Для чего нужна справка МСЭ и как ее получить
![Известия](https://cdn.iz.ru/profiles/portal/themes/purple/images/favicons/apple-icon-180x180.png)
![](http://cdn.iz.ru/sites/default/files/styles/900x506/public/news-2023-12/RIA_8537243.HR_.jpg?itok=lm9d_8dl)
Для подтверждения инвалидности гражданину нужно пройти врачебную комиссию и получить справку медико-социальной экспертизы (МСЭ). Это обязательный документ для получения льгот и другой социальной поддержки. Что должна содержать справка и как ее оформить, рассказывают «Известия».
Кто может получить справку МСЭ
Справка МСЭ обеспечивает юридическое подтверждение статуса инвалида. Оформить ее можно, если у заявителя есть признаки нарушения здоровья в результате перенесенной болезни или травмы.
Также пройти экспертизу могут граждане, которые лишены возможности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, то есть полностью или частично утратили трудоспособность.
Еще одна категория — это лица, которые нуждаются в реабилитации.
В зависимости от состояния здоровья им присваивается первая, вторая или третья группа инвалидности, а детям до 18 лет — статус «ребенок-инвалид».
Как получить справку МСЭ
Справка выдается на основании заключения медико-социальной экспертизы. Чтобы пройти экспертизу, для начала нужно получить направление у лечащего врача. Но прежде в медучреждении должны определить, есть ли основания для проведения МЭС и какие еще дополнительные обследования нужно пройти.
При положительном решении нужно будет собрать пакет документов. В него входят паспорт, СНИЛС, письменное согласие на медико-социальную экспертизу. Дополнительно могут потребоваться паспорт и документ, подтверждающий полномочия представителя, если нет возможности обратиться лично.
При производственных травмах или профессиональных заболеваниях еще нужны акт о несчастном случае либо болезни и трудовая книжка. Для сотрудников органов внутренних дел — заключение военно-врачебной комиссии и копия приказа об увольнении в связи с болезнью или по состоянию здоровья.
Уже в поликлинике гражданин сможет выбрать, как он хотел бы пройти экспертизу — очно или заочно. Вне зависимости от выбранной формы, никакие справки ему передавать не придется благодаря электронному взаимодействию между медицинскими организациями. А результаты экспертизы поступят в личный кабинет на портале «Госуслуги».
Как проходит экспертиза
Если гражданин выбрал очный формат, пройти экспертизу можно лично в бюро. Такой формат обязателен при необходимости использовать специальное диагностическое оборудование.
Во всех остальных ситуациях гражданин сможет выбрать заочный формат. В этом случае экспертиза проводится на основании тех документов, которые были переданы медицинским учреждением в бюро МСЭ. На их основе будет выдана справка на бумаге розового цвета. Вместе с ней гражданин получит рекомендации по реабилитации и социальной поддержке.
Документ нужно отнести в Пенсионный фонд (ПФР), либо его должен предоставить работодатель лица, признанного инвалидом. Справка действует в течение года. После этого требуется повторное обращение для продления статуса инвалидности.
В случае несогласия с заключением решение комиссии можно обжаловать в региональном или федеральном Минздраве, либо в Росздравнадзоре.
Ранее «Известия» рассказали, как работает квотирование рабочих мест для инвалидов.