Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Албания экстрадирует избившего битой пенсионера россиянина
Экономика
Мосбиржа приостановила торги на фондовом рынке
Мир
Украинский офицер сообщил о критической нехватке боеприпасов в рядах ВСУ
Политика
Путин подписал закон об индексации военных пенсий
Общество
В ГД внесли законопроект об исполнении решения призывной комиссии в течение года
Армия
Силы ПВО уничтожили семь дронов ВСУ над Крымом и акваторией Черного моря
Общество
Дело возбудили в отношении мужчины после нападения на женщин в храме Подольска
Спорт
Чемпион ОИ Вальнес заявил об обиде из-за участия Большунова в гонке в Италии
Общество
Адвокат Винника рассказал о прибытии самолета с россиянином в Москву
Общество
В МВД предупредили о фейковых уведомлениях от трудовой инспекции
Экономика
В России резко выросла разница курсов при покупке и продаже доллара
Мир
Фермеры сорвали визит британского премьера Кира Стармера
Общество
Путин поручил представить предложения по улучшению мер по ликвидации разливов нефти
Мир
Трамп сообщил о желании предложить КНР и РФ сократить оборонные бюджеты на 50%
Общество
В ГД внесли проект об увеличении штрафа за неоповещение военкомата о переезде
Политика
Экс-премьера Франции Кастекса задержали по подозрению в растрате средств
Общество
Глава русской общины Молдавии осудила закрытие культурного центра РФ
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Торговые сети и производители ведут переговоры о возможном пересмотре цен на молочную продукцию. Повысить их на 5–10% намеревались крупные поставщики, о чем уведомили ритейл. При этом сети не спешат принимать новые условия и продолжают удерживать минимальные наценки по ряду позиций. В Минсельхозе признали рост себестоимости производства, однако отметили, что молочная отрасль — одна из наиболее поддерживаемых в агропромышленном комплексе. В ФАС заявили, что мониторят ситуацию и в случае необоснованного повышения цен могут применить меры реагирования. Какие аргументы приводят производители и продавцы и удастся ли сдержать цены для конечного потребителя — в материале «Известий».

Стоимость молочной продукции

Торговые сети рассматривают уведомления нескольких крупных производителей молочной продукции (молоко, творог, сметана, йогурт) о повышении цен на свои товары, которое запланировано на февраль. Соответствующие документы направили такие компании, как «Вимм-Билль-Данн» (торговая марка «Домик в деревне»), Health & Nutrition (бренд «Простоквашино», «Актибио»), Ehrmann, «Савушкин продукт», «Молочный кит» (Milk on). С письмами ознакомились «Известия».

Заявки о повышении тщательно проверяются торговыми сетями на предмет обоснованности, часть из них еще находится на рассмотрении. Об этом «Известиям» рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Ритейлеры не всегда принимают повышение в полном объеме, а также договариваются с поставщиками о реализации промоакций и отсрочках в принятии. Розничные цены в торговых сетях индексируются медленнее закупочных, поэтому изменения цен на полках магазинов будут более плавными, — отметил он.

Сейчас ритейлеры удерживают минимальные наценки от 5 до 10% на целый ряд позиций в молочной категории: крупнейшие сети снизили наценки более чем на 500 наименований социально значимых товаров, включив в перечень сметану, творог, ряженку, кефир, добавил Игорь Караваев. В магазинах компаний стоимость 1 л питьевого молока «первой цены» (самой бюджетной) составляет около 72 рублей, это на 27% ниже средних цен по стране с учетом всех форматов розничной торговли.

молоко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Повышение цен на молочную продукцию — мера вынужденная, сказала «Известиям» глава Молочного союза Людмила Маницкая. Производители прикладывают усилия для сдерживания роста с учетом высокой социальной значимости этих товаров. Она добавила, что есть общее увеличение затрат на его изготовление — на корма, электроэнергию, транспортные расходы, влияет и инфляция. Сказываются и позитивные факторы: на рынке работает система прослеживаемости «Меркурий», а значит, он постепенно обеляется, фальсификат теперь всё труднее изготовить. В итоге для легального производства нужно больше сырья.

корова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Если спрос растет, а предложение за ним не поспевает, то рынок откликается увеличением цен. Тем более важно учитывать, что наценка розничных сетей на молочную продукцию, например, на сливочное масло, зачастую достигает и превышает 100%, на что мы уже обращали внимание ФАС. То есть основная доходность аккумулируется не в сфере производства, а в конечном звене цепи поставок — в торговле, — пояснила она.

Корректировка цен на молочные продукты — следствие накопленного увеличения себестоимости производства и переработки молока, отметили «Известиям» в Союзмолоке.

Ключевым фактором остается рост затрат на производство сырья из-за подорожания отдельных компонентов кормовой базы, энергоресурсов, общей инфляции и системного повышения стоимости оплаты труда наемного персонала, — добавили там.

