Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Таиланде одобрили проект письма о намерении страны вступить в БРИКС
Общество
С начала 2024 года Роскомнадзор заблокировал 30 тыс. мошеннических сайтов
Экономика
Прибыль девелоперов предложили ограничить из-за роста цен на жилье
Мир
Байден посетит Францию по случаю годовщины высадки союзников в Нормандии
Общество
СДЭК могут обязать выплатить неустойки за задержку посылок
Мир
Лидера партии «Шанс» Лунгу выпустили из аэропорта Кишинева после задержания
Политика
Лукашенко подписал закон о приостановке действия ДОВСЕ
Общество
Боевик РДК оказался участником самой радикальной секты сатанистов
Общество
В Росавиации назвали причину экстренной посадки Ми-8 в Мурманской области
Общество
Вдова военкора «Известий» Еремина напомнила о его ключевом качестве
Спорт
ФК «Рубин» продлил контракт с главным тренером Рашидом Рахимовым до 2026 года
Мир
В Армении приостановили вещание российского Первого канала
Спорт
Погодин и Никулин встретятся на ринге в новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Захарова обвинила в задержании лидера оппозиционной партии «Шанс» Лунгу режим Санду
Экономика
Минфин предложил повысить налог на прибыль организаций до 25%
Экономика
Минфин предложил увеличить порог для применения УСН по доходам до 450 млн рублей
Мир
Госдеп подтвердил запрет на удары ВСУ оружием США вглубь России
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Анна Большова в плохой героине ищет хорошую, в хорошей — плохую, не стесняется читать монологи с ненормативной лексикой, боится загонять себя в рамки, а самым важным праздником считает 9 Мая. В спектакле «У премьер-министра мало друзей», открывшем сезон в Новом театре, она сыграла роль императрицы Александры Федоровны. «Известиям» заслуженная артистка России рассказала о летнем снеге, врастании в роли, воспитании сына и фантастическом реализме Марка Захарова.

«Кого волнует, сколько я перелопатила литературы?»

— В «Ленкоме» вы играете королеву Англии Анну Болейн и вот сейчас в Новом театре — Александру Федоровну. Как думаете, почему режиссеры видят в вас царственных особ?

— Это скорее вопрос к режиссерам. (Смеется.) Если говорить про Александру Федоровну, то у нынешнего спектакля есть предыстория. Несколько лет назад в один из первых фестивалей «Традиция» мы играли композицию в Захарово, на фоне знаменитой усадьбы. Красивое было действо. Читали письма членов императорской семьи, я читала от лица Александры Федоровны. Дождь моросил. Зрители — терпеливые, прекрасные — все равно сидели на лавочках. В какой-то момент в лучах софитов, направленных на нашу импровизированную сцену, стало видно, что идет уже не дождь, а снег. 8 июля! На землю не ложится, тает в воздухе. Так природа на нашу тему отреагировала. До мурашек прямо.

Сцена из спектакля «У премьер-министра много друзей»

Сцена из спектакля «У премьер-министра мало друзей»

Фото: Яна Овчинникова

— Насколько вы были знакомы с историей последней русской императрицы до того, как приступили к спектаклю?

— Я бы так сказала. Ты получаешь пьесу. Есть определенный взгляд драматурга. Кого волнует, сколько я перелопатила литературы, какую выстроила биографию роли, киноленту видений и так далее, когда я говорю свои реплики? Главное, чтобы всё это эмоционально попадало в зрителя. А как там было на самом деле, никто не знает. Историю имеют обыкновение переписывать. Сколько взглядов, столько и версий.

— То есть ваша героиня — просто женщина, у которой дети, муж, сын болеет?

— Роль — это предлагаемое обстоятельство. Определенное поведение. Вряд ли женщина, будь то Александра Федоровна или какая-то другая, будет думать о своем месте в истории, когда мужу и детям угрожает опасность.

— Вы всегда адвокат своих персонажей?

— Как завещали наши учителя, ищи в плохом хорошего, а в хорошем плохого. Много в нас замешано, мы все полосатые.

Сцена из спектакля «Генри и Эллен»

Сцена из спектакля «Генри и Эллен»

Фото: Яна Овчинникова

— Вашему содружеству с худруком Нового театра Эдуардом Бояковым не один год. Помните, как оно начиналось?

Я тогда только пришла в «Ленком» и, может быть, через год Эдуард пригласил меня в спектакль «Свадебное путешествие», выпускали его в Центре Мейерхольда, он тогда только открылся. Начинался спектакль с монолога героини, яростного, с парой матерных словечек. И это всё в бешеном темпе, темпераментно, эмоционально.

Я выбегаю, и первый, кого вижу, вот так, на уровне глаз — Марк Анатольевич Захаров. И у меня молниеносно: «Господи, там же ненормативная лексика». Ужас-ужас.

Но Марк Анатольевич, соблюдая корпоративную этику, нас похвалил. И потом уже спустя какое-то время спрашивал, когда мы ним сталкивались в театре: «А вы играете этот спектакль? Играйте обязательно, хорошая история».

