Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Игры с реальностью
2018-05-10 19:27:30">
2018-05-10 19:27:30
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Прохождение квеста под названием «Морг» закончилось для школьницы в Красноярске попаданием во вполне реальную больницу — у девочки диагностировали сотрясение мозга после того, как она ударилась головой о железную дверь, споткнувшись в темном помещении. Инцидент произошел еще в конце марта, но известно о нем стало в четверг, 10 мая. Разговоры о введении дополнительного регулирования и повышении стандартов безопасности квестов ведутся не первый год, однако участники рынка настаивают на том, что смогут решить вопрос самостоятельно.

Кто сегодня следит за безопасностью таких игр, и можно ли заранее удостовериться в том, что приключение не закончится плачевно, попробовал разобраться портал iz.ru. 

Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

Вся гамма эмоций

Квесты появились в России в 2013 году под брендом «Клаустрофобия». В классических квестах-головоломках команды оказываются в «сложной» ситуации (например, запертыми в подземелье), из которой им нужно найти выход, разгадывая вплетенные в историю загадки и опираясь на подсказки оператора игры. Все это — в ярких декорациях, полностью соответствующих атмосфере истории.

Игра пользовалась популярностью и количество организаторов резко увеличилось. К февралю 2017 года тематические сервисы-агрегаторы насчитывали в России почти 2 тыс. квест-румов, которыми управляли около 500 компаний. Сейчас, как рассказала порталу iz.ru президент Национальной ассоциации участников квестиндустрии (НАУК) Анна Черкасова, по ее данным, в России действует около 2-3 тыс. квестов, из них более 600 находятся в Москве и еще около 300 — в Петербурге.

Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

Ассортимент тоже расширился: новые компании стали все чаще предлагать хоррор-перформансы с участием актеров, которые активно взаимодействуют с посетителями. В отличие от классического варианта, рассчитанного на тех, кто пришел за увлекательным, но безопасным семейным отдыхом, такие игры рассчитаны на любителей адреналина, желающих, по словам Анны Черкасовой, «испытать всю гамму эмоций».

Пол уходит из-под ног

Случай со школьницей в Красноярске — не первый раз, когда посетитель получает травмы во время игры. Так, осенью 2017-го под компанией из восьми человек Москве во время прохождения игры провалился пол. Игроки рухнули в расположенную этажом ниже кухню столовой, один из них получил перелом пальца. Больше всего пострадавших возмутил тот факт, что, по их словам, организаторы не предложили компенсации и даже не извинились.

Еще до этого, летом 2017 года, в столице случилась история, похожая красноярскую — тогда школьница вместе с подругой отправилась на квест, проходивший в одном из помещений заброшенного таксопарка. В темноте она споткнулась и упала. В результате ее доставили в больницу, где 12-летней девочке пришлось зашивать рваную рану губы.

Тогда компанию-организатора по инициативе Роспотребнадзора привлекли к административной ответственности за нарушение пункта 2 ст. 14.7 КоАП. Речь в ней идет о предоставлении потребителям заведомо ложной информации о качестве товара или услуги. Надзорное ведомство также обратило внимание на то, что компания допустила участие в игре несовершеннолетнего и даже не ознакомила его с правилами. Организатор квеста оспорил это решение, но в январе 2018-го Арбитражный суд столицы встал на сторону Роспотребнадзора. Сейчас на сайтах-агрегаторах квест «Жилец», на котором произошел инцидент, числится закрытым.

Чаще всего такие происшествия приходятся на долю небольших компаний, недавно появившихся на рынке, рассказал порталу iz.ru Сергей Кузнецов, основатель проекта «Клаустрофобия».

— Компании, которые обладают весом, для которых любой негативный случай ударит по всей сети, бесспорно намного больше инвестируют в безопасность. Например, у нас и, насколько я знаю, у ребят из питерской компании ILocked, есть внутренняя служба безопасности. Маленькие квесты финансово такой возможности не имеют, — пояснил предприниматель.

При этом небольших организаций, по его словам, на сравнительно молодом российском рынке сейчас около 95%.  

Фото: TASS/DPA/Frank Rumpenhorst

Правда, в действительности такие инциденты случаются не слишком часто, сообщил порталу iz.ru Артем Ярмилко, генеральный директор ООО «Мир Квестов» — одного из крупнейших отечественных агрегаторов.

— Процент случаев откровенного травматизма на перформансах на самом деле очень мал, все эти истории как правило попадают в СМИ и их можно отследить. Но дело в том, что к нам как к агрегатору игроки, получившие травму, напрямую не обращаются — они обычно общаются с организаторами, — пояснил эксперт.

Опасная бутафория

На сайте НАУК подчеркивается, что чаще всего речь идет о незначительных травмах — синяках, ссадинах и ушибах, получить которые отдыхающие с тем же успехом могут во время прогулки в парке. Сергей Кузнецов настаивает на том, что на качественно организованных квестах в принципе не должно возникать риска получить даже синяк.  

— Квест — это сущность, которая при правильном подходе по уровню безопасности находится где-то между библиотекой и детским кружком моделирования. Соответственно, от игроков не требуется соблюдение никаких правил и норм. Если это активная спортивная игра — люди должны надевать защиту, которая их спасет от синяков и царапин, — уверен он.

