Шашечная партия
Федеральная антимонопольная служба собирается возбудить антимонопольные дела против трех столичных аэропортов: Шереметьево, Домодедово и Внуково. Поводом стало ограничение доступа к первой линии такси: проехать к дверям воздушных гаваней могут только избранные компании и машины определенного класса. С такими претензиями ФАС обратилась еще в декабре прошлого года, но за три месяца, по мнению регулятора, ни один аэропорт так и не устранил нарушения. Теперь ФАС угрожает им жесточайшими штрафами. О возбуждении первого дела — против Домодедово — стало известно во вторник, 20 марта. В подробностях истории разбирался портал iz.ru.
Подсунули свинью
С предложением навести порядок в аэропортовых зонах обратились в феврале власти Москвы. Департамент транспорта настаивает на том, чтобы все операторы такси имели доступ к первой линии. В преддверии чемпионата мира по футболу проблема становится всё более злободневной: водители, проезжающие ближе к выходу, могут перехватывать заказы. Прозрачные тарифы и отсутствие «зазывал» помогут свести случаи обмана к минимуму.
В ведомстве сообщили порталу iz.ru о проведении предварительной проверки. ФАС выдала аэропортам предупреждения относительно недопустимости ограничения конкуренции. В антимонопольной службе намерены проанализировать полученную информацию.
Глава ФАС Игорь Артемьев пообещал в течение 10 дней встретится с представителями всех компаний. По его словам, «аэропорты должны были подойти к этому гораздо серьезнее». «Мы считаем, что та работа, которая была проведена, является не просто недостаточной, а профанацией. Аэропорты должны были подойти к достигнутым договоренностям гораздо серьезнее. Вместо этого они нам сейчас почти все подсовывают дохлую свинью, потому что они говорят, что они что-то сделали, а на самом деле ситуация не поменялась. Я вижу в этом заинтересованность конкретных менеджеров аэропорта», — заявил Артемьев. По его словам, если вопрос не разрешится, в этом можно усмотреть материальную заинтересованность структур аэропорта.
«Надеюсь, что акционеры, к которым мы обратимся и антимонопольные дела отрезвят этих граждан, и собственники вмешаются в процесс. Это прежде всего в интересах тех людей, которые прилетают в наши аэропорты. А руководство должно сделать для себя самые серьезные выводы. Мы предупреждали, но они не услышали», — пояснил глава ФАС.
Заезжий оператор
Представители аэропорта Внуково сообщили порталу iz.ru, что на территории нет ограничений для подъезда к терминалам для каких-либо категорий автомобилей.
«Ограничений не было ни до того, как ФАС занялась этим вопросом, ни сейчас. На ближайшие к терминалам полосы могут заезжать как абсолютно любые автомобили такси, так и просто частные автомобили. На нижнем уровне (прилет) пять доступных всем автомобилям полос, на эстакаде (вылет) три доступные для всех автомобилей полосы. Никаких преференций или ограничений в плане доступа к подъездам к терминалу для каких-либо таксомоторных парков в аэропорту Внуково нет», — рассказала руководитель пресс-службы аэропорта Внуково Мария Шаравина.
В Шереметьево также отрицают наличие привилегий у определенных операторов такси.
«На территории аэропорта Шереметьево обеспечивается недискриминационный доступ всех потребителей ко всем услугам аэропорта, в том числе и доступ к инфраструктуре аэропорта, включая привокзальную площадь. В настоящее время аэропорт готовится к проведению конкурса по выбору агрегатора такси, в обязанности которого будет входит обеспечение допуска всех таксомоторных парков, отвечающих требованиям по безопасности транспортных средств, наличию всех предусмотренных законодательством разрешений на оказание услуг такси (перевозку пассажиров), а также обеспечивающих ежедневных контроль водителей при запуске на линию», — рассказал начальник-пресс-службы аэропорта Шереметьево Роман Генис.
Домодедово с 2016 года официально сотрудничает с Gett и предоставляет агрегатору такси право ускоренного проезда к основному потоку пассажиров. Но партнерство компании с аэропортом не гарантирует водителям проезда по первой линии, а лишь ускоряет процесс подачи машины.
