Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России нанесли поражение штурмовому батальону «Шквал» ВСУ в ДНР
Армия
Армия России поразила военные аэродромы и склады дронов на Украине
Армия
Песков заявил о засекреченности процесса разработки новых видов вооружения
Общество
В Сбербанке назвали три самых популярных схемы мошенничества в 2024 году
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Мир
Замглавы МИД РФ Руденко отметил стремление Запада оказать давление на КНДР
Мир
Два человека погибли в результате крушения патрульного самолета в Колорадо
Мир
Риттер заявил о желании Байдена втянуть США в ядерную войну до инаугурации Трампа
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали о модернизации FPV-дронов в полевой мастерской
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Общество
Космонавты с орбиты МКС поздравили россиянок с Днем матери
Мир
Участники COP29 утвердили климатическое финансирование объемом $300 млрд в год
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В воскресенье, 8 апреля, в Венгрии пройдут парламентские выборы, которые с большой вероятностью закончатся победой действующего главы правительства Виктора Орбана. В преддверии голосования премьер, ставший иконой антимигрантского движения в Европе, остается верен себе — главной темой избирательной кампании его партии Fidesz стала борьба с американским филантропом Джорджем Соросом, которого Будапешт обвиняет в стремлении наводнить страну беженцами. «Известия» разобрались в том, чем миллиардер венгерского происхождения так насолил властям республики и как к войне с ним относятся в оппозиции.

Все иностранцы — на выход

— Мы отправили домой султана с его армией, кайзера Гамсбургов и его захватчиков и Советы с их товарищами. А теперь мы отправим восвояси и дядюшку Джорджа, — торжественно пообещал венгерский премьер Виктор Орбан 100-тысячной толпе своих сторонников на предвыборном митинге в середине марта.

Кто такой этот «дядюшка Джордж», в Венгрии никому объяснять не надо. 87-летний американский миллиардер венгерского происхождения Джордж Сорос навсегда покинул родину в 17-летнем возрасте и не был в Венгрии долгие годы. Но именно он сейчас является для многих венгров олицетворением всего мирового зла — как некогда «террорист номер один» Осама бен Ладен.

Благодаря масштабной билборд-кампании, устроенной венгерскими властями прошлым летом («Не дадим Соросу посмеяться последним», — гласит подпись под одним из таких плакатов), американский филантроп превратился в «страшилку» даже для воспитанников венгерских детских садов.

— Дети даже не знают, кто такой Сорос, но точно знают, что это дьявол, — рассказала мама одного из них онлайн-изданию abcug.hu в начале марта.

Виктор Орбан выступает на предвыборном митинге в Будапеште

Фото: REUTERS/Marko Djurica

Война с Соросом, которого правящая партия премьера «Венгерский гражданский союз» (Fidesz) обвиняет в спонсировании НКО, стремящихся облегчить мигрантам доступ на территорию страны, — центральная тема нынешней избирательной кампании. Если перед парламентскими выборами в 2014 году Fidesz щедро раздавал избирателям экономические обещания, то в 2018-м правящая партия без ложной скромности устами главы парламентской фракции Гергели Гулиса заявила: «Нет более достоверной информации о планах правительства [в экономике], чем восемь прошедших лет».

Зато планов в отношении мигрантов (а когда в Венгрии говорят «мигранты», подразумевают Сороса) — громадье. Один из первых обещанных шагов правительства после выборов 8 апреля — принять в парламенте закон, получивший неофициальное название «Остановите Сороса». Он предусматривает введение для всех действующих в Венгрии организаций, «спонсирующих, организующих или как-либо содействующих» миграции, налога в 25% на все пожертвования из-за рубежа. Кроме того, тем, кто незаконно помогает беженцам, запретят приближаться к границе, а излишне гуманных иностранцев за содействие мигрантам будут без лишних разговоров высылать из страны. Наконец, все НКО, работающие в сфере миграции, по новому закону будут обязаны получать одобрение на свою деятельность в МВД.

Казалось бы, при чем тут Сорос? А при том, что внушительная часть НКО, работающих в Венгрии, финансируются его благотворительным фондом. И именно Сорос является основателем престижного Центрально-Европейского университета в Будапеште, ради закрытия которого год назад Fidesz выступил с инициативой введения новых правил регулирования деятельности иностранных вузов.

— Как выяснилось, по меньшей мере 2 тыс. людей из сети Сороса работают против премьер-министра Венгрии и против Венгрии, — заявил недавно официальный представитель правительства Золтан Ковач.

