Род Стюарт вышел из тени с новым альбомом

Вышедший сегодня 29-й альбом Рода Стюарта носит лаконичное название Time, то есть «Время». Это неожиданно для рок-ветерана, который все последнее время провел в практически пенсионерском перепевании классики американской песни. Собственно говоря, от Стюарта никто ничего уже и не ждал — однако решение отправить его в запасники оказалось как минимум преждевременным.
68-летний Стюарт — живой свидетель и участник всей истории британского, а затем и мирового рока и поп-музыки. В юности ему пришлось выбирать между карьерой футболиста и музыканта; между этими двумя ипостасями он даже поработал могильщиком — но затем все-таки пошел по торной в то время музыкальной дорожке. Он начинал как сессионный музыкант, постепенно обретая популярность как вокалист — сначала в группе Steampacket, многообещающей, но так и не достигшей славы. Затем в первом составе гитариста-виртуоза Джеффа Бека и, наконец, утвердившись в The Faces. Этой группе он принес настоящую славу — и похоронил ее: дальновидный Стюарт заключил параллельно с участием в группе сольный контракт и, как только стало ясно, что сольные работы принимаются покупателями пластинок лучше, чем альбомы The Faces, без долгих размышлений группу покинул, что привело к дальнейшему ее распаду.
В своем сольном творчестве экс-футболист придерживался критерия «держи нос по ветру»: в 1970-е он занимался в основном поп-роком, с приходом эры диско прославился как исполнитель хита Do Yа Think I'm Sexy, благодаря которому подвергся уничтожающей критике со стороны рок-авторитетов, но зазвучал на дискотеках всей планеты, затем сориентировался в сторону «новой волны», после чего остановился на «взрослом поп-роке», в каковой ипостаси и пребывает поныне.
Стоит отметить, что Стюарт известен скорее как исполнитель, нежели как автор, хотя среди его хитов есть песни и собственного сочинения. Однако славу позднейших его лет принесли ему песни Тома Петти, Вэна Моррисона, Тома Уэйтса и Брайана Адамса (песня All For Love, спетая Родом в компании Стинга и самого Адамса, стала одним из самых больших его успехов первой половины 1990-х). В конце 1990-х он вдруг записал альбом собственных версий знаковых хитов брит-попа (и показал, что вполне выдерживает напор молодых), а в 2000-е, как и было сказано, занимался исполнением чужой песенной классики. Казалось, Стюарт нашел наконец для себя творческое кресло-качалку, в котором так удобно было бы провести остаток жизни, однако новый альбом категорическим образом изменил наше представление о нынешнем Роде Стюарте.
Time — альбом на удивление крепкий и цельный, более того — альбом авторский. Это, безусловно, тоже рок, ориентированный на взрослую аудиторию, безо всякого заигрывания с молодежью — но это совершенно актуальная работа без малейшего ретро-оттенка. Он умело спродюсирован самим Стюартом, практически все треки также принадлежат его перу — в соавторстве, конечно, но тем не менее; единственная чужая песня здесь — фортепианная баллада Picture In A Frame, написанная Томом Уэйтсом.
Аранжировки упруги и лаконичны, однако звук альбома, можно сказать, собран в единый кулак; неожиданные мандолина и аккордеон, играющие важную роль в открывающей альбом песне She Makes Me Happy, оказываются как нельзя более уместны, придавая романтическому признанию легкий кельтский оттенок, который никогда еще никого не подводил при квалифицированном использовании. В следующей за ней гитарно-динамичной Can't Stop Me Now певец фактически дает понять, что его рано отправлять на пенсию: голос Стюарта, несколько изменившийся в результате хирургической операции, стал чуть ниже, былой фальцетный хрип превратился в уверенный тембр, более адекватный и возрасту, и в то же время нынешним его амбициям. Ну и дальше, переходя от напористой динамики к балладной прозрачности и обратно, новый альбом Рода Стюарта знаменует собой уверенное возвращение из благополучной тени в первые ряды поп-рок-звезд, которым, судя по всему, вовсе не грозит закат.
Альбом Time хочется прокомментировать прежде всего двумя словами: «старая школа». Как и многие из тех, кто начинал в 1960-е, Род Стюарт в очередной раз доказал собственную жизнестойкость и творческую состоятельность такого масштаба, какую покажет далеко не всякий музыкант поколения его внуков.
Rod Stewart. Time (Capitol)