Большая часть появляющихся в СМИ новостей об опасностях прохождения квестов относится именно к перформансам. Так, в начале прошлого года московский студент сообщил, что получил удар по голове, когда во время прохождения квеста наклонился к закрытой двери, чтобы услышать, что происходит в другой комнате. Несколько раз появлялись сообщения о том, что актеры, по сюжету вооруженные ножом, в процессе игры наносили посетителям раны или царапины. В конце 2016 года среди пострадавших тоже был несовершеннолетний — после похода на квест мать обнаружила на животе подростка из Саратова царапины, якобы оставленные ножом актера.

Фото: TASS/DPA/Frank Rumpenhorst

Впрочем, с тех пор подход организаторов, по крайней мере в крупных городах, изменился, убеждена Анна Черкасова.  

— Я не знаю ни одного организатора, по крайней мере в Москве, который бы сейчас использовал реальные ножи или другое оружие. Все ножи и топоры у актеров бутафорские, — пояснила она.

С этим не согласен Сергей Кузнецов. По его мнению, компании, занимающиеся организацией квестов-ужастиков, идут на «нарушения самых базовых принципов разумности и безопасности» для повышения уровня адреналина у участников — в том числе, используют реальное оружие вместо игрового.

По единому стандарту 

После очередной серии сообщений о подобных происшествиях, в ноябре 2017 года в Мосгордуме предложили ввести обязательное лицензирование квестов. Впрочем, участники рынка эту меру не поддерживают и предлагают собственную альтернативу, причем даже не одну.  

Национальная ассоциация участников квестиндустрии была создана в феврале 2017 года и, как следует из информации на сайте, призвана защищать интересы организаторов игр и повышать стандарты их работы.  В 2017 году, например, там разработали общие правила безопасности для всех организаторов квестов. Соблюдать которые, впрочем, компании никто не заставляет.

Фото: TASS/DPA/Frank Rumpenhorst

— Мы просто свели в один документ все требования по безопасности по нормам нашей страны. Если речь о пожарной безопасности, то мы берем закон и доступным языком расписываем, что должно быть на квесте, чтобы клиенты остались в безопасности и без повреждений вышли. То же самое касается всех движущихся конструкций, потому что в квестах они есть и иногда непонятно, как этот механизм сработает, — рассказала Анна Черкасова.

Не допускаются и заваленные мусором или недостаточно освещенные коридоры.

— Если есть порог, он должен быть хорошо освещен, чтобы клиент не мог споткнуться и получить травму, — добавила президент ассоциации.

Призвали ревизоров

Посетителям, желающим удостовериться в надежности организатора, Анна Черкасова посоветовала обращать внимание на соблюдение компанией базовых требований российского законодательства. Например, на наличие стенда со всеми необходимыми данными о компании при входе. А еще — на внимательное отношение к инструктажу по технике безопасности со стороны организатора.

— Обязательно инструктировать клиентов как минимум три раза. Техника безопасности должна быть на сайте; при входе, на стойке информации; и, наконец, оператор, который заводит на игру, также должен проговорить технику безопасности вслух, — подчеркнула она.

Однако самым надежным ориентиром по-прежнему остаются отзывы других пользователей на сайте компаний-агрегаторов, предлагающих пользователю подобрать игру по необходимым критерием среди предложений разных организаторов. Они также привлекают специальных «квест-ревизоров», которые проходят игру, чтобы убедиться в ее качестве.

— Не так давно был случай, когда после негативных отзывов некоторых участников и команды квест-ревизоров мы были вынуждены завершить партнерство с одним из квестов, который был откровенно небезопасен и обманывал игроков, — рассказал порталу iz.ru Артем Ярмилко, генеральный директор «Мира квестов».

Фото: TASS/DPA/Frank Rumpenhorst

Агрегатор влияния

Создатель «Клаустрофобии», одного из старейших игроков на рынке, к деятельности НАУК относится скептически. Тем не менее, в самом тексте стандарта, который можно посмотреть на сайте НАУК, по его словам, «много разумного». Как рассказал порталу iz.ru Сергей Кузнецов, он и еще несколько крупных компаний уже подали в Минюст документы для регистрации собственной ассоциации, которая будет отвечать, в том числе, и за повышение уровня безопасности таких развлечений.  Для этого они планируют привлечь агрегаторы.

— Мы будем стараться имплементировать те же стандарты, но через компании-агрегаторы. То есть если квест не прошел верификацию по безопасности, крупнейшие агрегаторы не допускают его к рейтингу и лишают возможности привлечения аудитории. Путем саморегулирования рынка мы вполне справимся с тем, чтобы безопасность была на уровне, — пояснил он, подчеркнув, что выступает «максимально против» введения официального лицензирования.  

Представители агрегатора «Мир квестов» в курсе этой инициативы и даже участвовали в переговорах. Однако решение о том, присоединяться или нет к новой ассоциации, в компании примут только после того, как станет известно содержание предложенного ассоциацией стандарта безопасности.  

— Безусловно, если создание этих условий и создание устава ассоциации будут доведены до финала и согласованы со всеми участниками, мы будем готовы поддержать такую инициативу, — заключил он.

Однако по словам Артема Ярмилко, впервые о создании ассоциации заговорили около полугода назад — с тех пор никаких новостей о завершении подготовки стандартов в компанию-агрегатор не поступало.