Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ начали активно применять кроссовые мотоциклы для захвата позиций ВСУ
Мир
Британский политик Фарадж не стал извиняться за поддержку позиции РФ по Украине
Происшествия
Электробус врезался в столб и перевернулся на востоке Москвы
Мир
Метеорологи сообщили о рекордной за 36 лет жаре в Вашингтоне
Общество
Юрист предупредил о риске получения штрафа за шумное поведение на даче
Мир
Украинские СМИ сообщили о задымлении на коксохимическом заводе в Кривом Роге
Происшествия
На Камчатке самолет Ан-26 при посадке повредил шасси
Армия
Российские артиллеристы сорвали перегруппировку ВСУ на островах Днепра
Армия
Истребитель Су-35С ВКС РФ выполнил боевую задачу по сопровождению бомбардировщиков
Мир
Глава МИД Чехии выступил за поочередный прием стран в ЕС
Общество
Икону «Троица» установили в Троицком соборе на ее историческом месте
Общество
Эксперт рассказал о правилах пользования пляжами с домашними питомцами
Мир
СМИ сообщили об отдалении от Макрона премьер-министра Франции Атталя
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 28 украинских дронов над Брянской областью
Общество
Пленный боец ВСУ рассказал о переброске мобилизованных на авдеевское направление
Общество
В Кремле ответили на вопрос о планах Путина на летний отпуск
Туризм
В АТОР назвали среднюю стоимость поездки в Турцию на двоих в июле
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Арктические железнодорожные подразделения появятся в составе Северного флота — они будут заниматься ремонтом и обслуживанием путей в условиях Заполярья, выяснили «Известия». Первая рота уже создана, и исходя из опыта ее работы Минобороны планирует увеличить количество таких подразделений. Развитие железнодорожной сети в северных регионах особенно актуально на фоне вступления в НАТО Финляндии и устремления в альянс Швеции, этот вид транспорта идеально подходит для быстрой переброски вооружений, войск и их снабжения, отметили эксперты.

Рейс на Арктику

В составе Северного флота появятся специальные железнодорожные подразделения, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Они займутся ремонтом, обслуживанием и эксплуатацией путей в условиях Заполярья. Это нужно, чтобы обеспечивать подвоз вооружений, топлива, других материальных средств. Подразделения оснащены специальной техникой для работы в арктических условиях.

Первая железнодорожная рота была сформирована в прошлом году. По опыту ее работы принято решение создать новые аналогичные формирования, рассказали источники «Известий».

Российские железнодорожные войска (ЖДВ) имеют опыт работы в столь суровых условиях. С 2021 года они заняты на реконструкции одного из самых сложных участков Байкало-Амурской магистрали. Там они отточили навыки по возведению путей в вечной мерзлоте.

Российские военнослужащие железнодорожных войск ремонтируют участок полотна железной дороги в южном секторе специальной военной операции

Российские военнослужащие железнодорожных войск ремонтируют участок полотна железной дороги в южном секторе специальной военной операции

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

Развитие железных дорог в Артике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — одно из важнейших направлений в вопросах экономического развития страны и укрепления системы безопасности, рассказал «Известиям» доцент РЭУ имени Плеханова, полковник Александр Перенджиев.

— Железные дороги — это наиболее дешевый и быстрый транспорт. Они позволяют маневрировать и решать разного рода проблемы, в частности, снабжения и переброски войск. Использовать для этого вертолеты или ледоколы намного дороже, — пояснил он. — Нам нужно защищать наши арктические рубежи ввиду того, что угроза со стороны США всё возрастает. Вступление Финляндии, Швеции в НАТО связано с борьбой за Арктику. И Россия к этому готовится.

По словам эксперта, железные дороги позволяют решать задачи по трем важным направлениям: экономическому, социальному и военному. Благодаря им будет развиваться экономика России, выстраиваться инфраструктура для защиты морских берегов, а главное — люди в этих местах будут жить более комфортно.

