Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Запорожье военные силой затащили мужчину в автобус
Армия
Артрасчет младшего лейтенанта Сыполова разбил атакующую группу ВСУ
Недвижимость
Эксперт спрогнозировала рост цен на жилье в новостройках Москвы
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Покупатели стали жаловаться на продажу сомнительных товаров на маркетплейсах. Под видом оригинальной продукции брендов продавцы отправляют вещи, которые отличаются внешне и по качеству. Как законодатели борются с этой проблемой и каким образом проверить доставленный товар — разбирались «Известия».

Покупки с подвохом

Перед Новым годом читательница «Известий» заказала на популярном маркетплейсе лосьон для лица израильской марки стоимостью около 2 тыс. рублей. Однако флакон, пришедший ей, сильно отличался от оригинала: крышка была другого цвета, QR-код на этикетке не выводил на сайт бренда, а защитная гарантийная «плашка» была заклеена круглой наклейкой «Спасибо за отзыв».

Усомнившись в подлинности средства, девушка написала обращение на сайте маркетплейса и оставила заявку на возврат. Претензия была одобрена, покупательнице вернули деньги и извинились за «доставку некачественного товара».

Выбирает на маркетплейсе
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В отзывах к лосьону, который заказала девушка, оказалось несколько похожих жалоб. «Нет формулировок, необходимых для оригинальной продукции (давно пользуюсь ***, и тут их не обнаружила), штрихи не считываются», «QR-код не читается, расстроена», «По QR-коду открывается ссылка на автозапчасти», — пишут покупательницы.

Сам магазин уходовой косметики на маркетплейсе всё еще работает, правда, лосьонов в наличии уже нет. В отзывах к другой продукции некоторые читатели пишут о том, что у товаров срезаны пломбы или не читаются штрихкоды.

Еще один читатель рассказал «Известиям», что хотел купить на том же маркетплейсе спортивные кроссовки, но почитал отзывы и передумал. Люди писали о том, что кроссовки отличаются друг от друга по тону, а код товара на этикетке не соответствует коду партии на вшитом ярлыке.

Системная проблема

Проблема продажи подделок на маркетплейсах широко распространена, подтверждает в беседе с «Известиями» замглавы общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов. Это связано с тем, что некоторые площадки не наладили контроль за наличием контрафакта — даже в отношении тех категорий, которые можно проверять автоматически (например, подлежащие маркировке).

Как только предприниматель добавился на платформу и заявил, что будет продавать, например, обувь, можно сразу посмотреть в открытой базе, является ли он участником оборота маркируемой продукции. Но некоторые маркетплейсы не делают даже этого, допуская к торговле компании, продающие контрафакт. Поэтому его объемы на рынке растут, — объяснил эксперт.

Кроме того, для проверки продавцов маркетплейсы могут запрашивать сертификаты на продукцию или реальные фото товара, чтобы убедиться, что на нем есть маркировка. В случае с продукцией, которая не подлежит маркировке (некоторые виды одежды, игрушки, товары для детей), ситуация сложнее. Но и здесь можно было бы найти выход, разработав простые и понятные критерии проверки товара (например, таможенные декларации) или делая тестовые закупки, считает собеседник «Известий».

Считывают маркировку с обуви
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

По данным Олега Павлова, больше всего контрафактных товаров продается на Wildberries, чаще всего это одежда, обувь и парфюмерия. На «Яндекс Маркете» и Ozon проблема распространена в меньшей степени — они «более тщательно проверяют и контролируют продавцов».

В самом Wildberries с такой оценкой не согласны: в компании заявили, что маркетплейс «обеспечивает высокую прозрачность при покупке товаров по сравнению с магазинами и рынками».

— Во-первых, у нас в открытом доступе представлена информация о продавце: есть данные его юридического лица, а также история работы на платформе и персональный рейтинг, по которым можно судить о его добросовестности. Во-вторых, покупатели могут и сами удостовериться в наличии сертификатов качества. Они проверяются в режиме онлайн благодаря нашему сотрудничеству с Росаккредитацией, — отмечают в пресс-службе компании.