— Он так лояльно относился к работе актеров вне «Ленкома»?

У него была мудрая позиция: любые успешные проекты, в которых участвуют артисты «Ленкома», выгодны для театра, поскольку работают на популярность артиста и, значит, на привлечение зрителя в «Ленком». Главное, чтобы они не мешали основному месту работы.

Сцена из спектакля «Вишневый сад»

Сцена из спектакля «Вишневый сад»

Фото: Яна Овчинникова

— «Ленком» и МХАТ имени Горького в вашей карьере красиво объединились «Вишневым садом». Как это случилось?

Я бы никогда в жизни не посягнула бы на роль Раневской. Эдуард меня позвал, когда пришел во МХАТ. Низкий поклон ему. Я получила колоссальное удовольствие. Постановка была в декорациях Серебровского, классических костюмах. Всё до запятой было сохранено. Как-то я пригласила на спектакль Марка Борисовича Варшавера. Он пришел, а после позвонил и сказал, что хотел бы, чтобы я в «Ленкоме» играла Раневскую. Ну я от таких предложений не отказываюсь. (Смеется.)

— Бояков и Варшавер согласились поделить актрису?

— Нет, и Эдуард Владиславович, и Марк Борисович ревностно были настроены. Как же я буду играть одну роль в двух театрах? Но потом сложилось так, что во МХАТе спектакль закрыли — сменилось руководство. А в «Ленкоме» я благополучно ввелась.

«Такая наша дурацкая актерская природа — семечко роли попадает в почву и начинает прорастать»

— На 9 мая 2024 года запланирована премьера фильма «По зову сердца» с вашим участием. Что это за картина и кого вы играете?

Игорь Угольников снимает. Фильм о московском ополчении 1941 года. Это его очень личная тема в память о деде-ополченце. Мой персонаж — мать Юрки.

— Вот так, без имени?

По сюжету мы с героиней Светы Антоновой в одной коммуналке проживаем, соседки. Наши дети дружат, потом уходят в ополчение. У нас на вагончике было написано: «Мать Сережки, мать Юрки». Мы так друг к другу и обращались: привет, мать Сережки, привет, мать Юрки. Важно, что это разные характеры, разные типажи. А сюжетная линия моей героини простая: мать провожает сына в ополчение. Кстати, проводы снимали в месте, где исторически это происходило.

Военная тема для меня особая, с детства мечта была — сыграть в кино про войну. Очень люблю, просто обожаю военные фильмы, наши советские. И очень хотелось в таком кино сняться.

— Это ведь первый ваш военный фильм?

— Была у нас уже история с Игорем. Я готовилась сниматься в «Подольских курсантах», уже и костюмы должны были шить. Потом что-то поменялось, режиссер захотел другую актрису. Короче, я не снялась. И, честно сказать, перенесла это очень болезненно. Такая наша дурацкая актерская природа — семечко роли попадает в почву и начинает прорастать. Тут тоже было такое, знаете, всеми клетками погружение, врастание и выдирать всё это было трудно. Но спустя какое-то время Игорь позвал меня в новую картину, за что я ему очень благодарна. Было очень трогательно, когда мне сказали, что ткань, которую тогда закупили мне на платья, сохранили и отложили на этот фильм.

— Такое внимание к актрисе. Здорово!

— Да, это очень приятно! И вообще, условия и атмосфера на площадке совершенно изумительные. Игорь — сам актер, он знает изнутри, как хотелось бы, начиная с того, что ты подписываешь не талмуд-договор, а буквально полторы странички. Ну артисты меня поймут.

— Что вас привлекает в военных фильмах?

— Тема. С детства для меня 9 Мая — очень важный праздник. Я была безумно рада, когда возникла стихийная история с «Бессмертным полком». Невероятное единение. Стартовый момент возрождения нашего, народного. Условно говоря, такое народное ополчение. И как это было подхвачено, как сплотило людей, болеющих за страну!

Помню один год, когда было ужасно холодно. Мы аж в пуховиках шли. Дождь, ветер. Но все поют, все счастливые. И ходит такой дядька, журналист, по-видимому. С хвостиком, в очках. С рюкзачком, с камерой. Вот, прямо, знаете, классика, как у нас иностранцев снимали в кино, прибалты обычно таких играли. А я была с сыном, и с няней сына, и еще с товарищем моим.

Няня — молодая девчонка, красивая. Этот фотограф ей говорит: «А чему вы радуетесь?» Она сначала растерялась: «Ну как, ну вот… Ну вот мы все вместе». Тут мы с моим другом с двух сторон к ней подходим. И я так: «Когда мы едины…» — и мы все хором: «Мы непобедимы!» Дядьку как ветром сдуло. Это было так смешно! Ну как им понять нас? Огромные территории, огромные ресурсы, немного людей. И вот они думают: по какому праву они всем этим владеют? Несправедливо, непорядок. Ну это же для них кость в горле.

