Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров предупредил о риске ядерного инцидента в случае новых ударов США по Ирану
Происшествия
В Пермском крае семиклассник ранил ножом сверстника
Авто
Автомобилисты назвали нейросети худшим советчиком по вопросам ремонта
Мир
Названы лидеры среди недружественных стран по числу граждан в вузах РФ
Общество
Эксперт дала советы по избежанию штрафов из-за закона о кириллице
Общество
В России вырос спрос на организацию масленичных гуляний «под ключ»
Мир
Левченко предупредила о риске газового кризиса в Европе
Мир
Политолог указал на путаницу в требованиях Украины на встрече в Женеве
Общество
С 1 сентября абитуриенты педвузов будут сдавать профильный ЕГЭ
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 113 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Яшина отметила готовность блока ЗАЭС к долгосрочной эксплуатации
Общество
Одного из подозреваемых в похищении мужчины в Приморье взяли под стражу
Мир
Посол РФ прокомментировал попытки Запада создать аналог «Орешника»
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Общество
Мошенники стали обманывать россиян через поддельные агентства знакомств
Авто
Автоэксперт дал советы по защите аккумулятора от морозов
Мир
Ким Чен Ын лично сел за руль крупнокалиберной РСЗО
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Политика раскола сделала невозможным экономическое взаимодействие России и Европы, а уход от доллара во взаимной торговле потребует немало времени. Об этом в интервью «Известиям» в рамках ХI Евразийского экономического форума в Вероне рассказал экс-глава Еврокомиссии и бывший премьер-министр Италии Романо Проди. При этом он напомнил, что изначально евро был создан как альтернатива американской денежной единице. Также Романо Проди отметил, что сейчас политика стала важнее бизнеса: вместо того, чтобы двигаться к отмене взаимных санкций, Европа идет назад. При этом экс-глава Еврокомиссии подчеркнул, что, несмотря ни на что, Россия и Италия взаимодополняемы — как виски с содовой или водка с икрой.

— Правительство России готовит план по дедолларизации экономики. Он подразумевает снижение доли американской денежной единицы в международных расчетах и переход к нацвалютам. В случае с Европой это евро. На ваш взгляд, готов ли Евросоюз отказаться от расчетов в долларах?

Бывший премьер-министр Италии Романо Проди

Бывший премьер-министр Италии Романо Проди

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Евро был создан для того, чтобы рядом с долларом появилась еще одна сильная валюта. Человечество только выиграет от перехода от монополярного мира к многополярному. Но это очень трудный переходный период. Это означает, что надо реорганизовать всю финансовую систему, всю валютную систему, то есть всё то, что обеспечивает торговлю в мире.

— Сколько может занять этот переход?

— Это очень долгий процесс, и он должен проходить аккуратно. Нужно следить за тем, чтобы менялась вся система. Не ломать существующую, а дополнять ее. В противном случае наступит кризис, всё рухнет и процесс станет невозможен.

— Набирает популярность другой инструмент — криптовалюты. Как вы к ним относитесь? Они могут заменить обычные деньги хотя бы в перспективе?

— Я не верю в криптовалюты. Деньги основываются на государстве, на регулировании, на системе. А криптовалюта на чем основывается? Я не знаю. Но я должен признаться, что еще не постиг всю техническую сторону этого инструмента.

криптовалюта биткоин

Биткоин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

— Санкционное давление в отношении России не ослабевает, а наоборот, усиливается. И недавно США объявили, что могут ввести так называемый адовый вариант мер. Он предполагает ограничения на расчеты в американской денежной единице для российских банков. Верите ли вы, что будет принят самый жесткий, самый тяжелый сценарий санкций для России в ноябре?

— Год назад я уже беседовал с вашей газетой, и мы рассуждали о том, что, возможно, будем постепенно двигаться в сторону отмены санкций. А в этом году мы фактически идем назад. В этих условиях я не могу демонстрировать оптимизм, но могу надеяться.

— Помимо санкций сейчас в мире развернулись масштабные торговые войны. Есть ли у вас оценка ущерба от них для мировой экономики?

— Ущерб, безусловно, есть. Международный валютный фонд, например, уже начал оценивать, как это скажется на росте мирового ВВП. Но важно, как будут развиваться события и какой оборот примут торговые войны.

 Логотип Международного валютного фонда

 Логотип Международного валютного фонда

Фото: REUTERS/Johannes P.Christo

— Много лет назад, еще до санкций, Россия предлагала создать зону свободной торговли от Владивостока до Лиссабона. И тогда канцлер Германии Ангела Меркель поддержала это предложение. Как вы считаете, когда можно будет вернуться к обсуждению или шансов уже нет?

— Почему оно провалилось? Дело в политике раскола — он сделал этот проект невозможным. Когда есть политическая напряженность, как мы можем говорить об открытой торговле от Атлантики и дальше? Мы видим, что эта напряженность касается не только экономики, но и политики, военной сферы. Поэтому мы сейчас должны, наверное, сделать паузу и даже шаг назад. Я всегда думал, что перед лицом американской державы и китайской державы Европа должна быть своего рода посредником. Всегда есть необходимость в диалоге. Сегодня чувствуется необходимость смягчить удары. Поэтому нельзя считать позитивной и напряженность, которая возникла в отношениях между Евросоюзом и Россией.

Владивосток. Вид на вантовый мост через бухту Золотой Рог

Владивосток. Вид на вантовый мост через бухту Золотой Рог

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

— Все понимают — в первую очередь бизнес — что санкции наносят взаимный вред. Достиг ли ущерб какого-то своего предела? Или европейский бизнес просто нашел новые рынки сбыта вместо России?

— Я думаю, что сейчас политика важнее бизнеса. Конечно, когда закрывается одна дверь, найдутся другие. Но проблема в том, что общая обстановка ухудшается. Я смотрю на экономические отношения между моей страной, Италией, и Россией и вижу, что за последние годы они рухнули. И если раньше мы думали, что позитивное развитие, их рост — это навсегда, то теперь мы оказались в сложном положении.

— Несмотря на санкции, у России и Италии все-таки хорошие отношения. Какие новые точки совместного сотрудничества вы видите? Есть проекты, которые наши страны могут реализовать вместе?

— Еще когда я возглавлял Европейскую комиссию, мы всегда обсуждали пути развития отношений и экономических связей между Европой и Италией и Россией, в более широком смысле слова. Я тогда сказал, что Европа и Россия идут вместе, как виски с содовой. А Владимир Путин меня поправил, он сказал: «Как водка и икра». Я понимаю, что Италия и Россия взаимодополняют друг друга. Но, к сожалению, пока эта взаимодополняемость и необходимость друг в друге не материализуется.

 

Читайте также
Прямой эфир