Кроме того, отмечают в сервисе, на все товары Wildberries есть реальные отзывы от других покупателей и каждому товару присвоен рейтинг. Низкий рейтинг означает, что такой товар требует более тщательного изучения. Если после этого у покупателя остаются сомнения, он может напрямую написать продавцу запрос и быстро получить все необходимые документы, что невозможно в обычных магазинах и рынках.

Игра по правилам

Так или иначе, говорит Олег Павлов, есть вероятность, что с весны этого года подделок на маркетплейсах станет гораздо меньше. С 1 марта торговые площадки будут обязаны выполнять все требования к обороту товаров и нести ответственность за продажу контрафакта или непромаркированной продукции. До последнего времени ответственными за это были только продавцы.

По словам Павлова, такой подход доказал свою неэффективность и неправильность — ведь агрегатор имеет возможность проверять продавцов и их ассортимент на предмет наличия маркировки в автоматическом режиме. Если же маркетплейсы не будут изучать ассортимент и фильтровать своих участников, то государству понадобится дополнительный инструмент — к примеру, досудебная блокировка.

— Если агрегатор не идет на контакт, не зачищает ассортимент, не убирает игроков — это должно делать государство в лице уполномоченных органов, — подчеркивает эксперт.

Впрочем, добавляет он, в случае с маркетплейсами есть важный момент: площадка не всегда видит товар вживую, особенно если тот находится на складе продавца. А продавцы могут отправлять покупателям совсем не то, что заявлено в документах и на карточках.

девушка получает заказ
Фото: ТАСС/Михаил Метцель

В таком случае контрафакт могут обнаружить уже покупатели. Маркетплейсу важно реагировать на их обращения, проверять продавца и в случае необходимости блокировать его или часть ассортимента, не дожидаясь проверки надзорных органов.

— Здесь уже недостаточно просто вернуть человеку деньги за товар, важно принять меры к самому продавцу. Иначе он так и продолжит продавать подделки, некачественные и даже опасные средства. Причем это должно быть закреплено на нормативном уровне. Такие поправки уже разрабатываются, — говорит Олег Павлов.

Пока же в Wildberries напоминают о том, что при возникновении любых вопросов о качестве и подлинности продукции покупатели могут обратиться в службу поддержки маркетплейса.

— В случае, если кто-то из предпринимателей всё же пытается продавать на Wildberries какую-либо сомнительную продукцию, то такие инциденты быстро пресекаются, товары снимаются с продажи, а информация о нарушениях передается в общую информационную базу всех маркетплейсов, — отмечают в пресс-службе.

Как отличить подделку

Для того чтобы не нарваться на подделку (или просто некачественную вещь), эксперты советуют всегда проверять товар при получении в пункте выдачи. Если речь идет о продукции, которая должна маркироваться (одежда, обувь и духи), нужно убедиться, что на ней есть маркировка, а код действителен: это легко проверить через приложение.

— Если товар не маркируется, смотрите на внешний вид, QR-код, отзывы, цену, — объясняет Олег Павлов. — Не бывает оригинальным товар, который стоит в несколько раз дешевле, чем в магазинах. Любой дисконт больше 30% от средней стоимости по рынку должен настораживать. Это верный признак подделки.

маркированные товары
Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

Кроме того, можно посмотреть, есть ли конкретная модель на сайте и сколько она стоит. Возможно, данная линейка вообще не была заявлена производителем. В свою очередь адвокат, управляющий партнер коллегии адвокатов «Антонова и партнеры» Краснодарского края Екатерина Антонова советует читать отзывы к конкретному товару и смотреть на соотношение негативных и положительных.

— Важна и упаковка, — отмечает юрист. — Порой продавцы незаметно для покупателей подделывают названия и эмблемы известных брендов, которые сначала могут показаться оригиналом. Из-за этого люди покупают якобы легальный товар, который на самом деле не является таковым.

По мнению Олега Павлова, пока у покупателя не будет полного доверия к площадкам, он окончательно не перейдет на онлайн-покупки, как мечтает интернет-отрасль. В то же время, пока сама отрасль не начнет «обеляться», этого и не случится.

Юридическая сторона

Как говорит в беседе с «Известиями» юрист компании «Достигация» Марина Колыванова, все карточки на маркетплейсах должны содержать достоверные сведения о товаре. Если продавец указал на его оригинальность, написал о конкретном бренде, хотя по факту всё оказалось не так, это становится безусловным основанием для возврата уплаченной суммы (ст. 12 закона «О защите прав потребителей»).

