Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Москве возбуждено уголовное дело после избиения подростками мужчины в метро
Мир
RP узнала о падении неизвестного объекта на севере Польши
Происшествия
Пожар вспыхнул на территории колонии в Пермском крае на площади 1,5 тыс. кв. м
Общество
В Думе предложили платить пенсию в два прожиточных минимума за стаж от 30 лет
Мир
В Индонезии произошло землетрясение магнитудой 5,5
Мир
В Болгарии заявили о невозможности снести памятник солдату «Алеше» в Пловдиве
Мир
Фрегат «Маршал Шапошников» прибыл в порт Хамад в Катаре
Экономика
ФАС возбудила первое дело за нарушение новых требований к рекламе кредита
Мир
Десять человек погибли во время массового побега заключенных на Гаити
Авто
Продажи новых авто в РФ в январе – феврале выросли на 64%
Мир
Южная Корея и США начали учения Freedom Shield
Мир
Премьер Палестины призвал США возобновить финансирование БАПОР
Мир
В Пентагоне отказались комментировать поражение очередного Abrams под Авдеевкой
Мир
На Украине предупредили о риске трагедии из-за нехватки солдат ВСУ
Мир
Очевидцы рассказали о землетрясении в Алма-Ате
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Предгорья Тянь-Шаня и 823-й километр. Строптивые дети и непреклонные отцы. А также братья, сестры, зятья, невестки, внуки и всё многообразие семейных отношений. XIX Казанский международный фестиваль мусульманского кино (КМФМК), завершившийся 9 сентября в столице Татарстана, назвал победителей. «Известия», посмотрев конкурсные программы и поговорив с кинематографистами, убедились, что вечные ценности по-прежнему востребованы.

Просто и сильно

Гран-при конкурса игрового кино жюри под председательством режиссера из Сенегала Муссы Туре присудило иранской ленте «Без предварительной договоренности» Бехруза Шоайби.

встреча

Сенегальский режиссер Мусса Туре

Фото: kazan-mfmk

Героиня Пеги Ахангарани (актриса удостоилась приза за лучшую женскую роль) приезжает на похороны отца, которого, в сущности, не знала и, ознакомившись с его завещанием, приходит в ярость. Дальнейшее повествование — о том, как медленно, трудно, больно, но необратимо восстанавливается ее связь с давно утраченной родиной.

Лучшим документальным фильмом признаны «Беглецы» российского режиссера Юлии Бобковой, обратившейся к нашумевшей в свое время истории Дениса Лисова и трех его дочерей. После долгих мытарств на чужбине семья вернулась на родину в Хабаровск. Последние кадры этой поистине детективной драмы сняты с высоты птичьего полета — заснеженное поле, счастливое семейство и очертания города, куда Денис и девочки так стремились.

Всего в оргкомитет фестиваля поступило 712 заявок из 44 стран. В конкурсную программу вошли 52 фильма из 21 государства: Алжира, Бангладеш, Великобритании, Греции, Египта, Индии, Ирака, Ирана, Казахстана, Киргизии, Марокко, Непала, Омана, Пакистана, России, Саудовской Аравии, Сенегала, Сирии, Таджикистана, Туниса, Турции. Кроме того, на форуме представили несколько спецпрограмм, подборки национального кино и долгожданных вип-гостей.

режиссер

Югославский и сербский кинорежиссер Эмир Кустурица

Фото: kazan-mfmk

Андрей Кончаловский рассказал о своей ретроспективе онлайн, пожелав процветания Казани и ее жителям. Эмир Кустурица прибыл лично, чтобы провести полуторачасовую встречу со зрителями, показать свой фильм «По млечному пути» и порадовать приятным известием: он на время прекратит выступления со своим музыкальным коллективом, чтобы снять новый фильм.

Показы и аншлаги

Конкурсную программу, как пояснила программный директор фестиваля Нина Кочеляева, решили сосредоточить вокруг проблематики, связанной с семейными ценностями, этикой человеческих взаимоотношений.

Слова у отборщиков не разошлись с делом. Во всех разделах фигурировали фильмы о семье — счастливой и несчастливой, полной и неполной, имеющей дом и лишенной его, живущей в ладу со старшим поколением и конфликтующей с ним, чтящей свои истоки и забывшей о них. Семье, разумеется, традиционной — мужчина, женщина, дети. Тема оказалась неисчерпаемой как с точки зрения ситуаций, так и жанрового решения.

Председатель жюри форума, режиссер из Сенегала Мусса Туре не скрывал своей радости.

режиссеры

Режиссеры Амир Галиаскаров и Ирек Хафизов

Фото: kazan-mfmk

— Когда я говорю о человечности, многообразии и красоте мира, я имею в виду именно это — семью и традиции, — поделился он. — В моей стране все это чтят. А фильмы фестиваля заставляют задуматься об этих вечных вещах. Можно сказать, я увидел в них истории своей семьи — отца, матери, сестер и, конечно, свою собственную. И я настолько проникся этой темой, что мне захотелось сделать фильм здесь, в России, в Татарстане, чтобы показать, насколько похожи наши традиции.

Как всегда на Казанском фестивале, где все показы бесплатные, в залах был аншлаг. А «823-й километр» режиссеров Амира Галиаскарова и Ирека Хафизова — о том, как отец не понимает сына, а сын отца, — вызвал настоящий ажиотаж. Чтобы вместить всех желающих, организаторы открыли дополнительный зал. В итоге картина получила приз зрительских симпатий.

Мой личный выбор — «Ада» выпускника ВГИКа Станислава Светлова, удостоенный приза за операторское мастерство, и «Медик» режиссера из Кыргызстана Алижана Насырова, не получивший, увы, ничего.

