Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Бей первым, Фредди: посмертный триумф Queen, музыкальный мир с Украиной и где сейчас Монеточка
2018-12-25 11:58:30">
2018-12-25 11:58:30
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уходящий год был не особо богат на запоминающиеся около- и просто музыкальные моменты. Кто-то из великих выпустил отличные новые альбомы (Пол Маккартни и Вэн Моррисон), кто-то — просто неплохие (Род Стюарт). Одни молодые, да ранние, незаметно перешли в статус мэтров (Imagine Dragons, например); другие так и остались в положении вечных маргиналов (тут не будем никого обижать). «Мор», подобный случившемуся в 2016 году, когда умерли Дэвид Боуи, Натали Коул, Принс, Джордж Майкл, Леонард Коэн, поп-сцену, к счастью, не постиг — хотя были и потери (одна Арета Франклин, впрочем, стоила дюжины иных «звезд»). Но всё же кое-что вспомнить стоит — особенно, что касается отечественной эстрады. «Известия» решили подвести краткие итоги 2018 года в поп-музыке.

Выступление Imagine Dragons, Лондон, Великобритания, 28 февраля 2018 года

Выступление Imagine Dragons, Лондон, Великобритания, 28 февраля 2018 года

Фото: Global Look Press/Ollie Millington/Rmv

Русский рэп

Совсем недавно маргинальный и мало кому за пределами столиц интересный жанр внезапно стал едва ли не общенародным: рэперы собирают полные залы и даже стадионы, им подражают подростки от Смоленска до Владивостока, а на их проблемы обращает внимание сам глава государства. В 2018 году хип-хоп окончательно стал родным и близким для россиян — пусть и отказавшись от последних потуг на интеллектуальность или оригинальность. О духовной близости «русского шансона» и американского гангста-рэпа говорили еще в те годы, когда хип-хоп на русском был мало кому понятной экзотикой. Сегодня же дети поколения, заслушивавшегося песнями про «зону и маму», с тем же упоением подражают читке разнообразных персонажей с псевдонимами, составленными из латиницы вперемежку с цифирью. Впрочем, в отличие от всё же маргинальных исполнителей «блатняка», рэперы сумели стать практически респектабельными (не от слова «респект», а в старинном значении): они записывают саундтреки для местных релизов голливудских новинок и отечественных блокбастеров, их уже можно встретить в программах федеральных каналов, да и вообще они стали завсегдатаями светской хроники. Впрочем, и криминальной тоже.

Монеточка

Некрасивая девочка с близкими к нулевым вокальными данными и беспомощными подростковыми текстами была по весне объявлена голосом поколения, потом куда-то пропала, теперь вот снова будет явлена народу: ни больше ни меньше как в новогоднем концерте «Первого канала». Собственно, приглашение на официозный праздник само по себе — приговор для артистки, позиционировавшейся как едва ли не «музыка бунта». То, что она его приняла, — согласие играть в шоу-бизнес по его правилам, которое мало кого из кумиров молодежи доводило до добра (тут можно вспомнить хоть трагически не справившуюся с обстоятельствами Жанну Агузарову, хоть даже и Элвиса, окончательно превратившегося из кумира тинейджеров в толстого певца для мамочек, как раз обосновавшись на тогдашнем американском ТВ). Так что на вынесенный в заголовок текста вопрос «Где сейчас Монеточка?» в следующем году, возможно, затруднятся ответить даже записные поклонники творчества Елизаветы Андреевны Гырдымовой.

Певица Монеточка (Елизавета Гырдымова) во время выступления в кафе-клубе «Романтика», Красноярск

Певица Монеточка (Елизавета Гырдымова) во время выступления в кафе-клубе «Романтика», Красноярск

Фото: ТАСС/Кухмарь Кирилл

«Цвет настроения синий»

Безусловно, главный российский хит года, звучавший с самой весны едва ли не из каждого тостера. Прилипчивая евродэнсовая мелодия, в меру бессмысленный текст и провокативный видеоклип вдруг превратили Филиппа Киркорова из любимца кумушек постбальзаковского возраста, обсуждающих в паузах между просмотрами ток-шоу хитрые перипетии его семейной жизни и способов деторождения, в подросткового идола и завсегдатая плейлистов модных дискотек. Ближе к осени Филипп Бедросович окончательно вжился в роль короля техно и выпустил не менее прилипчивую, провокативную и умеренно-бессмысленную «Ибицу» (поделившись славой с другом и коллегой Николаем Басковым); успех тоже был впечатляющим. Оба шедевра, напомним, сочинили выпускник Киевского эстрадно-циркового колледжа Антон Пустовой и заслуженная артистка Украины Светлана Сергеевна Лобода. Что, с одной стороны, доказывает, что иногда мы всё же бываем братьями, а с другой — что, когда говорят пушки, музы тоже не всегда не молчат. По крайней мере, при условии надлежащего и щедрого кормления.

Возвращение Пугачевой

Похвалять Аллу Борисовну последние годы явно несколько подустали даже ее самые верные паладины. Более того — раздаются и одинокие критические голоса; явление совсем недавно практически невероятное. Однако ж былых заслуг Пугачевой перед отечественной эстрадой никто не отменял, да и игнорировать их просто невозможно — так что анонсированное в декабре 2018 года возвращение певицы на сцену после многолетнего перерыва (взятый тайм-аут тоже, кстати, свидетельство мудрости и чутья) стало само по себе событием. Сам концерт (возможно, прощальный) состоится в апреле 2019-го, под 70-летний юбилей главной нашей дивы; билеты в партер по четверть миллиона рублей очевидным образом подчеркивают статус мероприятия. Что там будет — бог весть; история Пугачевой показывает, что ожидать можно как невероятного шоу, так и торжества местечкового китча, а разошедшиеся по Сети якобы новые песни, «подрезанные» неизвестными хакерами, и впрямь ужасны. Будем, однако, надеяться на лучшее и вспоминать настоящие шедевры времен «Женщины, которая поет» и «Монологов певицы».

Алла Пугачева выступает на творческом вечере Михаила Гуцериева

Алла Пугачева выступает на творческом вечере Михаила Гуцериева

Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Разумный

Квиномания

Толпы едва ли стоявших в творческих планах их родителей в год смерти Меркьюри отроковиц на улицах Лондона распевают «Is this the real life? Is this just fantasy?». Диджеи из московских питейных заведений «на пафосе» с удивлением рассказывают о заказах «поставить вот эт-самое, «Рапсодия» которое». Песни Queen вновь зазвучали на радиоволнах — и не только на частотах станций, посвященных ностальгии. Удивительным образом довольно сусальный кинобайопик о жизни Фредди Меркьюри стал катализатором нового интереса к творчеству Queen — вроде бы давно списанных со счетов и переданных в почетный зал архива рок-н-ролла. Еще несколько лет назад рецензии на переиздания и компиляции бравурной четверки были обычно выдержаны в полуизвиняющемся тоне: «Да, конечно, есть в этом какой-то китч, помпезность и вообще, но ведь время такое было — да и песни всё же хорошие». Сегодня любить Queen снова стало не просто позволительно, но даже модно и прогрессивно. Что, пожалуй, и останется самым хорошим музыкальным воспоминанием о 2018 годе. Шоу, как и было сказано, должно продолжаться.

 

Загрузка...