Чтобы заказать такси, достаточно подойти к консультанту возле стойки в чистой зоне возле зоны выдачи багажа. Там же находятся рекламные щиты и электронные терминалы для заказа Gett. Водители, получающие заказы от пассажиров из чистой зоны, ожидают на отдельной стоянке на территории аэропорта и к моменту выхода подъезжают прямо к терминалу.
Правда, воспользоваться такой услугой немного дороже, чем заказать машину в приложении. Из чистой зоны можно заказать машины комфорт-класса и выше: цены стартуют от 1700 рублей. В приложении аналогичная услуга стоит около 1500 рублей, а экономкласс обойдется еще на 350 рублей дешевле. Опять же выбор остается за пассажиром.
«Статус партнера Домодедово не дает никаких эксклюзивных прав. Мы не единственный игрок на этом рынке и сами же выступаем за равный доступ. В нашу систему попадают все таксопарки после прохождения экзаменов у водителей. Они спокойно высаживают и забирают пассажиров возле терминала. Единственная преференция, которая есть у нас, — рекламного характера. Люди видят наши стойки и растяжки в чистой зоне, но другие компании при желании могут сделать то же самое», — объяснила представитель Gett в России Алена Балакирева.
Водители таксопарков проходят аттестацию перед тем, как начать работу с любым из агрегаторов такси. Это стандартная процедура для доступа к системе. Из-за большого потока аэропортов физически нет возможности не допускать определенные таксопарки или машины на свою территорию.
Бомбили и будут
Впрочем, бомбилы и не собираются уходить с рынка. Таксисты, ранее дежурившие у станций метро и заламывающие тройные тарифы, теперь переместились в зону прилета.
Спрос на их услуги внутри Москвы резко упал с появлением недорогого и безопасного такси через приложения, а также в связи с законодательными ограничениями. В итоге частники объединились в полулегальные компании, чтобы получить беспрепятственный доступ к аэропортовой зоне, где стоимость поездки разительно отличается от внутригородской. Зазывалы, которые встречают пассажиров в зоне прилета и настойчиво предлагают услуги такси, чаще всего выступают в роли диспетчера и получают процент от каждого заказа.
Бывали случаи, когда бомбилы внедрялись в агрегаторы и проворачивали мошеннические схемы: перехватывали заказы, устанавливали фальшивый GPS или отменяли поездку под предлогом пробитого колеса, чтобы потом передать его другому таксисту уже по совершенно иному тарифу. При этом к ответственности водителей за подобные махинации привлечь довольно проблематично: клиент сам соглашается сесть в его машину, а значит, принимает условия. Часто в аэропортах можно увидеть объявления для пассажиров, в которых настоятельно не рекомендуется пользоваться услугами частников.
Правила движения
В ряде государств мира такси имеют ограниченный доступ на территорию аэропортов. Например, в израильском аэропорту Бен-Гурион к зонам прилета и вылета могут подъехать только автомобили трех аккредитованных таксомоторных компаний.
В Лондоне парковаться возле выхода из аэропорта могут только черные кэбы. У агрегаторов, таких как Uber, есть возможность подъехать к входу для посадки пассажира, отстояв в очереди и дождавшись своего номера. Такие преимущества для кэбов связаны с длительной системой обучения, дорогой лицензией и ограниченным числом водителей. Каждый водитель сдает сложный экзамен на знание города, в котором свыше 28 тыс. улиц. Вместе с лицензией они получают право въезда в исторический центр. Без нее можно ездить только в определенных районах города. При этом добраться в аэропорт на кэбе в два, а то и в три раза дороже, чем на Uber.
В парижском Шарль-де-Голле система устроена несколько иначе. Довезти пассажиров до аэропорта может любая таксомоторная компания, но вот доехать до города можно только на машине, у которой есть специальная лицензия.
В Женеве противостояние между официальными таксистами и Uber несколько раз доходило до массовых драк. Из-за сложившейся ситуации заказать Uber к залу прилета стало невозможным. Поэтому желающим сэкономить на поездке приходится самостоятельно спускаться к залу вылета. В итоге в городе официально запретили Uber, но водители стали регистрировать машины в соседнем кантоне и с легкостью обходить это ограничение.