры радиационного фона. Обнаружить опасный уровень радиации не удалось. Сейчас на удалении 1–2 км от месторождения снова пасутся стада коров и овец.

Только для «зеленых» это не аргумент в пользу развития атомной энергетики.

Альтернативные источники энергии ветрогенераторы и солнечные батареи 

Альтернативные источники энергии ветрогенераторы и солнечные батареи

Фото: Global Look Press/Carsten Rehder

Заводу в Хусбадо пока везет: протестных акций у ворот предприятия практически не наблюдается. Возможно, потому, что персонал предприятия постоянно контролирует радиационную обстановку на 10 км вокруг завода, как того требует Совет по ядерной безопасности, и информирует общество о результатах замеров. Допустимый предел составляет 0,1 миллисиверта (единица, которая используется для измерения дозы радиации, поглощаемой живой природой). По словам Игнасио Аралуса, «радиация на заводе в 10 тыс. раз ниже установленной нормы. Человек в повседневной жизни от солнца получает больше».

Этого же мнения придерживается американский эколог и глава американского аналитического центра Environmental Progress Майкл Шелленберг:

«Зеленые» во многих странах выглядят странными людьми: они требуют уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа, чтобы уменьшить парниковый эффект. Но каждый раз, закрывая атомную электростанцию, они тем самым заставляют больше работать электростанции угольные и газовые, что приводит к увеличению выбросов СО2 в атмосферу».

Приговор испанским АЭС уже в принципе зачитан. Урановые месторождения законсервированы (во всяком случае, согласно заявлениям правительственных чиновников) навсегда. Еще немножко и вся ядерная отрасль испанской экономики будет состоять из завода по изготовлению топлива для АЭС ENUSA, который пытается выжить, рыская в поисках ниши на внешнем рынке.

Прямой эфир