Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Бюро национальной безопасности Польши (BBN) сообщили о плане реанимировать военно-морскую базу Хель. По мнению BBN, она может иметь чрезвычайно важное значение с точки зрения оперативного использования новых фрегатов, построенных по программе Miecznik. Однако есть нюансы. Программа Miecznik есть, а вот никаких фрегатов еще нет, первый корабль заложили лишь недавно. Да и в целом идея строительства базы флота в Хель выглядит откровенным расточительством. Но сейчас на польское Минобороны пролился настоящий «золотой дождь» и поэтому оно готово браться даже за сомнительные проекты. Подробности — в материале «Известий».

«Рыбы-мечи» для польских ВМС

31 января 2024 года в Гдыне в торжественной обстановке проходила церемония закладки киля будущего фрегата типа Miecznik («Рыба-меч») — первого в серии из трех аналогичных кораблей. На мероприятие прибыли правительственные чиновники, представители местных муниципальных властей, военные моряки, руководители предприятий военной промышленности и их деловые партнеры. Такое оживление легко объяснимо — то оказалась первая за двадцать три года закладка боевого корабля для польского флота на верфи в Гдыне. Этот корабль получил название Wicher («Вихрь»), а второй и третий — Burza («Буря») и Huragan («Ураган»). Wicher планируют спустить на воду в третьем квартале 2026 года, а передать в эксплуатацию — в 2029-м. Burza заложат в четвертом квартале 2025 года, спустят на воду осенью 2027 года и передадут флоту в 2030-м. Huragan заложат в конце 2026-го, спустят в третьем квартале 2028 года и передадут заказчику до 2032-го.

Закладка

Закладка киля будущего фрегата типа Miecznik

Фото: navalnews.com

Эти три фрегата должны стать самыми современными боевыми кораблями военно-морских сил Польши, общее состояние которых в течение последних десяти лет приходится охарактеризовать не иначе как плачевное. Новые корабли заменят два устаревших фрегата класса Oliver H. Perry, некогда приобретенных Польшей у США. Данный проект анонсировали в марте 2021 года, причем для его реализации был сформирован консорциум PGZ-Miecznik (в составе предприятий Polska Grupa Zbrojeniowa S.A. и PGZ Stocznia Wojenna Sp.), который выступает подрядчиком. Стоимость контракта составляет около 8 млрд злотых (2 млрд долларов). Реализация проекта была запланирована в сотрудничестве с зарубежным партнером, в качестве которого выбрали победившую в конкурсе британскую судостроительную компанию Babcock International Group.

Дело для поляков облегчилось тем, что им не пришлось создавать свой корабль с нуля — в его основу был положен проект фрегата Arrowhead 140, разработанный той же Babcock International Group. В целом «рыбы-мечи» достаточно внушительны: длина около 138 м, полное водоизмещение — около 7 тысяч тонн, максимальная скорость — 28 узлов, дальность действия — 8 тысяч морских миль. Каждый из этих фрегатов будет вооружен 76-мм артиллерийской установкой; двумя 35-мм автоматическими пушками; четырьмя вертикальными пусковыми установками Mk-41, каждая из которых сможет вмещать до 32 зенитных управляемых ракет семейства CAMM; четырьмя двухконтейнерными пусковыми установками противокорабельных ракет RBS-15; двумя двухтрубными торпедными аппаратами.

Яцек Севера

Глава Бюро национальной безопасности Польши Яцек Севера

Фото: Global Look Press/Polska Agencja Prasowa/Radek Pietruszka

На закладке головной «рыбы-меча» присутствовал и Яцек Севера, глава Бюро национальной безопасности (BBN). Медик-анестезиолог по специальности, Севера возглавил BBN в октябре позапрошлого года. А в ноябре прошлого сделал нашумевшее заявление о том, что у НАТО есть всего три года, чтобы предотвратить вооруженное столкновение с Россией. Соответственно, огромные траты на разнообразные вооружения, которые делает современная Польша, чиновник оправдывает необходимостью создать «потенциал для сдерживания Москвы».

