Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Злые улицы: основные методы угона автомобилей в России
2018-10-04 16:13:24">
2018-10-04 16:13:24
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Начало октября — неспокойное время для автовладельцев: по статистике МВД, во второй осенний месяц наблюдается рост числа угонов. Какие автомобили похищают чаще, как работают злоумышленники и реально ли защитить и сохранить автомобиль — разбирались «Известия».

Согласно отчету МВД, оказавшемуся в распоряжении портала Autonews.ru, за первые шесть месяцев 2018 года в России совершено чуть менее 10 тыс. автомобильных краж и более 10,5 тыс. попыток завладеть автомобилем без цели хищения (ст. 166 УК РФ). На очереди — октябрь, традиционно самый активный месяц для угонщиков и новая головная боль для автомобилистов.

Тот факт, что автомобиль могут «увести» не только ночью, но и днем, не добавляет спокойствия. Если в темное время суток злоумышленники атакуют машины, припаркованные возле домов и на неохраняемых стоянках, то в разгар дня опасными местами могут стать парковки у крупных торговых или бизнес-центров. Cкопление машин, слабая возможность быстро выявить и пресечь угон означают высокую вероятность лишиться транспортного средства. Особенно — из категории «угоняемых».

Что крадут?

Потенциально угоняемые автомобили — не только востребованные на рынке модели, но и те, что наименее защищены от взлома. К примеру, согласно статистике портала «Угона.нет», учитывающей так называемый «удельный вес» угонов, то есть количество похищенных машин на тысячу проданных единиц, верхние строчки группы риска — ввиду отсутствия дополнительной защиты — занимают далеко не массовый спорткар Nissan GT-R (рейтинг — 9,9) и среднеразмерный седан Brilliance H530 (7,7). Кстати, на третьем месте с показателем в пять угонов на тысячу машин находится классическая «Волга» ГАЗ-21. И всё по той же причине: завладеть ей, чтобы перепродать на запчасти, не составляет особого труда для злоумышленника.

Рука с ключом от автомобиля и брелоком сигнализации
Фото: Depositphotos/REDPIXEL

В целом необычный топ-3, по словам эксперта портала Алексея Курчанова, раскрывает особенности подходов к защите автомобилей: владельцы либо полагаются на штатную и зачастую несложную защиту, либо рассчитывают на страховку, либо экономят и надеются на авось.

Кстати, с точки зрения такой удельной статистики, популярные на рынке бестселлеры Hyundai Solaris и Kia Rio находятся в середине рейтинга, а марка Lada вообще разместилась на 113 позиции.

В абсолютных же значениях (классическая статистика) за первую половину 2018 года угонщики по-прежнему патриотичны. На первом месте по числу угнанных машин стоит АвтоВАЗ с показателем в 2813 авто, а среди иностранных производителей, по данным статистики ГК «Цезарь Сателлит», наиболее популярны «азиаты»: Toyota, Hyundai, Kia, Nissan, Honda и Mazda, а также Ford и Mercedes-Benz, ставший лидером премиум-сегмента.

По оценкам центра, которые подтверждает статистика правоохранительных органов, в топ-5 любимых угонщиками марок машин в России за первое полугодие 2018 года попадают:

1 — Lada/ВАЗ (порядка 3 тыс. машин)
2 — Toyota (около 1500 машин)
3 — Hyundai (примерно 1 тыс. машин)
4 — Kia (те же 1 тыс. машин)
5 — Nissan (порядка 550 машин)

В целом предпочтения угонщиков не изменились за последнее время и полностью соответствуют спросу на первичном и вторичном рынке. Проще говоря, популярная у легальных покупателей модель логично популярна и по ту сторону закона.

Как они это делают?

Способов угнать автомобиль достаточно: от простых и примитивных с использованием механических инструментов, до изощренных, связанных с кибератакой на охранную систему машины.

угонщик в капюшоне выдавливает стекло
Фото: TASS/DPA/Axel Heimken

Наиболее распространенный способ проникновения в машину — взлом дверных замков и замка зажигания так называемыми проворотами, а также банальное выбивание стекол. К более тонким и профессиональным приемам взлома относят использование электронных устройств или ретрансляторов, с помощью которых злоумышленники обманывают охранную сигнализацию автомобиля.