— Если же некачественным или контрафактным товаром был причинен вред, в том числе здоровью, то кроме возмещения стоимости товара покупатель вправе потребовать и полного возмещения материального и морального ущерба, — отмечает юрист.

Если человек столкнулся с сомнительным товаром, ему нужно в первую очередь обратиться в службу поддержки маркетплейса с указанием на то, что продавец предоставил недостоверную информацию, указать обстоятельства, на основании которых он пришел к такому выводу, и потребовать вернуть деньги. Параллельно следует написать аналогичное сообщение продавцу.

— Если продавец ссылается на то, что по закону о правах потребителя не подлежат возврату парфюмерия, косметика и иные товары, которые нельзя вернуть или обменять по обычным правилам (а они оказались поддельными), это будет злоупотреблением права. Ведь в данном случае товар возвращается не как неподходящий, и покупатель в любом случае вправе вернуть потраченные средства, — говорит Марина Колыванова.

Девушка тестирует духи
Фото: Global Look Press/ZB/Gerald Matzka

При неполучении ответа или получении неудовлетворительного ответа на онлайн-платформе маркетплейса необходимо составить официальную юридически грамотную претензию с указанием всех обстоятельств покупки и с требованием о возврате денег, также о возмещении всех расходов (убытков): стоимость экспертизы, подтверждающей поддельность товара, стоимость посещения врачей (если это потребовалось), лечения после использования такого товара, компенсацию морального вреда и иные расходы, связанные с причинением вреда здоровью.

По словам юриста, пока на практике нет однозначного ответа на вопрос, к кому нужно предъявлять иск — к онлайн-площадке или продавцу. Поэтому претензию лучше направлять сразу на два адреса, а в иске указывать двух ответчиков — и продавца, и маркетплейс.

Что касается экспертизы товара, провести ее можно сразу по своей инициативе или дождаться, когда ее назначат в суде. В любом случае расходы будут возмещены за счет виновной стороны (если подтвердится ее вина). Экспертиза — самое бесспорное доказательство того, что товар является контрафактным, говорит собеседница «Известий».

— Подать исковое заявление в суд можно в случае неудовлетворения требований покупателя в течение 10 дней с момента их предъявления (то есть со дня, когда претензия дошла в пункт выдачи почтового отправления или в день отправки электронного письма на официальную электронную почту, указанную на сайте маркетплейса и продавца), — отмечает Марина Колыванова. — Также можно обратиться в прокуратуру или Роспотребнадзор.

Риски контрафакта

Сегодня производители товаров могут подделать абсолютно любой продукт. Но если копии известных брендов одежды, сумок, обуви особого вреда покупателю не принесут, то поддельная уходовая и декоративная косметика может нанести серьезный урон здоровью (поэтому вернуть сомнительный товар — лучшее решение), отмечает старший медицинский консультант, терапевт «Теледоктор24» Нэя Георгиева.

Женщина наносит крем на лицо
Фото: Global Look Press/imageBROKER.com/Michaela Begsteiger

В лучшем случае такая косметика не даст желаемого результата, в худшем — испортит состояние кожи. Составы, не прошедшие необходимые исследования и тестирования (которые проходит сертифицированная косметика и потом уже попадает на прилавки крупных магазинов), могут вызвать химические ожоги слизистых оболочек глаз и рта и привести к аллергической реакции вплоть до отека Квинке и анафилаксии.

— Как правило, поддельная косметика производится без соблюдения санитарно-гигиенических стандартов. В ней могут содержаться бактерии, грибок и другие опасные ингредиенты, которые приводят к реакциям в виде зуда, покраснений и шелушений, — добавляет врач косметолог-дерматовенеролог ФНКЦ ФМБА России Анна Андрейченко.

Помимо некачественного состава производители поддельной косметики часто не соблюдают правила транспортировки и хранения продукции. Это также способно нанести ущерб красоте и здоровью кожи в виде пигментации, ожогов и сыпи. При регулярном использовании они могут вызывать аллергическую реакцию, нарушать работу печени и почек и даже спровоцировать рак.

Прямой эфир