Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Общество
В Росфинмониторинге сообщили о связи теракта в «Крокусе» с международной сетью
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
Посол Шри-Ланки в РФ сообщила о планах страны вступить в БРИКС
Мир
В ЛНР указали на участившиеся случаи применения ВСУ химснарядов в Донбассе
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Экономика
Минпромторг сообщил о продаже российского бизнеса Hugo Boss компании «Стокманн»
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Экономика
Минфин объявил о запуске ипотеки под 2% в новых регионах РФ
Мир
Экс-сотрудник разведки допустил, что выделенная США помощь может не дойти до Киева
Общество
Замминистра обороны Иванова арестовали на два месяца
Мир
Прокуратура Молдавии передала в суд уголовное дело в отношении Гуцул
Мир
СФ обратится в международные структуры из-за убийства военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России хотят законодательно запретить бессистемную установку дорожных камер. 18 апреля стало известно, что в Госдуме собираются закрепить, где и в каких случаях можно вешать аппаратуру, а в каких нельзя. Дело в том, что комплексы фотовидеофиксации стали ставить где попало, и обслуживать их принялись частные компании. В итоге, вместо того чтобы повышать безопасность на дорогах, эти камеры превратились в способ довольно бесцеремонного зарабатывания денег. Эксперты согласны, что вопрос давно назрел, и всецело поддерживают инициативу законодателей. Подробности — в материале портала iz.ru.

 Извращенная модель

При комитете Госдумы по транспорту и строительству создадут рабочую группу, которая займется разработкой новых требований к расстановке камер.

«Просто так нельзя будет расставить их за каждым углом и собирать при этом штрафы», — сказал «Парламентской газете» зампред комитета Сергей Бидонько. 

Количество записывающей аппаратуры сейчас никак не регулируется, за исключением пунктов весогабаритного контроля и железнодорожных переездов, которые пересекают автодороги. В итоге получается так, что на одном участке может стоять сразу несколько фиксирующих устройств. Из-за этого владельца машины могут дважды или даже трижды оштрафовать за одно нарушение правил.

Есть еще одна проблема — ПДД гласят, что водителей нужно информировать о радарах. Для этого предусмотрена табличка 8.23 «Фотовидеофиксация». Ее крепят к дорожным знакам и светофорам.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Но с этим сплошная путаница. ГИБДД утверждает, что в соответствии с ГОСТом табличка требуется только перед стационарными комплексами, а не передвижными. При этом суды в ряде регионов вставали на сторону автовладельцев, которые оспаривали штрафы за нарушения, зафиксированные переносными камерами. В то же время в московском Центре организации дорожного движения говорят, что ГОСТ, касающийся систем фотовидеофиксации, носит рекомендательный характер, как и большинство стандартов, принятых в России. 

Кроме того, как отметил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, конкурс на обслуживание камер выигрывают компании, которые устанавливают их по своему усмотрению. «Говорить об объективности здесь нельзя», — заявил он. 

По его словам, переодически в контракте с такой фирмой оговаривается получаемый ею процент с выписанных штрафов. Тогда дорожные камеры из средства профилактики правонарушений превращаются в средство зарабатывания денег. 

«Такая извращенная модель сейчас действует практически во всех регионах», — подчеркнул законодатель.

При этом в январе Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «О безопасности дорожного движения», легализующие практику применения частных комплексов фиксации. По сути поправки закрепляют уже сложившуюся практику. 

Вакханалия

Депутат Александр Старовойтов, со своей стороны, напомнил о другом важном вопросе — о несогласованности работы систем ГИБДД и судебных приставов. Не всегда первые оповещают последних о выплате штрафов, сообщает «Москва 24». Информация переходит в базу судебных приставов, и автомобилисту, у которого нет времени на то, чтобы опротестовать штраф, приходится оплачивать его дважды.

«Оставлять дальше эту вакханалию, я считаю, будет неправильно», — добавил парламентарий.

Национальной службе новостей (НСН) он рассказал, что в создаваемую рабочую группу войдут представители Министерства транспорта, Росавтодора, МВД, «кто-то от субъектов» и представители комитета Госдумы по транспорту.

В основу разрабатываемых норм лягут результаты деятельности активистов, которые в июле собираются проверить, как исполняются правила применения систем фотовидеофиксации. 

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

«Проверим места установки комплексов, обратимся к гражданам с вопросами о том, насколько необходима система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения на дорогах страны, не боятся ли они «ошибочных» штрафов, какие видят плюсы и минусы в работе видеокамер», — пояснил Бидонько, федеральный координатор проекта «Единой России» «Безопасные дороги».

100 млн «писем счастья»

Камеры в России стали активно использовать с середины 2000-х годов. Проект доказал свою эффективность. Как пишет автор статьи на портале «Штрафы ГИБДД», внедрение приборов учета нарушений значительно увеличило объем выписываемых штрафов, привело к сокращению личного состава дорожной полиции и вкупе с ужесточением наказания снизило травматизм на дорогах.

Портал проанализировал данные по штрафам за 2016–2017 годы и составил рейтинг регионов, в которых приоритет в этом отношении отдается камерам. В основном это субъекты, расположенные в европейской части страны. Именно с них начиналось внедрение средств фотовидеофиксации. В тройке лидеров оказались Калужская и Тверская области, а также Москва.

Топ-10 регионов, где штрафы выписывают в основном сотрудники ГИБДД, возглавили Амурская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Калмыкия. Львиная доля субъектов, вошедших в этот список, находится на окраине России.