В первой картине речь идет о неспешной, обстоятельной и вроде простой, но на деле очень сложной душевной жизни матери и дочери. В провинциальный Горбатов, где прошли съемки этой игровой ленты, наверняка будут ездить экскурсии — настолько трепетно и тонко запечатлен в кадре маленький приволжский городок.

Режиссер

Творческая встреча с режиссером Станиславом Светловым, фильм «Ада» (Россия)

Фото: kazan-mfmk

В центре второй картины, документальной короткометражки, 22-летний фельдшер, после учебы вернувшийся в родное селение у подножия Тянь-Шаня. На десятки километров вокруг он единственный медик, лечит и стариков, и младенцев. Показательный кадр: на заснеженной горной дороге буксуют большегрузы, а фельдшер на неказистой лошадке упрямо взбирается в гору — там в отдаленном селении его ждут. Машины обессилели, человек прошел. Фильм безыскусный и сильный, как его герой.

Вперед, Татарстан!

Площадкой для деловой программы КМФМК-2023 стали присутственные места Казанского кремля, что особо подчеркнуло ее значимость.

— Общение в рамках деловой программы позволяет представить региональным кинокомпаниям свой продукт, — отметила директор КМФМК и глава «Татаркино» Миляуша Айтуганова. — Не секрет, что региональное кино очень трудно пробивается в федеральные киносети, а эта площадка позволяет познакомиться, присмотреться к представляемым продуктам. Мы ее организовали именно под региональный кинематограф — для ребят из Омска, Екатеринбурга, Красноярска и других городов, чтобы они могли показать свой продукт.

Кроме отечественных на кинорынке присутствовали представители Сирии, Египта, стран СНГ, и, судя по оживленным беседам в кулуарах, почва для будущих сделок уже готовится.

питчинг
Фото: kazan-mfmk

Еще одним большим событием стала презентация сценарных заявок (питчинг). Организаторы зарегистрировали 144 заявки из 20 стран. В шорт-лист было отобрано тринадцать. Обязательным условием для претендентов стала копродукция с Татарстаном. Желание работать с республикой выразили представители Кыргызстана, Турции, Египта, Узбекистана, ОАЭ, Индии, Ирана, Марокко, Китая, Казахстана и, конечно, российских регионов — от Сахалина до ДНР и ЛНР.

Победил проект казанского режиссера Юлии Захаровой «Квартира №7». Явный фаворит забега Таалайбек Кулмендеев, фильм которого в прошлом году был выдвинут на «Оскар» от Кыргызстана, стал только третьим. Философским размышлениям о смысле бытия (режиссер представлял заявку на фильм «Пегий пес, бегущий краем моря» по Чингизу Айтматову) жюри предпочло позитивную комедию. «В наше время это нужно», — подытожила член экспертной комиссии Екатерина Головня.

В центре сюжета «Квартиры №7» три семьи — русские, китайцы и индусы, которых неожиданно испортил квартирный вопрос. Все они выгодно приобрели новое жилье, но, появившись там под Новый год, выяснили, что квартира на всех одна, а до мошенников-риелторов в праздник не добраться.

режиссер

Победитель Международного питчинга кинопроектов — казанский режиссер Юлия Захарова

Фото: kazan-mfmk

По словам Юлии Захаровой, которая в проекте и режиссер, и соавтор идеи, ее привлекла возможность подать эту историю с любым национальным колоритом, тем более что тема дружбы народов сегодня актуальна как никогда.

Сейчас нам всем не хватает хороших и добрых комедий, а мы в этой работе опираемся на лучший опыт советского кинематографа, — подытожила победительница.

В качестве премии ее команда получила полмиллиона рублей и приятный бонус от главы совета Фонда поддержки регионального кинематографа Ларисы Солоницыной, которая пригласила режиссера в Лабораторию игрового кино с призовым фондом в 1 млн рублей.
Планируемый бюджет картины в разы больше — $500 тыс., но, если сценарий удастся доработать в нужном направлении, о финансировании беспокоиться не придется: тема, сюжет и жанр сулят не только радость зрителям, но и доход инвесторам.

В Африке знают

Национальную тему продолжила выставка в Казанском кремле, с которой началась череда мероприятий, приуроченных к 100-летию татарского кинематографа.

кино

Выставка в Казанском Кремле, приуроченная к 100-летию татарского кинематографа

Фото: kazan-mfmk

Были представлены сотни архивных фотографий и афиш, в том числе немого фильма «Булат-Батыр» Юрия Тарича, с которого ведет отсчет татарское кино, а также снимки звездных гостей за 19-летнюю историю фестиваля.

Несколько стендов отведено фото- и видеотехнике. Самый возрастной экспонат — деревянный фотоаппарат 1840-х годов. Присутствуют также старинная аппаратура, на которой снималась казанская кинохроника, пишущая машинка сценаристов, рупор, световые установки, микрофоны, кинопроекторы.

От орудий кинопроизводства посетителям здесь же было предложено перейти к его результатам. Кульминацией вернисажа стал показ оцифрованной версии вышеупомянутого «Булат-Батыра», который снимался в стенах Казанского кремля.

Кстати, фильм, оказывается, известен далеко за пределами республики. Так, председатель жюри фестиваля Мусса Туре в беседе с «Известиями» обмолвился, что видел его у себя дома в Сенегале.

Во внутреннем дворике, пока позволяет погода, можно посмотреть кино на свежем воздухе. В программе — киноклассика и новое татарское кино. После фестиваля выставка переедет в помещение «Татаркино», а в дальнейшем станет постоянной экспозицией будущего Музея кино Татарстана.

Прямой эфир