Странная идея

В ходе закладки «Мечника» Севера заявил, что для обслуживания этих трех фрегатов Польше следует реконструировать порт Хель, находящийся на одноименной косе (отделяет западную часть Гданьской бухты от Балтийского моря). В настоящее время там есть пристани, топливная инфраструктура и даже узкоколейная железная дорога, по которой можно доставлять на борт стоящих в порту кораблей боеприпасы, морские мины и глубинные бомбы. Все это в настоящее время не используется, но поддерживается в работоспособном состоянии, хотя внешне Хель оставляет впечатление заброшенности и запущенности.

Главная проблема, однако, заключается в том, что порт Хель в нынешнем своем виде явно не готов обслуживать столь крупные корабли, как строящиеся «рыбы-мечи». В 80-е там базировались только небольшие суда (максимум до 1200 тонн водоизмещением). А вот более крупным, наподобие тех же бывших «американцев» типа Oliver H. Perry (водоизмещение 4200 тонн и длина 135 метров), там уже откровенно тесно.

порт

Вид рыбного порта, Хель

Фото: Getty Images/NurPhoto/Michal Fludra

Второй крупный недостаток порта Хель — он обеспечивает крайне слабую естественную защиту находящихся в нем кораблям. В этом плане куда более предпочтительной выглядит соседняя Гдыня, где корабли скрыты от вражеских ракет объектами мощной портовой инфраструктуры и окрестными холмами. В то же время суда, стоящие у хельских причалов, легко могут стать жертвой даже небольших противокорабельных ракет, запущенных с расстояния до нескольких километров со стороны моря.

Тем не менее Яцек Севера настаивает на том, что работы по капитальной реконструкции Хеля нужно начинать уже сейчас: проводить дноуглубительные работы и создавать всю инфраструктуру, необходимую для фрегатов типа «рыба-меч». По его мнению, база в порту Хель «может оказаться чрезвычайно важной с оперативной точки зрения». Эта точка зрения вызвала критику со стороны экспертов, считающих более разумным подготовиться к базированию польских фрегатов в порту Свиноуйсьце, а не в Хеле.

С другой стороны, «золотой дождь», пролившийся на польское Министерство обороны, позволяет воплощать и откровенно непрактичные проекты, ведь тут главное — «освоить» деньги. Правда, в подписанном президентом Польши Анджеем Дудой «Законе о бюджете на 2024 год» военные расходы предусмотрены в значительно меньшем размере, чем анонсировалось ранее. «Установленный лимит расходов на этот год составляет около 866,4 млрд злотых (порядка $216 млрд в эквиваленте. — «Известия»). Правительство запланировало расходы на оборону в размере 118 млрд злотых ($29,4 млрд. — «Известия»), что составляет 3,1% от ВВП, запланированного на 2024 год», — сообщило агентство PAP.

министр обороны Мариуш Блащак

Министр обороны Польши Мариуш Блащак в порту Гдыня

Фото: Global Look Press/imago-images

В августе тогдашние премьер-министр Матеуш Моравецкий и министр обороны Мариуш Блащак заявляли о намерении увеличить в 2024 году военный бюджет более чем на 15% — до 137,1 млрд злотых ($34,2 млрд). Польская оппозиция, победившая осенью на парламентских выборах, неоднократно критиковала планы прежнего правительства в отношении увеличения численности армии и заключаемых структурами Минобороны контрактов. Одного, придя к власти, прежняя оппозиция заявляла о сохранении высоких военных расходов. В итоге даже сейчас именно Польша оказалась первой среди стран Североатлантического альянса в ЕС по военным расходам. А когда денег так много, их можно тратить и на столь сомнительные проекты, как строительство военно-морской базы в порту Хель.

Есть чем ответить

На фоне конфликта на Украине и роста спроса на оружие польский оборонно-промышленный комплекс увеличивает мощности, переживая инвестиционный бум. Польша в сентябре прошлого года объявила о прекращении военной помощи Украине ради оснащения собственной армии. Экс-премьер Матеуш Моравецкий в 2023 году говорил, что Варшава теперь «будет вооружаться самым современным оружием». По его словам, страна делает ставку прежде всего на модернизацию вооруженных сил и быстрое оснащение лучшим оружием, чтобы польская армия стала одной из самых сильных в Европе.

