Взять на пробу: на покупку «Южуралзолота» нашелся претендент
На компанию ЮГК («Южуралзолото»), перешедшую в августе в собственность государства, нашелся претендент. Структуры Уральской горно-металлургической компании (УГМК) ведут переговоры о покупке контрольного пакета золотодобытчика у Росимущества, рассказали «Известиям» три источника. Он был изъят в доход государства у миллиардера Константина Струкова по решению суда. В периметр сделки, помимо контрольного пакета акций ЮГК, также войдут и другие активы, ранее принадлежавшие челябинскому бизнесмену. Стоимость может составить от 50 до 100 млрд рублей. В целом доходы казны от приватизации к июлю впятеро превысили годовой план — бюджет уже получил 27,5 млрд. Какие предприятия были приватизированы и сколько на очереди — в материале «Известий».
Кому может достаться «Южуралзолото»
Контрольный пакет «Южуралзолота», ранее принадлежавший миллиардеру Константину Струкову, может быть продан компании «Атлас Майнинг», связанной с Джахангиром Махмудовым — сыном основателя Уральской горно-металлургической компании Искандара Махмудова. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий к совету директоров ЮГК, и подтвердил высокопоставленный федеральный чиновник. О том, что между УГМК и Минфином, который отвечает за продажу госпакета в ЮГК, ведутся переговоры, знает и источник «Известий» в одной из крупных металлургических компаний.
На данный момент Росимуществом производится оценка компании, сообщил «Известиям» представитель Министерства финансов. После того как она будет закончена, Минфин приступит к процедуре реализации. Решения по реализации существенных сделок будут раскрыты своевременно в установленном порядке, добавил он.
Представитель ЮГК от комментариев отказался. «Известия» направили запрос в Росимущество. В УГМК на вопросы редакции не ответили.
В периметр сделки, помимо золотодобывающих активов, также войдет угольное предприятие «МелТЭК» в Кемеровской области (выручка в 2024 году по РСБУ 14,8 млрд рублей), объекты недвижимости, в частности, небоскреб «Челябинск-Сити» площадью 30,8 тыс. кв. м, а также элитный гольф-клуб в Челябинске, ранее принадлежавший Константину Струкову, уточнил источник «Известий», близкий к совету директоров золотодобытчика. Реализация актива, по его словам, пройдет с дисконтом. Минфин намерен реализовать сделку до конца этого года путем прямой продажи, добавил федеральный чиновник.
Сейчас министерство и горно-металлургическая компания пытаются договориться о цене, за которую компания сможет приобрести контрольный пакет в ЮГК, уточнил собеседник «Известий», близкий к ее совету директоров. По его словам, министерство не готово продавать актив «менее чем за 100 млрд рублей». В то же время УГМК хочет приобрести долю не дороже, чем за 50 млрд рублей, указал он. Компромиссная стоимость пакета может составить около 75 млрд, полагает собеседник «Известий».
Замминистра финансов Алексей Моисеев 18 сентября на Московском финансовом форуме оценивал рыночную стоимость пакета, принадлежащего государству, в 85 млрд рублей. На закрытии торгов на Московской бирже 30 сентября рыночная капитализация ЮГК составляла 127,9 млрд рублей, соответственно, стоимость госпакета — 86,78 млрд рублей.
В Минфине допускали, что государство может продать контрольный пакет ЮГК крупному миноритарию компании, но не уточняли, о ком идет речь. Единственный такой акционер — Газпромбанк, который приобрел в 2024 году 22% ЮГК у Константина Струкова. При этом ГПБ не намерен увеличивать долю в капитале компании, уверяет собеседник «Известий», близкий к совету директоров золотодобытчика.
В Газпромбанке и управляющей компании «ААА Управление капиталом», которая является держателем акций ЮГК в интересах ГПБ, на запросы «Известий» не ответили.
