Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На протяжении последних трех лет в России снижается число людей, желающих получить водительское удостоверение. Кроме того, сокращается количество выданных прав и доля тех, кто сдает экзамены с первого раза. Эта тенденция свидетельствует о нежелании россиян водить машину и может негативно сказаться на автомобильном рынке, отмечают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Права получают не все

По итогам прошлого года водительские удостоверения в нашей стране получили почти 1,36 млн человек. Это на 12,1% меньше показателей 2021 года. Об этом свидетельствуют данные аналитического отчета, подготовленного специалистами Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ (НЦ БДД). Одновременно снижается и количество тех, кто подает заявление на сдачу экзаменов в ГИБДД. В 2022 году было подано около 4,5 млн таких заявлений, годом ранее — почти 6,5 млн, в 2020-м — 6,8 млн, а в 2019-м — 9,5 млн.

Далеко не все потенциальные автомобилисты в итоге получают водительское удостоверение. Несложно подсчитать, что обладателем прав становится лишь каждый третий сдающий экзамены (4,5 млн поданных в прошлом году заявлений против 1,36 млн выданных «корочек»).

получение прав
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Согласно отчету НЦ БДД, с первой попытки в прошлом году водительское удостоверение получили 200,6 тыс. человек (18% от всех людей, получивших права). Специалисты научного центра отмечают тенденцию к снижению числа будущих водителей, сдающих экзамены с первого раза: в 2021 году их доля составляла 20%, а в 2020 и 2019-м — 27 и 28% соответственно.

Качество обучения хромает

В случае если человек не сдал экзамен и повторяет свою попытку во второй, третий и последующий разы, в статистике МВД это отражается как новая заявка на экзамен, поясняет президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева.

— Грубо говоря, один человек сдает экзамен пять раз, но в статистике МВД это отражается как пять разных экзаменов, — отметила она в разговоре с «Известиями».

автошкола
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Аналогичного мнения придерживается и член общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто. По его словам, нередко получить права человеку удается далеко не с первой попытки, при этом каждый «подход» считается как отдельный экзамен. При этом качество обучения в автошколах, равно как и качество прима экзаменов, оставляет желать лучшего, считает эксперт.

Доля тех, кто получает водительское удостоверение с первой попытки крайне мала. На это влияет как достаточно низкий уровень знаний и навыков, которые имеют выпускники автошкол, так по-прежнему субъективные оценки результатов экзаменов, — заявил «Известиям» Моржаретто.

Любой экзамен — достаточно серьезный стресс, отмечает эксперт. Волнение, которое выпускник автошколы испытывает, отвечая на вопросы по теории или демонстрируя навыки правления автомобилем, также являются причиной промахов, подчеркивает он.

— Одна из основных задач экзаменатора — успокоить разволновавшегося выпускника автошколы, сделать так, чтобы поездка на экзаменационной машине не была для него стрессом. Это сразу позволит поднять число успешно сданных экзаменов, — считает Моржаретто.

автошкола
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Без прицепа

Согласно отчету НЦ БДД, количество выданных в прошлом году водительских удостоверений категории В (легковые автомобили и грузовики полной массой до 3,5 т) сократилось на 8,3%, а прав подкатегории С1 (грузовики массой 3,5–7,5 т) уменьшилось на 11,2%. Самое значительное снижение (–83,6%) зафиксировано в отношении удостоверений подкатегории С1E, которые позволяют управлять грузовыми автомобилями до 7,5 т с прицепом.

Снижение числа выданных прав «грузовых» подкатегорий Елена Зайцева объясняет тем, что значительная доля людей предпочитает обучаться и сдавать экзамены на категории С (грузовики) и СЕ (грузовики с прицепом), позволяющими управлять любыми грузовыми автомобилями без ограничений массы транспортного средства.

С ней согласен президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Вместе с тем на рынке грузоперевозок отмечается серьезная нехватка водителей, отмечает он.

дальнобойщица
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

— Молодежь крайне неохотно идет в дальнобойщики. Из-за старения машин многие просто не хотят на них работать. Сейчас зачастую сложно найти водителя на фуру даже с зарплатой 110–120 тыс. рублей, — рассказал он «Известиям».

Выбирают такси и автобус

Снижение потока учеников отмечают и в автошколах. По мнению экспертов, это связано в том числе и с падением продаж автомобилей.

Мы видим тенденцию к сокращению потребности в услугах автошкол. Это связано в том числе и с падением объемов продаж новых автомобилей: зависимость между количеством проданных машин и числом желающих получить права мы видим уже давно, — рассказала «Известиям» президент Национального союза ассоциаций автошкол.

Тенденция к снижению интереса к автомобилям у молодежи отмечается во всем мире, считает Игорь Моржаретто. По его словам, молодому поколению зачастую важнее возможность всегда быть в Сети, чем иметь собственную машину.

такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— Целое поколение людей фактически находится в виртуальной реальности. Они понимают, что, находясь за рулем автомобиля, они уже не смогут переписываться в чатах, комментировать посты в соцсетях, работать на ноутбуке. Поэтому они выбирают такси и общественный транспорт, где без ограничений могут быть погружены в гаджеты, — отмечает он.

Замкнутый круг

Сокращение числа желающих получить водительское удостоверение сказывается и на продажах автомобилей, уверен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— По самым приблизительным подсчетам снижение на 12% числа выданных прав уменьшило число потенциальных покупателей примерно на 100 тыс. человек. Для российского авторынка это достаточно серьезная цифра, — считает он.

автосалон
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Люди меняют свою модель поведения и, не получая водительские удостоверения, осознанно отказываются как от личного автомобиля, так и от каршеринга. Для автомобильной промышленности это является серьезной проблемой, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Прямой эфир