Военнослужащий Центрального военного округа запускает коптер со специального бронепоезда «Енисей» на Краснолиманском направлении СВО

Военнослужащий Центрального военного округа запускает коптер со специального бронепоезда «Енисей» на краснолиманском направлении СВО

Фото: РИА Новости/Станислав Красильников

— Железные дороги — это сухопутная артерия вдоль Северного морского пути. Ставить артиллерию где-то в одном месте, а потом ее перемещать сложнее, чем запустить вооруженный различными артиллерийскими установками бронепоезд для защиты наших морских берегов от посягательств врага, — подчеркнул Перенджиев.

На Севере специфичные условия для работы: очень долгая зима, болотистая местность — это влияет на состояние путей, техники и на работу людей, рассказал «Известиям» военный эксперт Василий Дандыкин.

— При прокладке путей и их эксплуатации в Арктике нужно учитывать много нюансов. Но железнодорожникам не привыкать к таким условиям, это люди закаленные и проверенные. Они уже показали себя в боях в зоне специальной военной операции, — объяснил он. — Железнодорожные войска — это составляющая часть тыла вооруженных сил. Сейчас появился новый член НАТО — Финляндия. Значит, альянс стоит практически у наших ворот: недалеко от Санкт-Петербурга, а дальше Карельский перешеек, Карелия, Мурманская область. Это так или иначе заставляет Россию создавать новые соединения, части.

Нашлось применение

В постсоветское время ЖДВ прошли непростой период. Сначала их выделили в отдельное ведомство — Федеральную службу железнодорожных войск. В этом статусе они находились до 2002 года. На волне реформ конца 2000-х их планировали передать из Минобороны в другое ведомство или вообще упразднить. Однако события 2014 года показали, что такая структура в составе вооруженных сил необходима. Именно на эти войска была возложена задача построить железнодорожную ветку в обход территории Украины. В итоге участок Журавка – Миллерово был возведен с опережением графика.

В дальнейшем железнодорожным войскам нашлось новое применение: их стали активно привлекать к ликвидации последствий стихийных бедствий. В частности, в 2019 году они устраняли последствия наводнения в Иркутской области: чинили дороги и здания, расчищали местность.

Военнослужащий железнодорожных войск РФ у бронепоезда «Амур» в южном секторе специальной военной операции

Военнослужащий железнодорожных войск РФ у бронепоезда «Амур» в южном секторе специальной военной операции

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

В зоне специальной военной операции ЖДВ проводят техническую разведку, разминирование железной дороги, наводят переправы, расчищают завалы, выполняют земляные работы.

В составе железнодорожных войск есть специальные поезда «Байкал», «Амур», «Волга» и «Енисей». Они сопровождают эшелоны с военными грузами и восстанавливают поврежденные участки железнодорожных путей. На каждом присутствуют ремонтные подразделения и мобильные тактические группы. Личный состав выполняет обеспечивающие функции и занимается инженерной разведкой вдоль маршрута движения. Платформы бронепоездов загружены рельсами и шпалами, благодаря этому личный состав своими силами может восстановить до 100 м верхнего строения пути.

Кроме того, поезда вооружены зенитными 23-мм пушками ЗУ-23-2 для уничтожения воздушных и наземных целей, автоматическими гранатометами АГС-17. Также имеют средства радиоэлектронной борьбы для подавления радиоуправляемых взрывных устройств и дроны для ведения разведки маршрутов движения.

Военнослужащие Центрального военного округа ведут боевую работу на специальном бронепоезде «Енисей» на Краснолиманском направлении СВО

Военнослужащие Центрального военного округа ведут боевую работу на специальном бронепоезде «Енисей» на краснолиманском направлении СВО

Фото: РИА Новости/Станислав Красильников

Как рассказывал в интервью «Известиям» в начале 2022 года начальник главного управления железнодорожных войск Олег Косенков, эти составы всегда находятся в «горячем» состоянии, т.е. не глушатся. Они готовы действовать с колес в любых условиях и в течение часа должны быть на станции отправления для начала движения в назначенное место.

Весной прошлого года военное ведомство опубликовало кадры боевой работы состава «Байкал». «Были обстрелы. И HIMARS нас пытались достать, и диверсионные группы работали, и с рельс сходили» — рассказал начальник спецпоезда с позывным Терек. Во время движения по маршруту расчет наблюдает за местностью, проверяет железнодорожное полотно и ближайшую территорию на наличие минно-взрывных устройств.

Прямой эфир