Поедем с шиком: возвращение диско, непослушная Милен и бодрый сэр Пол
Великий Фрэнк Синатра когда-то спел о «сентябре своих лет» — и его эстрадная карьера вышла на новый виток, вновь сделав стареющего крунера актуальным для аудитории. Нынешний сентябрь вообще выдался урожайным на релизы ветеранов сцены — и большинство из них явно не чувствуют себя вышедшими в тираж живыми ископаемыми. «Известия» напоминают о самых интересных альбомах прошедшего месяца — для тех, кто почему-то забыл их послушать.
Chic
It’s About Time
Американский гитарист Найл Роджерс сам по себе не так уж известен широкой публике (особенно у нас), зато альбомы, над которыми он работал как продюсер и автор песен, знакомы, наверное, всем. Let’s Dance и Black Tie White Noise Дэвида Боуи, несколько дисков группы Duran Duran, сольные работы Дебби Харри и Мика Джаггера, Like A Virgin Мадонны, наконец. И нельзя сказать, что заслуги его интересны лишь историкам поп-музыки: в этом столетии он сотрудничал и с Daft Punk, и с Кристиной Агилерой, и с Сэмом Смитом и даже с нашим соотечественником Эмином Агаларовым. А еще Роджерс — основатель и бессменный лидер группы Chic, одного из самых удачных с коммерческой и интересных с музыкальной точки зрения проектов эпохи диско, и, наверное, единственного, благополучно эту эпоху пережившего. Что уж совсем исключительно: Chic 17 раз номинировались на включение в Зал славы рок-н-ролла (строго говоря, сам Роджерс всегда объяснял, что Chic — это «рок-группа для диско-движения; мир, любовь, свобода и прочие хиппанские штучки»). Группа, состав которой неоднократно менялся, продолжала выступать и в XXI веке, но последний студийный альбом выпустила еще в 1992 году — и вот наконец «Время пришло» (так переводится название новой работы). Фирменный звук ритм-гитары Роджерса, гипнотическая перкуссия, томные вокалистки — все на своем месте. В качестве вишенки на торте — сонм приглашенных звезд, от Элтона Джона до Леди Гаги. Нельзя сказать, что эти девять песен открывают таланты Роджерса с неожиданной стороны, но, собственно, вряд ли кто-то этого ожидал — это просто новая пластинка Chic; действительно — долгожданная.
Paul McCartney
Egypt Station
Конечно, любой новый релиз бывшего соавтора Джона Леннона и одной четвертой величайшей рок-группы всех времен найдет своего слушателя: «битл» поругаем не бывает; даже у самых неудачных и проходных альбомов сэра Пола (вроде Press To Play или Driving Rain) есть горячие поклонники и защитники. С другой стороны, шоу-бизнес ориентирован на успех, невзирая на личности и звания, а в последний раз лонгплей Маккартни попадал на первую строчку американского (и по сей день самого важного в мире) хит-парада аж в 1982 году. И вот наконец долгожданный триумф — отличные пластинки, разумеется, Маккартни записывал всё равно; теперь же к традиционно высокому качеству вернулось и традиционно высокое положение в чартах. Правда, выходу альбома предшествовала довольно назойливая рекламная кампания по всем фронтам, в том числе и в соцсетях, в ходе которой 76-летний мэтр временами нес совершеннейшую дичь — но уровень представленного на Egypt Station материала позволяет предположить, что успех был бы гарантирован и без привлечения специалистов по SMM. Сэр Пол давно не звучал столь свежо и актуально — и даже слегка надтреснутый (увы, годы берут свое) голос не дает отделаться от ощущения, что слушаешь пластинку еще не расставшегося с The Beatles музыканта, каким-то чудом перенесшегося на полвека вперед.
Mylène Farmer
Désobéissance
В свои 57 Милен Фармер явно не собирается изменять выбранному еще в 1980-е образу рыжеволосой бестии — собственно, даже название альбома («Непослушание») явно намекает, что мириться с обстоятельствами, хотя бы и обусловленными природой, певица не намерена. Работать над альбомом приглашены были лучшие молодые силы французской эстрады, включая диджея Федера и гитариста Себастьена Шуара плюс заокеанская звезда Лора LP Перголицци, автор хитов для Рианны, Риты Ора, Backstreet Boys, Леоны Льюис, Шер и еще дюжины завсегдатаев мировых хит-парадов. В случае с самой Милен мировые хит-парады, увы, определенно остались в прошлом — но на родине альбом приняли на ура; вероятно, такая же судьба ожидает Désobéissance и в России, где публика неровно дышит к этой француженке со времен первых ее появлений в эфирах еще советского ТВ. К тому же, несмотря на активное участие музыкантов, годящихся Милен в дети (или благодаря им — 1990-е нынче в моде), альбом звучит так, словно записан четверть века назад — ностальгия же, как известно, продается почти всегда успешно.
Orbital
Monsters Exist
Братья Фил и Пол Хартноллы работают под фирмой Orbital уже почти три десятка лет — собственно, они живые свидетельства факта, что на смену «динозаврам рока» пришли «техно-ископаемые». Феноменальный успех инструментальных композиций Orbital с их завораживающими пульсирующими ритмами и медленно разворачивающимися, словно в саундтреке к фильму ужасов, мелодиями дал критикам повод придумать термин «стадионное техно» — в самом деле, в этой музыке изначально было что-то от мегаломании рок-звезд 1970-х. В этом столетии Хартноллы уже успели дважды объявить, что расстаются навсегда — и каждый раз не выдерживали порознь и пары лет. Новый альбом, первый с 2012 год, особых откровений не несет — всё та же неспешная величественность эстетского ночного кошмара (что, собственно, отражено и в названии альбома — «Чудовища существуют»). Orbital в очередной раз подтвердили звание «Pink Floyd для поколения 1990-х»; кстати говоря, несмотря на «космическое» звучание, название коллектива никакого отношения к орбитам не имеет — это всего лишь обиходное имя М-25, лондонской кольцевой автодороги.
Hawkwind
Road To Utopia
Напоследок, как обычно, экзотика — хотя британские ветераны спейс-рока вполне заслужили звание живых классиков, пускай и не особо известных широкой публике. Строго говоря, за свою полувековую карьеру они отметились не только в спейс-роке, но едва ли не во всех известных стилях, от амбиента до «металла» (Лемми Килмистер сочинил песню Motorhead, по которой и назвал свое легендарное трио, в качестве «дембельского аккорда» службы басистом в Hawkwind), сохраняя лишь трогательную привязанность к теме космических путешествий, таинственных цивилизаций и прочей НЛО-фанаберии. Для 31-го студийного альбома Hawkwind бессменный лидер команды Дэйв Брок решил вспомнить былые достижения и записать лучшие старые композиции на новый лад, для чего привлек полноценную духовую секцию, струнный квинтет и одного дополнительного гитариста по имени Эрик Клэптон. Результат вышел не просто на редкость бодрым, но местами даже откровенно веселым — что для Hawkwind вообще не очень свойственно. Коллегам Брока по прогрессивному цеху 1970-х стоит взять опыт на заметку — пять ухарей-саксофонистов превращают в цыганский разгул даже пафоснейшую песню о телепатах (Psychic Power); остается мечтать о том, в какую красоту они могли бы помочь превратить «йесовскую» Siberian Khatru.