Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Камеры помогли собрать дополнительно полмиллиарда долгов по штрафам

Количество неплательщиков штрафов ГИБДД при этом выросло на 600 тыс. человек
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Судебные приставы (ФССП) за первые шесть месяцев этого года собрали 7,1 млрд рублей долгов по штрафам ГИБДД. Это на полмиллиарда больше, чем годом ранее. А общее количество должников увеличилось на 600 тыс. Эксперты объясняют это ростом автопарка, количества камер, фиксирующих нарушения правил, и ужесточением законодательства.

В пресс-службе ФССП «Известиям» рассказали, что в течение первого полугодия в работе у судебных приставов находилось 21,8 млн судебных постановлений о взыскании штрафов ГИБДД. Больше всего нарушителей правил дорожного движения, не желающих добровольно платить штрафы, в Москве (4 млн исполнительных листов) и Подмосковье (2,1 млн).

По мнению экспертов, на выявлении нарушений ПДД в значительной степени повлияло развитие сети фото- и видеофиксации и ее усовершенствование. Так, депутат Госдумы Вячеслав Лысаков обратил внимание, что камеры, следящие за нарушителями, уже установлены во всех регионах страны. 

— Статистический рост штрафов объясняется не тем, что люди стали больше нарушать, а тем, что эти нарушения стало труднее скрыть, — рассказал «Известиям» генеральный директор экспертного центра «Движения без опасности» Вадим Мельников. — Причем камеры постоянно совершенствуются, увеличивая спектр нарушений, которые они могут фиксировать.

В Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области «Известиям» рассказали, что на дорогах региона сейчас работает около 500 стационарных и мобильных комплексов фотовидеофиксации, которые выявляют превышение скорости, движение по обочине, выезд на встречную полосу и другие нарушения. До конца года планируется установить еще более 500 таких устройств.

По словам Вадима Мельникова, рост вероятности наказания рано или поздно приведет к тому, что автолюбители начнут менять манеру езды на более спокойную и безопасную для окружающих.

На статистике судебных приставов сказался и рост автомобилизации в стране. По данным центра «Движение без опасности», в 2016 году количество автомашин в России выросло более чем на 3 млн — с 53,61 млн до 56,62 млн.

На собираемость штрафов в стране повлияли также и изменения в законодательстве. Вячеслав Лысаков отметил, что в полную силу заработал закон «Об исполнительном производстве», запрещающий нарушителям с долгом по штрафам ГИБДД выезжать за границу. Он вступил в силу в 2016-м, но какое-то время ушло его на адаптацию к существующим реалиям.

— Некоторые злостные неплательщики погасили серьезные долги — от 500 тыс. до 800 тыс. рублей, — сказал депутат «Известиям».

Угроза остаться без заграничного вояжа заставила водителей самостоятельно контролировать свои штрафы. По официальной статистике количество запросов по проверке штрафов на сайте Госавтоинспекции увеличилось в 3,5 раза. Если в 2015 году таких запросов было 50 млн, то в 2016-м — более 178,5 млн.

Мнения экспертов относительно эффективности 50-процентной скидки при оплате штрафов в 20-дневный срок разнятся. Вячеслав Лысаков считает, что закон полностью себя оправдал. Люди поняли, что скидка при оплате штрафов поможет им серьезно сэкономить. Однако аудиторы Счетной палаты РФ по результатам анализа статистики штрафов за 2015 и 2016 годы сделали вывод, что дисконт ожидаемого эффекта не принес. Если в 2015 году добровольно оплачивалось 75,6% штрафов, то через год — всего 70,8%.

Прямой эфир