масло
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В сегменте переработки также растет себестоимость по всем ключевым статьям затрат, главным образом, по основной статье — приобретение сырого молока. Рост цен на сырье год к году составил 25%, в результате в ноябре 2024 года, по предварительным оценкам, увеличение себестоимости сырого молока в годовом выражении составило 9%, готовой молочной продукции — в среднем около 22%, оценили в Союзмолоке.

Какие компании планируют повысить цены

«Известия» ознакомились с документами компаний «Вимм-Билль-Данн» (торговая марка «Домик в деревне»), Health & Nutrition (бренд «Простоквашино», «Актибио»), Ehrmann, «Савушкин продукт», «Молочный кит» (Milk on), которые они направили в адрес ритейлеров. Все производители указали, что себестоимость производства активно растет, что вынуждает их пересматривать стоимость товаров.

В качестве причины компания «Вимм-Билль-Данн» также упомянула ослабление курса, что сказалось на ключевых позициях импорта. В итоге продукция подскочит в цене на 7% и более, речь идет о твороге, сметане, молоке, йогуртах, рассказал «Известиям» источник в одной из торговых сетей, которая получила бумаги компании.

производство
Фото: ТАСС/Виталий Тимкив

Health & Nutrition (бренд «Простоквашино») меняет стоимость части продуктов за счет сокращения промоскидок с 1 февраля, сообщила компания в документах торговым сетям. Ehrmann пересматривает условия для всех своих партнеров также в начале этого месяца. Там напомнили, что последний раз меняли свои цены на молочку не так давно — в октябре 2024 года. Но с тех пор многие виды сырья и упаковки подорожали. Так, например, молоко прибавило в цене 15%, протеин — 32%, сухая молочная сыворотка — 65%, картон — 7%. В компании подчеркнули, что «такое повышение отпускных цен в полной мере не покрывает удорожание себестоимости готовой продукции».

С аналогичными проблемами столкнулись в «Савушкином продукте». Основная причина — также рост себестоимости производства на фоне подорожания сырья и материалов в IV квартале, говорится в документах компании. Пересмотр стоимости критично для производителя, говорится в документе, «дальнейшая реализация по действующим ценам является экономически неэффективной».

Екатеринбургский «Молочный кит» указал, что стоимость сырья-молока за весь 2024 год выросла более чем на 45%, цены за ноябрь-декабрь по отношению к октябрю увеличились на 15%, поэтому производитель пересматривает отпускную стоимость товаров на 10%. Этот показатель меняется для всех торговых сетей сразу.

Источник «Известий» в одной из федеральных торговых сетей подчеркнул, что производители пересматривают цены на молочку, но без учета сливочного масла, оно уже не дорожает: стоимость в рознице слишком высока для потребителей.

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Согласно данным Росстата, за год к декабрю 2024-го средняя розничная цена сметаны по России составила 340 рублей за 1 кг (+20% к декабрю 2023 года), молоко пастеризованное подорожало на 19%, до 89,8 рублей за литр, сливочное масло — на 38,8%, до 1,2 тыс. рублей за 1 кг.

В Минсельхозе подтвердили «Известиям», что в РФ фиксируют «существенный рост себестоимости производства молока и молочной продукции по многим направлениям: увеличиваются затраты на энергоресурсы, оборудование, технику и запчасти, упаковку, транспортные расходы и другие составляющие».

Производство молочных продуктов в нашей стране стабильно увеличивается. Для удовлетворения растущего спроса и насыщения внутреннего рынка в 2024 году производители нарастили объемы выпуска почти всей продуктовой линейки. Так, в январе-ноябре было выпущено свыше 5,5 млн т питьевого молока, что на 5% превышает показатель за аналогичный период 2023 года. Другие позиции демонстрируют схожую динамику: например, сыры (+5,7%), творог (+5,7%), сливки (+15,6%), йогурт (+6,9%), мороженое (+17,3%) и так далее, — отметили в министерстве.

Впрочем, молочная отрасль — одна из наиболее поддерживаемых в агропромышленном комплексе, подчеркнули в Минсельхозе. В 2023-м она получила 62 млрд рублей, в 2024-м — почти 81 млрд рублей. Прямые субсидии компании получают на возмещение затрат, связанных с производством животноводческой продукции, например, на 1 кг реализованного молока, на племенное поголовье основного стада, на приобретение племенного молодняка и так далее.

корзина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов


ФАС мониторит стоимость социально значимых товаров, сказали «Известиям» в антимонопольной службе.

— Необоснованное повышение цен — основание для применения мер антимонопольного реагирования, — напомнили там.

В ведомстве добавили, что ранее ФАС направила запросы крупнейшим производителям молочной продукции с тем, чтобы проанализировать обоснованность повышения расценок. Более того, служба уже проводит проверки в этой отрасли на предмет антиконкурентных соглашений.

Читайте также
Прямой эфир