«Южуралзолото группа компаний» (ЮГК) — один из крупнейших золотодобытчиков в России. Основные активы расположены в Челябинской области, Хакасии и Красноярском крае. Компания ведет добычу рудного золота на нескольких месторождениях, включая Светлинское, Кочкарское и Коммунаровское, а также развивает новые проекты, такие как ГОК «Высокое». Ресурсы ЮГК по классификациям MI&I/JORC оцениваются примерно в 40–46 млн тройских унций золотого эквивалента. Их достаточно для добычи в течение не менее 30 лет, оценивала ЮГК. «Южуралзолото», по ее собственным данным, занимает второе место по объему ресурсов золота в России и четвертое — по производству.
В ноябре 2023 года ЮГК провела IPO (первичное размещение акций) и смогла привлечь около 7 млрд рублей. В 2024-м компания провела SPO (вторичное размещение) и привлекла еще около 8 млрд.
По итогам 2024-го выручка составила 75,9 млрд рублей, что на 12% больше, чем в 2023-м, следует из отчетности компании по МСФО. Скорректированный показатель EBITDA (отражает прибыль компании до вычета процентов, налогов и амортизации) за тот же период вырос на 11%, до 34,4 млрд, а чистая прибыль — в 12 раз, до 8,84 млрд рублей, следует из отчетности.
Как ЮГК перешла к государству
В июле 2025 года Генпрокуратура подала иск о признании недействительным переход ряда активов к ЮГК, указывая на нарушения при приватизации и консолидации компании ее бенефициаром. По мнению надзорного ведомства, Константин Струков нарушал запрет на совмещение госслужбы с бизнесом. С 2000 года он был депутатом заксобрания Челябинской области, с 2017-го занимал пост вице-спикера и входил в состав местного комитета по экологии и природопользованию. Статус вице-спикера он использовал для выстраивания и поддержания неформальных отношений с представителями органов власти с целью покровительства ему и его коммерческим предприятиям, утверждала Генпрокуратура.
11 июля 2025 года Советский суд Челябинска удовлетворил требования надзорного ведомства. Акции ЮГК были обращены в доход государства, а функции акционера перешли к Росимуществу. На момент передачи компании в госсобственность Константину Струков принадлежало 67,8% компании, еще 22% — у «ААА Управление Капиталом» (принадлежит Газпромбанку), оставшиеся 10,2% акций — в свободном обращении.
Какие компании передавали в госсобственность
С 2022 года в России обращение активов в доход государства стало заметным трендом. Объем переданных в управление государству предприятий за этот период достиг 3,9 трлн рублей, подсчитали в адвокатском бюро NSP. Среди наиболее крупных прецедентов — обращение в пользу государства «Главпродукта» в марте 2025-го (выпускает тушенку, паштеты, шпроты и т.д.) и московского аэропорта Домодедово у Дмитрия Каменщика.
В августе 2023-го Генпрокуратура потребовала передать государству акции крупнейшего производителя метанола «Метафракс кемикалс», а в феврале 2024-го компания перешла под управление холдинга «Росхим». Кроме того, в доход государства в феврале 2024-го была передана автомобильная группа «Рольф», но уже в сентябре ее купил президент Международной ассоциации бокса Умар Кремлев за 34,8 млрд рублей. В марте того же года в доход государства был изъят крупнейший в России производитель макаронных изделий — «Макфа».
По итогам первых шести месяцев 2025-го приватизация федерального имущества принесла в бюджет 27,5 млрд рублей, сообщили «Известиям» в пресс-службе Росимущества. Всего в финплане на доходы от приватизации в этом году заложена сумма в пять раз меньше — 5,5 млрд.
Как ранее отмечал министр финансов РФ Антон Силуанов, до конца года планируется провести ряд сделок по приватизации, в результате которых в доходную часть бюджета поступит до 100 млрд рублей. В 2026-м планируется приватизация семи компаний, поступления в бюджет от продажи их акций могут составить 100–300 млрд, говорил замминистра Алексей Моисеев.
