Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В нашей стране участились случаи нападения школьников на своих одноклассников и учителей. Практически каждый месяц случается ЧП, когда дети нападают на детей. Это очень страшно, это беда и трагедия общества. После каждого такого события мы стараемся делать выводы, однако ужасные ситуации повторяются. Почему же взрослые не предотвращают их? Ведь это проблема в первую очередь наша. Мы — родители, педагоги, воспитатели, учителя, к сожалению, не обращаем внимание на детей. Нам кажется, какие у ребенка могут быть проблемы: вот у нас и работа, и множество дел, а у него: учись, играй, веселись. Но это далеко не так.

Это взрослые посадили детей за компьютер, чтобы они не мешались под ногами. Мы перестали разговаривать, реальное общение заменили интернетом, потому что нам так удобно. А в Сети кроется много опасных и острых камней, которые могут глубоко порезать и нанести серьезные раны, а самое ужасное — лишить жизни.

Необходимо задуматься о нормальном диалоге с подростками. Ведь такие события не происходят спонтанно, ребенок это прокручивает, продумывает. Вот и сейчас говорят, что нападение в Стерлитамаке было спланированным, но почему никто не сообщил об этом раньше? Возможно, жертв можно было бы избежать. Если ребенок боится рассказать о своих проблемах родителям, потому что думает, что они, может быть, засмеют, а, может, останутся равнодушными, у школьника должна быть возможность поделиться этим с профессиональным психологом, с педагогом в школе. Мы говорим о важности психологов в образовательных учреждениях, и они, действительно, есть. Но кто знает, как они работают? Часто ли заходят в их кабинет дети? Увы, нет. И сами психологи просто ограничиваются какими-то тестами. Многие ли дети знают, где в их школе находится психолог? Думаю, вряд ли. А его кабинет, наверное, должен быть чуть ли не первым у входа, чтобы бросался ребенку в глаза.

Школы не должны быть просто «камерами хранения» для детей и просто источником информации, здесь должна быть вторая семья.

Теперь об опасности в интернете и в социальных сетях. Еще в прошлом году мы сделали пилотный общественный проект мониторингового центра «Безопасность 2.0» по подростковому насилию в Сети. И, увы, увидели множество потенциальных угроз. Тема насилия очень интересует подростков. Многие активно комментируют жестокие сцены, драки, выставляют подобные видео у себя, делятся ими. Появляется всё больше сообществ, посвященных бойне в американской школе Колумбайн, в подобных сообществах даже есть планы и стратегии нападения на школы. И это первый звонок. Если вы увидели подобное у ребенка, то это очень серьезный повод поговорить с ним. Такое можно легко увидеть, или об этом могут рассказать друзья.

Отмечу, что в I квартале мы выявили потенциально опасные сообщества с суммарной аудиторией более 11 тыс. человек. И ведь она растет. Если сообщества блокируют, они пытаются найти новый способ появиться и разрастись. Поэтому здесь важно объединить усилия всем: родителям, учителям, психологам, школам, общественным организациям, правоохранителям.

Мы продолжаем проводить наш общественный мониторинг потенциально опасных групп (тут тема не только насилия, жестокости, но и очень острая тема суицидов) и, конечно же, не оставим эту деятельность. Вся информация оперативно направляется в правоохранительные органы и в Роскомнадзор. Но только их работы недостаточно. К тому же не в их компетенции психологическая обстановка, самоощущение подростков как личностей.

Мы должны сделать акцент на развитии психологической помощи и превентивной работы с группами риска в образовательных учреждениях. Нужно выстроить качественное оказание психологической помощи в школе. И проводить мероприятия нужно не только с детьми, но и с их родителями. Работа сложная, глобальная, но возможная. Пора обратить внимание на детей. Как бы мы ни были заняты, для ребенка всегда должно быть время. От этого зависит их жизнь. И наша с вами.

Автор — председатель комиссии Общественной палаты РФ  по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир