Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин подписал закон об учете службы добровольцев СВО в пенсии за выслугу лет
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Латвия вновь продлила запрет на ночные полеты вдоль границ с РФ и Белоруссией
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Армия
Белоусов поздравил военнослужащих с освобождением пункта Родинское в ДНР
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Мир
El País сообщила о тревоге Европы из-за политики США
Общество
Путин подписал закон о домовых чатах в MAX
Мир
Макрон выразил соболезнования в связи со смертью Брижит Бардо
Мир
В Литве в 2025 году сменили связанные с Советским Союзом названия 19 улиц
Общество
ФНС выставила Моргенштерну новый счет после погашения долга
Новости компаний
«Россети» обеспечили максимальную надежность электроснабжения космодрома Восточный
Спорт
Непряева не прошла квалификацию спринта на первом этапе «Тур де Ски»
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Фильмография одного из самых загадочных русских актеров, Александра Пороховщикова, изобилует мужчинами в военной форме. Странно, но в ней довольно мало персонажей, чья власть над окружающими определяется не количеством звездочек на погонах, а связью с более высокими, потусторонними инстанциями или даже экстрасенсорными способностями. На них же порой намекала не только простодушная желтая пресса, но и вполне серьезные, образованные люди — режиссеры. В частности, Марк Захаров, чей спектакль «Доходное место» 1967 года Пороховщиков наиболее ценил из всех своих театральных работ. 31 января замечательному артисту исполнилось бы 80 — «Известия» вспоминают его биографию и его неразгаданные тайны.

Конец комедии

Перебирая в памяти список достойных внушительных мужчин, сыгранных Пороховщиковым на экране, трудно представить, что Театральное училище им. Б. Щукина он окончил как острохарактерный комедийный актер, которого взяли в Московский театр сатиры. Там его поначалу одолевали некие комплексы и сомнения: впоследствии актер говорил, что вообще бросил бы театр, если бы не удостоверился в своем таланте после блестящего участия в «Доходном месте» в роли антигероя, карьериста Белогубова. На глазах загипнотизированного зала Белогубов-Пороховщиков из юркого молодого человека развивался в потенциальное чудовище, перед которым трепещет даже его начальник Юсов, сыгранный Анатолием Папановым, цепеневшим перед Пороховщиковым, по захаровскому выражению, как «лягушонок перед удавом».

Сцена из спектакля «Гамлет» в постановке Театра на Таганке. Владимир Высоцкий в роли Гамлета (справа), Александр Пороховщиков в роли Клавдия (слева)

Сцена из спектакля «Гамлет» в постановке Театра на Таганке. Владимир Высоцкий в роли Гамлета (справа), Александр Пороховщиков в роли Клавдия (слева)

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

Тот же Марк Захаров в книге «Театр без вранья» попытался определить своеобразие актерской индивидуальности Пороховщикова: «В период нашей совместной работы он обладал огромной внутренней заразительностью, мог выглядеть то очень большим, зрелым и сильным актером, то становился профессионально беззащитным, неумелым, начинающим, у которого мало что получалось. Чаще всего такие явления свидетельствуют об очень большой творческой незаурядности». Когда режиссер Валентин Плучек сократил сатирическую роль председателя горсиполкома, которую Пороховщиков играл в пьесе Григория Горина и Аркадия Арканова «Банкет», актер ушел из Театра сатиры «в никуда» и совершенно не ожидал, что Юрий Любимов позовет его в Театр на Таганке, где Пороховщикову предстояло сыграть Клавдия в «Гамлете». То, что актерская судьба вспыльчивого актера складывалась не всегда гладко, зигзагообразно, Марк Захаров считал побочным эффектом слишком сильной энергетической заряженности, иногда дававшей потрясающий результат: «Когда он работал, он эту вспыльчивость загонял внутрь, она действовала, как атомный реактор, эта вспыльчивость перерастала во что-то более серьезное, это была энергетика большого артиста, который, вероятно, использовал какие-то гипнотические акции».