Чем известна компания «Атлас Майнинг»
«Атлас Майнинг» (бывшая Petropavlovsk PLC) — золотодобывающая компания, с 2022 года контролируемая структурами горно-металлургической компании. Ей принадлежат крупнейшие золоторудные месторождения в Амурской области — «Пионер», «Маломыр», а также Покровский автоклавно-гидрометаллургический комбинат.
В марте 2022-го Petropavlovsk, будучи налоговым резидентом Великобритании, столкнулась с невозможностью платить по кредитам из-за санкций в отношении Газпромбанка — основного кредитора. Компания стала пропускать платежи, и в апреле банк потребовал от Petropavlovsk досрочного погашения по обязательствам, а затем передал права требования по ним новому кредитору — «УГМК-Инвест». В 2023 году компания провела ребрендинг.
«Атлас Майнинг» принадлежит компании «Атлас» (до 2023 года — «УГМК-Инвест»), ее владельцы не раскрываются. Два собеседника «Известий», близких к УГМК, называют ее бенефициаром сына основателя Уральской горно-металлургической компании Джахангира Махмудова.
По итогам 2023-го (последние доступные данные) выручка «Атласа» составила 6 млрд рублей (рост в 83 раза год к году), чистая прибыль — 5,4 млрд против убытка в 5,9 млрд рублей годом ранее, следует из отчетности по РСБУ.
Уральская горно-металлургическая компания — один из крупнейших металлургических холдингов в России, в него входит более 40 предприятий в сфере добычи, обогащения и переработки медных и цинковых руд, металлургии. Также она контролирует ряд угольных предприятий, объединений под компанией «Кузбассразрезуголь».
Бенефициары также не раскрываются. До 2022 года Искандар Махмудов и его бизнес-партнер Андрей Бокарев контролировали кипрскую Selmareco Limited, которой принадлежало 85% акций УГМК. В марте 2022-го сообщалось, что они перестали быть контролирующими бенефициарами и вышли из состава советов директоров. В отчете за тот год компания назвала своим бенефициарным владельцем Данияра Камилова, сына бывшего министра иностранных дел Узбекистана, писал Forbes.
По итогам 2023 года (последние доступные данные) выручка УГМК составила 287,4 млрд рублей, что на 4% меньше, чем в 2022-м, следует из отчетности по РСБУ. Чистая прибыль за тот же период выросла в два раза, до 14,7 млрд.
Перспективы УГМК и золотодобычи
УГМК уже на протяжении многих лет проявляет интерес к золотодобывающим активам, отметил ведущий аналитик «Велес Капитал» Василий Данилов. До 2022-го компания производила лишь 5–10 т золота, но после серии покупок («Сусуманзолото» и Petropavlovsk) нарастила добычу в 2024 году до 32,6 т (10% от всего выпуска драгметалла в РФ), уточнил он.
Согласно оценке отраслевого журнала «Золото и технологии», по этому показателю компания заняла третье место после «Полюса» (до мая 2022 года принадлежала Саиду Керимову, сыну сенатора Сулеймана Керимова) и Highland Gold, которой владеет бывший топ-менеджер девелопера ПИК Владислав Свиблов. ЮГК в этом рейтинге заняла восьмое место — 10,6 т золота (–3,9% к 2023-му).
В случае если сделка по покупке ЮГК будет реализована, объем производства УГМК может увеличиться более чем на 30%, добавила младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Клюева. Это позволит компании стать второй в рейтинге золотодобывающих компаний и увеличить синергический эффект, объяснила она. Таким образом, консолидация активов ЮГК стала бы естественным продолжением стратегии холдинга по укреплению своих позиций в драгметаллах, согласен начальник отдела публичного анализа акций Совкомбанка Вячеслав Бердников.
Акции золотодобытчиков остаются привлекательной инвестицией на российском фондовом рынке, отметила Татьяна Клюева. Этому способствуют рекордная стоимость драгоценного металла, превышающая $3800 за унцию, подчеркнул аналитик «БКС Мир инвестиций» Николай Масликов. В условиях геополитической нестабильности золотодобытчики выступают «тихой гаванью» для инвесторов, резюмировал Вячеслав Бердников.