Из мухи слона

Справедливости ради стоит отметить, что претензии к Джорджу Соросу в Венгрии во многом обоснованы. В недалеком прошлом миллиардер, чьи многочисленные НКО действительно оказывают нелегальным мигрантам в Венгрии всяческую поддержку, уже предлагал урезать дотации Евросоюза странам Центральной и Восточной Европы, которые отказываются от принципа солидарности в сфере миграции (а это в первую очередь Венгрия), и перенаправить высвободившиеся деньги на помощь беженцам. Так что повод его недолюбливать у властей Венгрии действительно веский.

При этом Будапешт отнюдь не одинок в своей антипатии к американскому филантропу — у многих стран мира, включая Россию, Израиль, Австрию, Великобританию и даже США, найдется что предъявить Джорджу Соросу. Человек, по определению австрийского канцлера Себастьяна Курца, «бросающий всё, что у него есть, на стремление к контролю», смог разозлить даже Китай, где нет никаких соросовских фондов. В 2016 году он заявил, что экономику Китая ожидает жесткая посадка. В Пекине это сочли едва ли не объявлением войны китайской валюте, обвинив миллиардера в попытке обогатиться за счет игры на понижении курса юаня.

Беженцы на венгерско-сербской границе

Фото: Global Look Press/Pavel Nemecek

Но в случае Венгрии и ее 9,8-миллионного населения полномасштабная война с Соросом некоторым представляется попыткой сделать из мухи слона. По неофициальным данным, сейчас в Венгрии проживает около 40 тыс. мусульман (а принадлежность к исламу — главная претензия к мигрантам). Но большинство из них осели в Венгрии за десятилетия до нынешнего миграционного кризиса — еще в то время, когда Венгрия была коммунистической страной. Подавляющее же большинство мигрантов, оказавшихся в стране после 2015 года, по данным венгерского офиса по делам иммиграции и предоставления убежища, вскоре покинули ее ради более экономически благополучных стран Западной Европы.

— Миграция — большая проблема и огромный вызов и для Венгрии, и для Евросоюза. Я и сам не особый поклонник Сороса, но неразумно возлагать вину за весь миграционный кризис на одного 87-летнего человека. Просто таким образом Fidesz пытается накрутить и мобилизовать электорат накануне выборов, — признал ранее в беседе с «Известиями» депутат Мартон Джендьеши из партии Jobbik.

Примечательно, что несколько лет назад эта правая партия (ныне — вторая по популярности сила в Венгрии) стояла на крайне антимигрантских позициях и считалась в Европе маргинальной. Именно ее депутаты жгли флаги ЕС и называли евродепутатов-евреев угрозой нацбезопасности. К 2018 году общая риторика партии в отношении мигрантов заметно смягчилась. А к выборам Jobbik и вовсе отошла от этого вопроса (благо эту нишу полностью заняли Виктор Орбан и компания), сделав упор на экономику и социальные проблемы.

Маленькие неприятности партии власти

По данным последних мартовских опросов, за Fidesz на нынешних выборах готовы голосовать чуть больше 40% избирателей, за Jobbik — около 25%. Венгерские социалисты, объединившиеся к выборам с партией «Диалог для Венгрии», могут рассчитывать на 13% голосов. Остальные партии левого толка вроде «зеленых» из объединения «Политика может быть другой» или «Демократической коалиции» во главе с предшественником Орбана Ференцем Дьюрчанем вряд ли смогут перешагнуть 10-процентный барьер: опросы сулят им по 8 и 6% соответственно.

При таком раскладе у правящей партии, контролирующей большую часть СМИ в стране, казалось бы, нет причин бояться конкуренции. Но тревожные сигналы всё же есть.

Во многом против Fidesz сыграла мощная кампания Jobbik по разоблачению коррупции в рядах высокопоставленных функционеров и провластных олигархов. С лета прошлого года и до недавних пор по всей стране появились гигантские билборды (в Венгрии уличная реклама давно превратилась в главный инструмент политической борьбы) с фотографиями близких к партии власти и лично к премьеру бизнесменов с подписями «Вы работаете, они воруют», «Вот почему пенсии такие низкие» и «Вот почему денег на образование нет».

Спонсировал кампанию Jobbik некто Лайош Симишка. Этот бизнесмен, проживающий теперь за пределами Венгрии, некогда являлся близким другом и сторонником Виктора Орбана, но в 2014 году между ними пробежала черная кошка. С тех пор Симишка, являющийся владельцем медиаресурса Magyar Nemzet и компании-оператора наружной рекламы, стал открыто поддерживать правую оппозицию.

За партию Fidesz на нынешних выборах готовы голосовать чуть больше 40% избирателей

Фото: REUTERS/Bernadett Szabo

Fidesz закономерно окрестил антикоррупционную кампанию оппозиции местью, скупил у рекламных компаний, как утверждается, все места под билборды политического толка (а это около 8 тыс. точек) и продолжил разжигать «страсти по Соросу».

