Летняя оздоровительная кампания, досуг детей, их отдых во время школьных каникул — важнейшие вопросы для каждой семьи, особенно в преддверии лета. В первую очередь родителей, конечно, волнует качество, безопасность и доступность — это три кита, на которых должна строиться организация детского отдыха, независимо от его вида, времени года и места. И мелочей в этих вопросах нет и быть не может.
Конечно, многое зависит от конкретных людей, и не только от их квалификации — это само собой разумеющееся. Прежде всего, это персональная ответственность за детей, за свою работу. И примеров такого отношения к делу в России много, есть на кого равняться и организаторам стационарного, и туристического отдыха, и туристических маршрутов. Но и без специального инструментария, и без средств сохранения принципов детского отдыха вряд ли удастся.
Свыше 490 детей погибли во время неорганизованного отдыха в России за время летних каникул в прошлом году.
А в понедельник Петрозаводский суд огласил приговор по делу о трагедии на Сямозере — в 2016 году во время лодочного похода утонули 14 детей. Во время шторма перевернулись два каноэ, на которых плыли дети в сопровождении инструктора. Из шести обвиняемых по делу виновными признаны трое, троих суд оправдал. Директор парк-отеля «Сямозеро» Елена Решетова и координатор лагеря Вадим Виноградов приговорены к 9,5 годам лишения свободы. Но речь сейчас не о том, справедливо или нет решение суда.
Трагедия на Самозере вскрыла имеющиеся проблемы в системе организации и проведения детской оздоровительной кампании. Тогда президентом были даны соответствующие поручения.
Институт уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка приступил к мониторингу детского отдыха во всех регионах страны. К работе были подключены все детские омбудсмены, созданы межведомственные рабочие группы, проведено несколько общественных и экспертных советов при уполномоченном по правам ребенка по этой теме.
Результатом совместной масштабной работы стали предложения, которые нашли отражение в законопроектах Минпросвещения, комплексе мер по обеспечению организованного отдыха и оздоровления детей на 2019–2023 годы, включающие совершенствование нормативной правовой базы.
Мы предложили разработать перечень требований к организации отдыха и оздоровления детей, чтобы включить их в региональный реестр организаций отдыха и оздоровления. Также, на наш взгляд, было необходимо определить административную ответственность за организацию несанкционированного лагеря. Важным видится развитие государственно-частного партнерства в сфере организации отдыха и оздоровления детей и установление налоговых льгот и преференций для таких организаций. Также среди предложений числилось предоставление скидок на проезд в поездах дальнего следования в период летней оздоровительной кампании.
Помимо этого, мы считаем важным совместно с региональными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав разработать межведомственный порядок по учету и вовлечению детей, не охваченных организованными формами летнего отдыха, в полезную досуговую деятельность.
На наш взгляд, в целом необходима разработка Федеральной целевой программы по организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации на летний период. В нее могли бы войти предложения по развитию инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления и санаторно-оздоровительных лагерей, а также кадрового обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей.
Разработка и последующая реализация Федеральной целевой программы существенно поможет улучшить ситуацию с обеспечением качественного, безопасного и доступного летнего отдыха, развить современную инфраструктуру и повысить охват детей организованным отдыхом.
Автор — уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции