Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральная антимонопольная служба собирается возбудить антимонопольные дела против трех столичных аэропортов: Шереметьево, Домодедово и Внуково. Поводом стало ограничение доступа к первой линии такси: проехать к дверям воздушных гаваней могут только избранные компании и машины определенного класса. С такими претензиями ФАС обратилась еще в декабре прошлого года, но за три месяца, по мнению регулятора, ни один аэропорт так и не устранил нарушения. Теперь ФАС угрожает им жесточайшими штрафами. О возбуждении первого дела — против Домодедово — стало известно во вторник, 20 марта. В подробностях истории разбирался портал iz.ru.

Подсунули свинью

С предложением навести порядок в аэропортовых зонах обратились в феврале власти Москвы. Департамент транспорта настаивает на том, чтобы все операторы такси имели доступ к первой линии. В преддверии чемпионата мира по футболу проблема становится всё более злободневной: водители, проезжающие ближе к выходу, могут перехватывать заказы. Прозрачные тарифы и отсутствие «зазывал» помогут свести случаи обмана к минимуму.

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

В ведомстве сообщили порталу iz.ru о проведении предварительной проверки. ФАС выдала аэропортам предупреждения относительно недопустимости ограничения конкуренции. В антимонопольной службе намерены проанализировать полученную информацию.

Глава ФАС Игорь Артемьев пообещал в течение 10 дней встретится с представителями всех компаний. По его словам, «аэропорты должны были подойти к этому гораздо серьезнее». «Мы считаем, что та работа, которая была проведена, является не просто недостаточной, а профанацией. Аэропорты должны были подойти к достигнутым договоренностям гораздо серьезнее. Вместо этого они нам сейчас почти все подсовывают дохлую свинью, потому что они говорят, что они что-то сделали, а на самом деле ситуация не поменялась. Я вижу в этом заинтересованность конкретных менеджеров аэропорта», — заявил Артемьев. По его словам, если вопрос не разрешится, в этом можно усмотреть материальную заинтересованность структур аэропорта.

Глава ФАС Игорь Артемьев

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

«Надеюсь, что акционеры, к которым мы обратимся и антимонопольные дела отрезвят этих граждан, и собственники вмешаются в процесс. Это прежде всего в интересах тех людей, которые прилетают в наши аэропорты. А руководство должно сделать для себя самые серьезные выводы. Мы предупреждали, но они не услышали», — пояснил глава ФАС.

Заезжий оператор

Представители аэропорта Внуково сообщили порталу iz.ru, что на территории нет ограничений для подъезда к терминалам для каких-либо категорий автомобилей.

«Ограничений не было ни до того, как ФАС занялась этим вопросом, ни сейчас. На ближайшие к терминалам полосы могут заезжать как абсолютно любые автомобили такси, так и просто частные автомобили. На нижнем уровне (прилет) пять доступных всем автомобилям полос, на эстакаде (вылет) три доступные для всех автомобилей полосы. Никаких преференций или ограничений в плане доступа к подъездам к терминалу для каких-либо таксомоторных парков в аэропорту Внуково нет», — рассказала руководитель пресс-службы аэропорта Внуково Мария Шаравина.

В Шереметьево также отрицают наличие привилегий у определенных операторов такси.

«На территории аэропорта Шереметьево обеспечивается недискриминационный доступ всех потребителей ко всем услугам аэропорта, в том числе и доступ к инфраструктуре аэропорта, включая привокзальную площадь. В настоящее время аэропорт готовится к проведению конкурса по выбору агрегатора такси, в обязанности которого будет входит обеспечение допуска всех таксомоторных парков, отвечающих требованиям по безопасности транспортных средств, наличию всех предусмотренных законодательством разрешений на оказание услуг такси (перевозку пассажиров), а также обеспечивающих ежедневных контроль водителей при запуске на линию», — рассказал начальник-пресс-службы аэропорта Шереметьево Роман Генис. 

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

Домодедово с 2016 года официально сотрудничает с Gett и предоставляет агрегатору такси право ускоренного проезда к основному потоку пассажиров. Но партнерство компании с аэропортом не гарантирует водителям проезда по первой линии, а лишь ускоряет процесс подачи машины.