Есть и другие изощренные варианты, хотя, по словам эксперта ГК «Цезарь Сателлит», как и в любой профессиональной деятельности, связанной с рисками, преступники прежде всего руководствуются не изощренностью или редкостью метода, а его эффективностью.

«Сегодня угоны — хорошо поставленный бизнес с серьезными оборотами. Помимо людей, которые непосредственно крадут машины, «работает» целый коллектив специалистов, которые изготавливают фиктивные документы, оборудование для угонов, перебивают номера на угнанных машинах или разбирают на запчасти, — комментирует эксперт. — Современный автомобиль — это большое электронное устройство, компьютер. Поэтому популярны сегодня те способы угона, которые позволяют его эффективно открыть, перепрограммировать и использовать».

Среди наиболее распространенных способов такого угона эксперты выделяют «прописывание» новых ключей. Злоумышленник проникает в автомобиль и с помощью особого устройства внедряет свой ключ или имитатор в память штатной охранной системы. Как только ключ прописан, автомобиль воспринимает его как оригинальный и больше не противостоит угону.

угонщик перепрошивает сигнализацию с помощью ноутбука
Фото: РИА Новости/Константин Чалабов

Другой способ называют «удочкой», или «длинным ключом», и он применяется злоумышленниками на парковках. По сути, это — устройство-ретранслятор для поимки сигнала с бесконтактного ключа-метки. Чтобы угнать автомобиль таким методом, необходимы два человека.

«Один модуль устройства находится у злоумышленника, который остается рядом с машиной на расстоянии 30–50 см, а второй элемент «путешествует» вместе с сообщником за владельцем машины. При включении ретранслятора через цифровой канал передачи данных на принимающий модуль уходит сигнал от ключа-метки. Машина воспринимает эту команду, как свою, и открывает двери преступнику. Такие «удочки» могут передавать сигналы на расстояние до 1 км», поясняют в ГК «Цезарь Сателлит».

Кроме того, существуют устройства, способные полностью подменять штатный ключ автомобиля, а также девайсы-грабберы, которые «подслушивают» частоту передатчика брелока сигнализации в момент постановки автомобиля на сигнализацию и воспроизводят ее. В такой схеме «слушающие» сигнал угонщики, как правило, находятся неподалеку, в припаркованной машине.

Кажущаяся сложной работа по взлому и похищению автомобиля приносит злоумышленникам и результат, и прибыль. Разумеется, чем дороже и ликвиднее на рынке автомобиль-жертва, тем быстрее и проще окупаются усилия угонщиков.

Есть ли защита?

Несмотря на закрепившийся в народе стереотип «если автомобиль приглянулся угонщику, он будет угнан», среди регистрируемых сегодня фактов угона велик процент случаев, которых легко можно было избежать.

угонщик в маске отключает сигнализацию
Фото: Depositphotos/miroslav110

Так, например, по наблюдениям эксперта «Угона.нет» Алексея Курчанова, около 80% угнанных авто не были оборудованы ничем, кроме штатной или недорогой малоэффективной сигнализации, подверженной взлому электронной отмычкой.

«Основная причина угона, — добавляет Алексей, — фатализм, равнодушие или недоверие к системам защиты со стороны самого владельца. Либо неграмотный выбор охранных устройств, в чем тоже нередко прослеживается вина владельца».

Задачей-минимум для охранного комплекса сегодня считается уже не столько стопроцентная защита от действий угонщика, сколько возможность «растянуть время», сделать процесс хищения сложным и невыгодным.

По мнению специалистов «Угона.нет», в числе наиболее сложных и эффективных способов защиты, позволяющих с высокой вероятностью сохранить автомобиль, — связки криптостойких электронных систем с электромеханическими компонентами. Компоновка комплекса зависит от «рисковости» автомобиля и условий его хранения, а разброс цен — от 30 до 150 тыс. рублей за эффективный механизм защиты. Не стоит пренебрегать и современными спутниковыми системами сигнализации.

Специалисты и знатоки охранных комплексов сходятся в одном: каким бы совершенным ни был инструмент электронной защиты, эффективность его работы в связке с механическими устройствами и более надежное хранение машины как минимум не навредят ответственному автовладельцу.