Молчаливый антигерой

Пожалуй, кинематограф при всей популярности Александра Пороховщикова у зрителей так и не смог потом предложить ему ролей такого же уровня, как Белогубов, — по возможности показать гибкость актерской душевной организации и способность внутренне преображаться в рамках одного характера. Пороховщиковские киногерои — в основном уже оформившиеся и заматеревшие в своей суровой и непреклонной инфернальности, такие, например, как его первый белоказачий нелюдь в истерне Владимира Любомудрова «Ищи ветра...» 1979 года, где антигерой Пороховщикова вызывает особенную неприязнь приказом расстрелять табун ни в чем не повинных лошадей. «После этого обо мне сложилось мнение, что я последний оставшийся в живых белогвардеец», — иронизировал Пороховщиков о потянувшемся за ним отрицательном «шлейфе», с которым он не пытался отчаянно бороться, а нес его величаво, с неизменным достоинством, гордостью и спокойствием сильной личности, пусть даже и вставшей на темную сторону, как главарь наркомафии в фильме Геннадия Павлова «Следствие ведут Знатоки. Мафия», где герой цитирует Есенина, а на финальный вопрос: «Как умирать будешь — стоя или на коленях?» — долго смотрит в камеру таким взглядом, что ответ не вызывает сомнений.

Актер театра и кино Александр Пороховщиков выступает на сцене

Актер театра и кино Александр Пороховщиков выступает на сцене

Фото: РИА Новости/Тер-Месропян

Александр Пороховщиков вообще ценил немногословность, когда каждое произнесенное персонажем слово приобретает вес золота, и мечтал о хорошем большом фильме, где текста у него вообще не было бы, а все оттенки эмоций передавались глазами, улыбкой, пластикой. Сила пороховщиковской улыбки, совершенно меняющей его строгое лицо, прекрасно ощущается уже в его первом эпизодическом появлении на экране — в киноповести Евгения Хринюка и Константина Жука «Поиск» 1967 года, где он играет вальяжного друга героя-архитектора, уже не по годам рассудительного молодого резонера, завсегдатая международных авиалиний и явного ходока, со знанием дела рассматривающего хорошеньких пассажирок. Однако героев-любовников Пороховщиков при всей его редкой, породистой красоте удивительным образом почти не играл — если в Щукинском училище его определили в острохарактерные артисты, то кинорежиссерам, вероятно, наоборот, он казался слишком солидным и основательным джентльменом для каких-то амурных шашней.

Настоящий мужчина

Его амплуа в 1970-х можно обозначить как «голос разума и мужественной интеллигентности» — скажем, в фильме Владимира Довганя про авиаконструкторов «Талант», где Пороховщиков оттеняет своей уравновешенной основательностью витающего в облаках взбалмошного главного героя, или в детективе Вячеслава Максакова «Город принял», в роли следователя прокуратуры, который видит всех насквозь, как под рентгеновскими лучами. В финале раненный бандитской пулей персонаж Пороховщикова лежит на больничной койке, забинтованный и беспомощный, улыбаясь друзьям нежной беззащитной улыбкой, которую невозможно было заподозрить в этом железном человеке с медальным наполеоновским профилем, который сам по себе давал его обладателю основания мечтать о ролях самых сильных мира сего — хоть Бориса Годунова, хоть Нерона.

Актеры Александр Пороховщиков и Виктор Вержбицкий (слева направо) в спектакле «Саранча» на сцене театра им. А.С.Пушкина

Актеры Александр Пороховщиков и Виктор Вержбицкий (слева направо) в спектакле «Саранча» на сцене Театра им. А.С. Пушкина

Фото: ТАСС/Куров Александр

Что-то императорское и диктаторское так или иначе чувствуется во всех персонажах Пороховщикова — будь то радикальный декабрист Павел Пестель в «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля или беспощадный террорист Борис Савинков в «Крахе операции «Террор» Анатолия Бобровского. С крахом Савинкова было связано и одно из первых появлений Александра Пороховщикова на экране: в фильме Владимира Чеботарева «Крах» 1968 года он фактически осуществил свою мечту сыграть роль без слов, хотя и совсем маленькую, но оттого и чрезвычайно выразительную, наполненную сконцентрированной экспрессией: в роли Бенито Муссолини в распоряжении Пороховщикова даже не глаза и улыбка, а только пластика и безмолвная артикуляция на общем плане, где и лица-то толком не рассмотреть. Тем не менее, судя по реакции отморозка Савинкова (Владимир Самойлов), который с какой-то робкой покорностью усаживается на стул, указанный ему агрессивной пантомимой дуче, даже с этим аскетичным инструментарием Муссолини-Пороховщикову удается произвести на собеседника непреодолимое гипнотическое воздействие.

 

Читайте также
Прямой эфир