Тише поедешь: в РФ ужесточат требования для получения прав категории D
Госдума в сентябре ужесточит требования для оформления водительских прав категории D, их можно будет получить, имея стаж категории B или C. Как выяснили «Известия», депутаты планируют принять правительственный законопроект в приоритетном порядке. В большинстве фракций готовы поддержать эту инициативу — только в 2021 году водители автобусов совершили свыше 3 тыс. ДТП. Кроме того, строже начнут относиться к людям, которые ранее управляли транспортом в пьяном виде, а также к владельцам иностранных прав.
Сократить аварийность
По информации «Известий», нижняя палата парламента в сентябре собирается принять законопроект, который предполагает ряд поправок, ужесточающих получение водительских прав в России. Одна из ключевых касается выдачи водительского удостоверения категории D — она позволяет управлять пассажирскими видами транспорта с числом мест от девяти и более (то есть речь идет, в первую очередь, об автобусах и маршрутках). Согласно новым предложениям, получить ее можно будет только в том случае, если человек владеет другими категориями и имеет стаж вождения не менее 12 месяцев.
«В 2021 году из-за нарушений правил дорожного движения водителями автобусов совершено 3464 ДТП. В таких ДТП погибли 166 и ранены 5325 человек, при этом число погибших увеличилось на 3,1%», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, который есть в распоряжении «Известий».
Изменения также затронут людей, решивших вновь получить водительское удостоверение после того, как их поймали за рулем в нетрезвом состоянии. Для них будет установлен запрет на допуск к сдаче экзаменов по управлению автомобилем до истечения срока наказания. Согласно законодательству, он составляет не менее двух лет.
Также нововведения ждут лиц с иностранными водительскими удостоверениями. Зарубежные документы предлагается признавать недействительными спустя шесть месяцев после того, как их владелец получил вид на жительство в РФ или российский паспорт. То есть иностранцам придется снова сдавать экзамены и выучить местные правила дорожного движения. Это позволит снизить количество аварий на дорогах, предполагают авторы инициативы.
«Остается неблагоприятной ситуация с аварийностью по вине водителей — иностранных граждан. Так, в 2021 году по вине таких водителей произошло 5062 ДТП (+5,7%), в которых погиб 431 человек и были ранены 6709 (+5,7%) человек», — так в кабмине объяснили важность этой поправки.
Как выяснили «Известия», законопроект уже рекомендован к рассмотрению правовым управлением Госдумы.
«Замечаний концептуального характера по проекту федерального закона не имеется», — говорится в положительном заключении, с которым ознакомились «Известия».
«Известия» направили запросы в правительство и МВД с просьбой прокомментировать ожидаемый эффект от принятия законопроекта.
Навести порядок
Большинство фракций Госдумы готовы поддержать инициативу.
— После региональной недели мы внимательно рассмотрим этот законопроект. Действительно, есть очень много вопросов к качеству управления водителей пассажирским транспортом. Статистика говорит о том, что можно думать о какой-то коррекции закона, чтобы навести тут порядок, — пояснил «Известиям» зампред фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев.
По его словам, свои наработки по этой и другим поправкам есть и у депутатов Госдумы, которые очевидно будут состыкованы с нормами правительства при принятии законопроекта в окончательном чтении.
— Абсолютно правильный законопроект. Профессия водителя очень серьезная и ответственная. Люди, садясь в транспорт, по сути, поручают этому человеку свои жизни. Фракция КПРФ любую строгость в отношении повышения дисциплины и ответственности водителей поддержит, — добавил в беседе с «Известиями» депутат Госдумы от коммунистов Николай Харитонов.
— Наконец-то правительство услышало здравые предложения депутатов. К сожалению, наши инициативы кабмином были отвергнуты, хотя они были подобные и даже более строгие. Например, за езду в пьяном виде я предлагал лишать прав пожизненно, если люди сели за руль в таком виде, да еще совершили преступление, сбив кого-то из пешеходов, — рассказал «Известиям» первый зампред фракции «Справедливая Россия — За правду» Олег Нилов, добавив, что он снова намерен внести такую поправку для пьяных водителей — рецидивистов-убийц.
В ЛДПР также считают необходимым ужесточить правила, но при этом официально партия представит свою позицию ближе к голосованию.
— Безусловно, это логичные нормы. Безопасность жизни граждан ставится во главу угла. Очевидно, что законопроект был предложен после тех многочисленных аварийных прецедентов, которые произошли с участием таких водителей, — пояснил «Известиям» глава политической экспертной группы Константин Калачев.
По словам майора ГИБДД в отставке Виктора Солдатова, реформа законодательства в этой сфере давно назрела. Он пояснил «Известиям», что сейчас для получения прав категории D не требуется общий стаж категории В и С. Впрочем, стоит отметить, что на практике многие автошколы отказываются принимать на обучение людей, которые не получили права B или C. Хотя в законодательстве такого требования нет.
«То есть человек может прийти на учебу и по завершении получить соответствующую категорию. На мой взгляд, ужесточить требования необходимо, потому что водитель автобуса отвечает за жизни еще большего количества пассажиров, чем даже таксист», — добавил Виктор Солдатов.
Сейчас для того, чтобы получить «автобусную» категорию, требуется возраст от 21 года, отсутствие медицинских противопоказаний, успешная подготовка в автошколе. Кроме того, разумеется, нельзя числиться в списках людей, ранее лишенных прав.
По словам Виктора Солдатова, управление автобусом гораздо сложнее, чем легковым автомобилем, поэтому необходим колоссальный опыт, который позволит принимать быстрые и главное верные решения на дороге. Более жесткие требования к иностранным водителям — тоже шаг в правильном направлении, поскольку в каждой стране действуют разные правила и не всегда одинаково строгие, резюмировал эксперт.