Служба «Дорожный патруль» для мониторинга ситуации на дорогах Москвы

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

«Парламентская газета» отмечает, что в 2017 году всего за нарушения ПДД было выписано 108,7 млн постановлений, из которых 83,2 млн — исключительно по материалам с автоматических систем контроля.

«Таким образом, около 80% штрафов за нарушения правил дорожного движения оформляется по материалам камер, — констатировал Бидонько. — При этом количество зафиксированных автоматикой правонарушений с каждым годом только растет».

Еще больше штрафов

В будущем количество «писем счастья» может еще увеличиться из-за планов передать регионам полномочия МВД по обработке фото- и видеоматериалов и сбору штрафов. Какая именно структура будет выполнять эту работу, решат на месте.

В прошлом году Госдума приняла в первом чтении законопроект, в котором инициатива касалась только московских властей. Однако затем авторы документа отказались от территориальных ограничений.

Деньги от штрафов, согласно другому внесенному в нижнюю палату законопроекту, должны пойти в дорожные фонды, то есть тратиться по целевому назначению.

Депутат Вячеслав Лысаков считает, что автовладельцам станет приходить еще больше постановлений, поскольку гражданские специалисты в отличие от инспекторов ГИБДД не будут отбраковывать сомнительные материалы — например, фотографии с нечитаемыми номерами.

Еще больше камер

По состоянию на 1 января 2018-го, на дорогах установили около 16 тыс. камер. В Москве к концу года планируется нарастить число дорожных камер на 40% — их количество превысит 2,5 тыс. штук.

Комплексы прежде всего установят на трассах с высоким уровнем аварийности, пишет «Коммерсант». Речь идет о МКАД, Дмитровском и Варшавском шоссе, шоссе Энтузиастов, Ленинском проспекте, проспекте Мира. Несколько сотен приборов планируется поставить на перекрестках, чтобы наказать водителей, не пропускающих пешеходов.

Камеры будут работать «по арендной схеме»: в мае 2018 года пройдет тендер по выбору компании, которая установит комплексы, будет их обслуживать и передавать информацию в ЦОДД на протяжении пяти лет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Всего в 2017 году в Москве с помощью камер вынесли более 24 млн постановлений — за год прирост составил более 10 млн.

Деньги вперед

Автоэксперт Олег Осипов в эфире НСН раскритиковал рост числа комплексов видеофиксации. «То, что сейчас происходит с камерами, это никуда не годится. Это уже напоминает безудержное желание наживы. К безопасности дорожного движения это никакого отношения не имеет. В этом нужно навести порядок», — объяснил он.

«Нигде я не видел, чтобы камерами были усеяны дороги, как это происходит в России. В частности, даже не в Москве, а в Татарстане. Там вообще жуть какая-то происходит», — добавил специалист. По его словам, в России камеры устанавливаются для сбора денег, а не ради безопасности дорожного движения.

«Никогда не бывает так, чтобы медаль имела одну сторону. То есть понятно, что в Москве стали ездить аккуратнее именно благодаря фиксации, потому что наказание в данном случае неотвратимо, в отличие от контакта с ГИБДД», — заключил Осипов.

В то же время он выступил против владения камерами частными компаниями.

Не там, где нужно, а там, где можно 

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев разделяет данную позицию. В разговоре с порталом iz.ru он обратил внимание на то, что эти фирмы получают процент со штрафов — из-за чего «камеры ставят не там, где нужно, а там, где можно». То, что конкретный участок дороги не представляет опасности для автомобилистов, не имеет значения. Там всё равно могут установить фото- или видеоконтроль. Сами камеры властями не проверяются, они только одобряют дислокацию, заверил специалист.

В связи с этим Канаев согласен, что требования, которые обсуждают в Госдуме, нужны в обязательном порядке, потому что ГОСТ и технический регламент постоянно нарушаются. А за это нужно наказывать. Причем ответственность нужно закрепить законодательно в ближайшее время.

Фото: ТАСС/Егор Алеев

Кроме того, с его точки зрения, нужно перестать использовать на дорогах треноги — проконтролировать их невозможно. «Камеры должны быть только стационарные либо мобильные на автомобилях», — подчеркнул эксперт. И контролировать их должны те структуры, которые имеют отношение или к Росгвардии, или к другим госорганам.

Кто больше может нажиться

Представитель Движения автомобилистов России Армен Оганесян считает, что давно пора прописать в законе нормы, касающиеся установки камер. Он отметил, что эти устройства очень эффективны в борьбе с нарушениями ПДД, но их, например, нужно обязательно оборудовать предупреждающими табличками. Если речь идет о треноге, то у нее должен быть соответствующий передвижной знак, полагает эксперт. 

«Ведь цель — не наказать, а предупредить», — сказал iz.ru Оганесян, который является председателем волгоградского отделения движения и членом штаба регионального отделения ОНФ. 

Специалист также призвал наказывать рублем за выставление ошибочных штрафов из-за неправильно настроенных комплексов фото- и видеофиксации. Кроме того, по его мнению, необходимо регламентировать расстояние между камерами. 

«Камеры должны быть направлены исключительно на пресечение и профилактику нарушений дорожного движения. Красной лентой должна идти эта идея. Однако наши очень ушлые чиновники во всем ищут повод, чтобы изъять из карманов автомобилистов денежные знаки — любыми правдами и неправдами. Это превратилось в бизнес, кто больше может нажиться», — добавил Оганесян.  

 

Прямой эфир