Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Городской квест обернулся «Клаустрофобией»

В триллере Уилла Верника популярная форма досуга становится смертельной ловушкой
0
Фото: Экспонента
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит «Клаустрофобия» Уилла Верника — триллер на модную в последние годы тему городских квестов. Как часто бывает в подобных фильмах, невинная затея здесь превращается в смертельную битву на выживание.

Шесть скучных и высокомерных друзей из среднего класса в день рождения самого противного из них решаются на небольшое приключение — таинственный и очень дорогой квест. В черной машине без окон их везут куда-то на городскую окраину, с завязанными глазами рассаживают по комнатам, полным многозначительного хлама, а затем дают час, чтобы разрешить несколько головоломок. Цепочка верных ответов позволяет открыть двери и выбраться наружу. Препираясь и посмеиваясь, «узники» расслабленно берутся за дело, пока совершенная ошибка не оборачивается смертью.

Первый реальный квест открылся почти 10 лет назад в Японии. До этого именно там придумали и самые популярные компьютерные игры в этом жанре — escape the room (побег из комнаты). Дальше квесты распространилась по миру как вирус, адаптируясь под специфику каждой из стран. В России же, не только в Москве и Петербурге, начался настоящий бум этих игр. Фантастика или детектив, антураж средневекового замка или советской коммуналки, с переодеваниями или даже с актерами — квест есть на любой вкус и кошелек. Эту моду уже заметило и ТВ. Во втором сезоне сериала «Мажор» одна из героинь (ее играет Любовь Аксенова) занимается тем, что придумывает такие формы досуга.

Антураж фильма ужасов или триллера с маньяком за стенкой — одни из главных тем для квестов, которые часто заимствуют наиболее типичные сюжеты популярных жанров. Теперь пришло время, когда сами квесты стали экранизировать в кино. О степени популярности их говорит и тот факт, что сейчас в российском прокате идет сразу два фильма на одну и ту же тему. За две недели до «Клаустрофобии» другой прокатчик уже выпустил у нас «Квест» Питера Дьюкса, откровенный хоррор со сходной завязкой, причем оба фильма в оригинале называются одинаково — Escape Room.

Что до «Клаустрофобии», она зависла где-то между фильмом ужасов и триллером, но почти не пугает и не очень интригует. Ее можно использовать как развернутый инструктаж для новичков, как вообще устроены реальные квесты: где искать и как использовать подсказки, как работать в команде и правильно распределять время. При этом большую часть информации мы получаем «от противного» — с примерами, как точно вести себя не стоит. Примерно половину квеста герои проходят даже слишком успешно, с легкостью отгадывая загадки и выпутываясь из оков. Зато во второй половине один идиотский просчет за другим приводят к гибельным последствиям.

К счастью для зрителя, никого из главных героев фильма практически не жаль. Авторы достаточно сделали для того, чтобы наглядно продемонстрировать порок каждого из присутствующих. Нам сразу дают понять, что вот этот — самовлюбленный эгоист, другой — мнительный придурок, третья — истеричка и т.д. Не обошлось и без легкой критики социального неравенства. Пока одни думают, какое шампанское пить, другие спят на улице в картонной коробке. Но к какой морали тут нас подводил режиссер — остается тайной, как и намерения организатора смертельного квеста. Он явно хочет преподать какой-то урок зажравшимся буржуям, но, видимо, так и не находит нужных слов. Все силы ушли на ловушки и головоломки.

Помимо квестов, это кино отсылает также к историям о коллективном выживании вроде известной франшизы «Пила» или «Коллекционера». Их в свое время вытеснили бесконечные псевдодокументальные хорроры — поделки в духе «Паранормального явления», уже давно навязнувшие в зубах. И хотя «Клаустрофобия» далеко не самый удачный пример не самого удачного поджанра, хочется надеяться, что дальше разнообразия будет больше.

Прямой эфир