В январе, кстати, популярность Fidesz, стоящей у руля Венгрии уже два срока подряд, была на 10% выше, чем сейчас, а Jobbik, напротив, доверяли на 10% меньше. Но власти не особо обращали внимание на статистику до тех пор, пока в устоявшейся политической жизни Венгрии не возникла неожиданная интрига.

В конце февраля в небольшом городке на границе с Сербией и Румынией — Ходмезёвашархей, последние пару десятилетий слывшим верным оплотом Fidesz, прошли выборы мэра. Ничто не предвещало беды — всё шло к тому, что новым градоначальником станет кандидат от партии власти Золтан Хегедюш, занимавший пост вице-мэра. Но новым градоначальником с перевесом в 16% голосов стал Петер Марки-Зай — независимый кандидат, поддержанный всеми другими оппозиционными партиями в пику ставленнику Fidesz. Для властей это стало шоком, для оппозиции — проблеском надежды на то, что позиции партии власти всё же можно пошатнуть.

— После восьми лет всё, что может показать Fidesz, — это забор (подразумевается строительство ограждений с колючей проволокой на границах для недопуска в Венгрию мигрантов. — «Известия»), а всё, что они могут сказать, — это «Сорос». Но венграм от правительства нужно что-то большее, — заметил после выборов в Ходмезёвашархей венгерский политолог Петер Креко.

Этот вывод косвенно подтверждается и итогами январского опроса соцслужбы Ipsos Public Affairs: по его данным, 76% венгров уверены, что в последние годы страна движется в неправильном направлении.  

Что мешает оппозиции

После вдохновляющей победы на выборах мэра в стане оппозиции стали всё чаще высказываться о том, что предотвратить новый, уже третий срок партии власти можно лишь сообща — выдвинув на всех избирательных участках единых кандидатов от оппозиции. Но дальше разговоров дело так и не продвинулось.

Скрепя сердце признав, что самым логичным было бы объединиться вокруг кандидатов из Jobbik, лидеры большинства партий при этом резко выступили против кандидатуры партийного лидера Габора Воны, который в случае победы должен был бы стать новым премьером.

Свои «но» есть и у Jobbik: идя на эти выборы под лозунгами борьбы с коррупцией, она принципиально готова к альянсу только с молодыми партиями, нетронутыми «коррупцией последних десятилетий». Но если с репутацией у партий вроде молодежного движения Momentum всё в порядке, то с рейтингами — ровно наоборот. Популярность того же Momentum, прославившегося активной кампанией против проведения в Будапеште Олимпиады-2024 из-за опасений, что средства на Игры разворуют, не превышает 3%.

Лидер партии Jobbik Габор Вона

Фото: REUTERS/Bernadett Szabo

Есть на выборах и еще один отвлекающий фактор — присутствие на политическом поле нескольких сатирических партий. Главной из них является «Двухвостая собака», несколько лет назад выросшая из движения уличных граффити-художников в полноценную политическую силу. Широкую известность эта партия приобрела в преддверии референдума осенью 2016 года, на котором Виктор Орбан предлагал согражданам отвергнуть введенные Брюсселем квоты по приему мигрантов странами — членами Евросоюза. Та кампания тоже преимущественно разворачивалась на пространстве билбордов: Fidesz увещевала об опасности исламизации Венгрии, а «Двухвостая собака» развернула, по ее же определению, «анти-антимигрантскую кампанию», высмеивающую лозунги партии власти.

Одной из самых запоминающихся идей двухлетней давности стал, например, плакат, предлагающий вывесить на границе Венгрии размер официальной средней зарплаты в стране, — с намеком, что этого будет достаточно, чтобы отпугнуть беженцев раз и навсегда.

На эти выборы «Двухвостая собака», один из кандидатов которой выступил в телеэфире в костюме цыпленка, идет под лозунгом «Анти-анти-Сорос». А в числе прочего она предлагает уменьшить территорию Венгрии, ввести право на бесплатное пиво, открыть в качестве продвижения венгерской мягкой силы ресторан мадьярской кухни на Марсе и официально ввести в стране вечную жизнь. Чувство юмора «Двухвостой собаки» накануне выборов оказалось, судя по опросам, близко 2% венгров.

Наконец, клин в декларируемую необходимость единства оппозиции вбивает и один довольно прозаичный момент: чем больше избирательных округов, в которых партия выставляет своих кандидатов, тем больше финансирования из госказны эта партия получает. И отказаться от этого готовы далеко не все.

А значит, в ближайшие годы Венгрию ждет новое правительство Fidesz и новый этап войны с Джорджем Соросом.

 

Читайте также
Прямой эфир