Lucznik

Оружие компании Lucznik

Фото: Global Look Press/ZUMA Press/Jaap Arriens

В прошлом году польское государство заключило несколько крупных контрактов на приобретение оружия. В числе тех, кто особенно от этого выиграл, оказалась, в частности, компания из Быдгоща Nitro-Chem, ставшая по итогам прошлого года крупнейшим в ЕС производителем тротила. «Сегодня мы производим тротил в три смены, двадцать четыре часа в сутки», — хвалится глава предприятия Доминик Савицкий. Также период бешеного развития переживает завод Lucznik из Радома — через два года он намерен выпускать по 100 тысяч автоматических винтовок в год. Сейчас предприятие закупает новое оборудование, одобрено строительство новых цехов.

Один из крупнейших в Польше военных заводов Huta Stalowa Wola (HCW), по словам его главы Яга Шведо, за два года намерен удвоить производство. Завод производит тяжелую артиллерию, дальнобойные самоходные гаубицы Krab и автоматизированные минометы, а вскоре станет также поставщиком бронемашин и боевых машин пехоты для польской армии. Шведо сообщил, что для увеличения производства подготовлены «огромные» новые площади, а инвестиции «исчисляются сотнями миллионов злотых».

Благодаря поддержке HSW в 2023 году «второй шанс» получила компания Autosan, безуспешно пытавшаяся добиться успеха в производстве электробусов. Она начала производить многоцелевой бронеавтомобиль «Варан», который можно использовать для разведки, в качестве универсальной боевой транспортной платформы или командирской машины. Кроме того, завершаются инвестиции в инфраструктуру на верфях судостроительных предприятий Remontowa Shipbuilding и PGZ Naval Shipyard, которая была реконструирована после многих лет застоя. Именно эти предприятия взяли на себя основную нагрузку по строительству трех фрегатов типа «рыба-меч».

Смерч

РСЗО «Смерч»

Фото: ТАСС/пресс-служба Минобороны РФ

Возвращаясь к теме создания базы ВМС Польши в порту Хель, приходится задать себе вопрос: если планы по ее реконструкции и расширению будут реализованы, то какую угрозу она будет представлять для российской Калининградской области, находящейся совсем неподалеку? В разговоре с «Известиями» главный специалист калининградского Центра геополитических исследований Балтийского региона, военный эксперт Юрий Зверев напомнил, что от российского Балтийска до Хеля всего 80 километров и в случае войны с НАТО для удара по базе в Хеле не нужны ракетные комплексы класса «Искандер» — достаточно подогнать пять пусковых установок РСЗО «Смерч» и сделать залп из 60 ракет. Такие РСЗО в Калининградской области есть. А вот зенитных ракетных комплексов, подобных российским «Тор» и «Панцирь-С», которые могут сбивать реактивные снаряды, у поляков нет — по крайней мере пока.

По мнению Зверева, скорее всего, базу в Хеле возродят в качестве вспомогательной, а новые фрегаты, когда они войдут в строй в 2028–2031 гг., отправят на базу подальше от России, скорее всего, в Свиноуйсьце. «Или, как вариант, переместят в Хель небольшие минные тральщики типа «Корморан II», освободив под фрегаты хорошо оборудованные пирсы в Гдыне. Новые корабли, конечно, усилят польский флот, но у России в Калининградской области есть достаточно эффективные береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион». Корветы Балтфлота проекта 20380, что сейчас вооружены противокорабельными ракетами Х-35У «Уран» (сопоставимыми по боевым возможностям со шведскими ПРК RBS- 15 на будущих польских фрегатах), получат более мощные крылатые ракеты «Калибр», которые могут стрелять и по надводным целям, а в перспективе и сверхзвуковые «Ониксы». «Калибрами» вооружены и малые ракетные корабли проектов 22800 «Каракурт» и 21631 «Буян-М». Так что Балтийскому флоту будет что противопоставить растущей угрозе со стороны польских ВМС», — полагает Зверев.

Прямой эфир