Сцена из спектакля «Королевские игры»

Сцена из спектакля «Королевские игры»

Фото: Яна Овчинникова

— Военная тема продолжилась в фильмах про СВО. Мне один режиссер сказал, что рано еще снимать игровое кино об этих событиях: большая тема требует большого осмысления. Вы согласны?

— На самом деле есть хорошие игровые фильмы. «Солнцепек», но он еще до нынешних событий снят, о том, что в 2014 году в Луганске происходило. Потом уже был фильм о битве за Мариуполь. Я посмотрела и поняла, что это правильное кино. Я тогда искала, что сыну показать, чтобы ему понятно было, что происходит, как и почему. Очень хочу посмотреть «Свидетель». Трейлер, который я видела, впечатляет.

— Если Угольников будет снимать фильм, посвященный Донбассу, и вас позовет, согласитесь?

— Конечно!

«Артист должен обладать какой-то творческой наглостью»

— Вы играете главные роли в знаковых спектаклях Марка Захарова. Как думаете, чем вы его в свое время зацепили?

— Может быть, понравилось, что я рыжая? (Смеется.)

— Рыжих он любил?

— В моем случае как-то, наверное, совпало. Панночка в его представлении была рыжей, Анна Болейн — тоже, хотя в жизни она была брюнеткой. Как возникла ситуация с моим показом в «Ленком»? Выяснилось, что Захаров ищет актрису на «Мистификацию» и «Королевские игры». И, когда я пришла, мне были предложены вот эти две роли. По-видимому, типажно я соответствовала тому, что он хотел видеть.

Сцена из спектакля «Американские горки»

Сцена из спектакля «Американские горки»

Фото: Яна Овчинникова

— Как вам с ним работалось?

Он очень бережно, трепетно с молодыми артистами общался, чтобы не напугать, не сбить. Причем авансом давал очень многое с тем расчетом, что человек освоит, поймет.

Первое, что он делал, — приучал молодого артиста не теряться на фоне звезд. Чтобы не возникало этого ощущения — «Извините, пожалуйста, что я тут вышел», а была свободная уверенность существования на сцене.

Он гениально показывал, причем не по-актерски. Вот прямо конструкцию давал. И твое дело было ее осознать, осмыслить и наполнить. И чем больше наполнишь, тем сильнее будет работать.

— Можно сформулировать, что такое актер у Захарова? Что он должен уметь делать? Петь, танцевать?

— Я бы не сказала, что обязательно петь-танцевать, хотя сам Марк Анатольевич иронично называл наш театр «музычно-драматычным». Но это не было основным критерием. Олег Иванович Янковский не был сильным вокалистом и, наверное, танцором тоже.

Артист должен обладать, во-первых, талантом, во-вторых, какой-то творческой наглостью. Должен быть в нем некий парадокс. Энергия. И, конечно, чувство юмора. Без этого сложно войти в волшебный мир фантастического реализма Марка Захарова.

Сцена из спектакля «Сны господина де Мольера»

Сцена из спектакля «Сны господина де Мольера»

Фото: Яна Овчинникова

— В «​​​​​​​Ленкоме» появился главный режиссер Алексей Франдетти. Вас он планирует занимать в своих постановках?

Недавно состоялась премьера «Маяковского», я там не занята. Посмотрим, как дальше будет жизнь складываться. Актер — профессия зависимая, подневольная.

— Сами не хотели бы что-то предложить?

Прийти, кинуть пьесу на стол и сказать «вот это»? Может, я недостаточно наглая? (Смеется.) Если серьезно, я не настолько знаю мировой репертуар, чтобы сказать: хочу вот это. А вдруг есть еще 20 ролей, которые не хуже, но я их просто не знаю? То есть страх загнать себя в какие-то рамки присутствует, да. Можно проиграть, что называется.

С другой стороны, артист не всегда может себя верно оценить. Например, в «Ленкоме» Дмитрий Астрахан поставил «Доходное место». Выпускала его Олеся Железняк. И буквально через какое-то время мне предложили: давай ты тоже будешь играть Кукушкину. Честно скажу, я никогда бы в эту сторону даже не подумала. А теперь мы с Олесей в очередь играем и Кукушкину, и Голду в «Поминальной молитве». Да, мы абсолютно разные, но играем одни роли. И зрители на поклонах приветствуют бурно. Наверное, это не просто так.

Справка «Известий»

Анна Большова в 1995 году окончила ГИТИС (курс Б. Голубовского) и была приглашена в Драматический театр им. Гоголя. С 1998 года — в труппе «Ленкома», где дебютировала в спектакле «Мистификация». Широкую известность актрисе принесла роль Кончиты в «Юноне и Авось».

Играет в спектаклях «Королевские игры» (Анна Болейн), «Tout payé, или Всё оплачено» (Элеонора), «Американские горки» (Элен), «Поминальная молитва» (Голда), «Доходное место» (Кукушкина), «Вишневый сад» (Раневская), «Последний поезд» (Анита). В фильмографии актрисы — работы в кино и сериалах, в том числе «Остановка по требованию», «Егерь», «Мой личный враг», «Ермоловы», «Жаркий лед» и др.

Прямой эфир