Польша заявила об уничтожении вещдоков разбившегося под Смоленском Ту-154
Заместитель министра обороны Польши Цезари Томчик заявил 22 февраля в сейме о том, что члены подкомиссии Антония Мацеревича, занимавшейся повторной проверкой обстоятельств авиакатастрофы Ту-154 под Смоленском, в которой погиб президент страны Лех Качиньский, потеряли или уничтожили вещественные доказательства — части разбившегося самолета.
По его словам, следователи неоднократно требовали вернуть вещественные доказательства с места крушения, но подкомиссия проигнорировала требования. За семь лет прокуратура не смогла, несмотря на свои полномочия, получить даже информацию о том, что произошло с вещдоками.
«Прокуратура передала подкомиссии Мацеревича 23 элемента разбившегося под Смоленском самолета. Доказательства были приняты без протокола и акта. Эти детали были сданы на хранение подкомиссией. Пять обломков были отправлены на экспертизу. Эти детали были уничтожены», — цитирует Томчика радиостанция RMF24.
Замминистра добавил: некоторые оставшиеся фрагменты были утеряны подкомиссией. Томчик признался, что никогда в карьере не сталкивался с подобным.
Председатель комиссии Антоний Мацеревич назвал обвинения Томчика «безумием» и заверил, что никаких препятствий в работе прокуратуры не было, письма из ведомства он получал и отвечал на них.
Минобороны республики проводит проверку деятельности комиссии по повторному расследованию причин авиакатастрофы. Предварительные данные показали, что операционные расходы ведомства достигли 33 млн злотых ($826,1 тыс.).
22 января Польша официально отказалась от подачи иска против РФ в Европейский суд по правам человека по делу об авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году, о чем сообщалось на сайте польского МИДа. На следующий день официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отметил, что причина крушения давно известна и данную страницу «стоит перевернуть».
15 декабря 2023 года Цезари Томчик отметил, что польская комиссия по повторному расследованию смоленской авиакатастрофы лгала и занималась растратой государственных средств. Глава польского военного ведомства Владислав Косиняк-Камыш подписал решение о ликвидации комиссии и отозвал полномочия у ее членов. Руководитель канцелярии премьер-министра Польши Дональда Туска Ян Грабец позже отметил, что комиссия фальсифицировала экспертизы американских и европейских специалистов.
Комиссия по повторному расследованию смоленской авиакатастрофы была создана 4 февраля 2016 года по решению занимавшего тогда пост министра обороны Польши Антония Мацеревича. В апреле 2023 года комиссия подала заявление в прокуратуру о подозрении в совершении покушения на жизнь президента страны Леха Качиньского и других пассажиров.
Комиссия была создана после того, как в 2011 году были опубликованы доклады Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и правительственной комиссии под руководством экс-главы польского МВД Ежи Миллера. Согласно отчету МАКа, непосредственной причиной крушения было признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Самолет Ту-154 президента Леха Качиньского в 2010 году разбился при заходе на посадку в аэропорту Смоленск-Северный. На борту находились 96 человек, все они погибли.