Чтобы заказать такси, достаточно подойти к консультанту возле стойки в чистой зоне возле зоны выдачи багажа. Там же находятся рекламные щиты и электронные терминалы для заказа Gett. Водители, получающие заказы от пассажиров из чистой зоны, ожидают на отдельной стоянке на территории аэропорта и к моменту выхода подъезжают прямо к терминалу.

Правда, воспользоваться такой услугой немного дороже, чем заказать машину в приложении. Из чистой зоны можно заказать машины комфорт-класса и выше: цены стартуют от 1700 рублей. В приложении аналогичная услуга стоит около 1500 рублей, а экономкласс обойдется еще на 350 рублей дешевле. Опять же выбор остается за пассажиром.

«Статус партнера Домодедово не дает никаких эксклюзивных прав. Мы не единственный игрок на этом рынке и сами же выступаем за равный доступ. В нашу систему попадают все таксопарки после прохождения экзаменов у водителей. Они спокойно высаживают и забирают пассажиров возле терминала. Единственная преференция, которая есть у нас, — рекламного характера. Люди видят наши стойки и растяжки в чистой зоне, но другие компании при желании могут сделать то же самое», — объяснила представитель Gett в России Алена Балакирева.

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

Водители таксопарков проходят аттестацию перед тем, как начать работу с любым из агрегаторов такси. Это стандартная процедура для доступа к системе. Из-за большого потока аэропортов физически нет возможности не допускать определенные таксопарки или машины на свою территорию.

Бомбили и будут

Впрочем, бомбилы и не собираются уходить с рынка. Таксисты, ранее дежурившие у станций метро и заламывающие тройные тарифы, теперь переместились в зону прилета.

Спрос на их услуги внутри Москвы резко упал с появлением недорогого и безопасного такси через приложения, а также в связи с законодательными ограничениями. В итоге частники объединились в полулегальные компании, чтобы получить беспрепятственный доступ к аэропортовой зоне, где стоимость поездки разительно отличается от внутригородской. Зазывалы, которые встречают пассажиров в зоне прилета и настойчиво предлагают услуги такси, чаще всего выступают в роли диспетчера и получают процент от каждого заказа.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Бывали случаи, когда бомбилы внедрялись в агрегаторы и проворачивали мошеннические схемы: перехватывали заказы, устанавливали фальшивый GPS или отменяли поездку под предлогом пробитого колеса, чтобы потом передать его другому таксисту уже по совершенно иному тарифу. При этом к ответственности водителей за подобные махинации привлечь довольно проблематично: клиент сам соглашается сесть в его машину, а значит, принимает условия. Часто в аэропортах можно увидеть объявления для пассажиров, в которых настоятельно не рекомендуется пользоваться услугами частников.

Правила движения

В ряде государств мира такси имеют ограниченный доступ на территорию аэропортов. Например, в израильском аэропорту Бен-Гурион к зонам прилета и вылета могут подъехать только автомобили трех аккредитованных таксомоторных компаний.

В Лондоне парковаться возле выхода из аэропорта могут только черные кэбы. У агрегаторов, таких как Uber, есть возможность подъехать к входу для посадки пассажира, отстояв в очереди и дождавшись своего номера. Такие преимущества для кэбов связаны с длительной системой обучения, дорогой лицензией и ограниченным числом водителей. Каждый водитель сдает сложный экзамен на знание города, в котором свыше 28 тыс. улиц. Вместе с лицензией они получают право въезда в исторический центр. Без нее можно ездить только в определенных районах города. При этом добраться в аэропорт на кэбе в два, а то и в три раза дороже, чем на Uber.

Такси-кэб, Лондон

Фото: Global Look Press/Moritz Wolf

В парижском Шарль-де-Голле система устроена несколько иначе. Довезти пассажиров до аэропорта может любая таксомоторная компания, но вот доехать до города можно только на машине, у которой есть специальная лицензия.

В Женеве противостояние между официальными таксистами и Uber несколько раз доходило до массовых драк. Из-за сложившейся ситуации заказать Uber к залу прилета стало невозможным. Поэтому желающим сэкономить на поездке приходится самостоятельно спускаться к залу вылета. В итоге в городе официально запретили Uber, но водители стали регистрировать машины в соседнем кантоне и с легкостью обходить это ограничение.

 

Прямой эфир