Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Отношения Германии и Франции трещат по швам. В последнее время между странами накопилось множество противоречий, преодолеть которые будет непросто. Раньше ось Берлин – Париж считалась основой стабильности Евросоюза, а с выходом Великобритании из ЕС партнерство двух локомотивов объединения стало еще более значимым. Однако сейчас у государств возникает всё больше претензий друг к другу. К чему может привести раскол в немецко-французском семействе — разбирались «Известия».

Без согласия

«Эммануэль Макрон и Олаф Шольц улыбались, позируя фотографам перед ужином в Берлине, но отчетливо чувствовалось: в воздухе витал холодок. Банальные фразы о будущем сотрудничестве в сфере обороны и энергетики со стороны президента Франции и канцлера Германии шли вразрез с той напряженностью, которая возникла во время обеда, рассказывали люди, присутствовавшие на встрече», — описывало агентство Bloomberg один из недавних саммитов в Париже.

К этим переговорам было приковано особое внимание. В последнее время отношения между странами пробуксовывают, а взаимные претензии, которые стороны отчаянно стараются замести под ковер, то и дело дают о себе знать. Неприятный момент возник из-за нежелания проводить совместную пресс-конференцию — ее анонсировали немцы. Шольц, летевший в Париж, собрал большой пул журналистов. Однако в последний момент в Елисейском дворце дали заднюю, заявив, что ничего подобного устраивать и не планировалось.

Олаф Шольц и Эммануэль Макрон
Фото: Global Look Press/XinHua/Rit Heize

Еще больше накалил обстановку перенос ежегодной двусторонней встречи правительств двух стран. Она планировалась в конце октября во французском городе Фонтенбло, но Париж и Берлин не смогли согласовать текст итогового совместного заявления. Проведение форума отложили до января.

Изначально Олаф Шольц еще до того, как стать канцлером, считался идеальным кандидатом для укрепления оси Берлин – Париж. Он был лично знаком с Эммануэлем Макроном, его связывали давние связи с французскими элитами. К тому же он считался преемником курса Ангелы Меркель. Уважения со стороны французов ему добавило еще и то, что вместе с главой Минфина Франции Брюно Ле Мером он сумел пролоббировать создание Фонда восстановления экономики ЕС с беспрецедентным бюджетом.

Но потом что-то пошло не так. Агентство Bloomberg намекнуло, что лидеры не особо сошлись характерами. «Макрон любит пространные речи и витиеватые фразы, а Шольц, как и Меркель до него, предпочитает предметные обсуждения без лишних разглагольствований. Однако с Меркель французский лидер всегда мог найти компромисс. С Шольцем это, кажется, стало сложнее», — говорится в публикации. К тому же, как отмечает агентство, одно из главных противоречий заключается в различии политических систем двух стран. Во Франции она ориентирована на сильного президента, в Германии — на создание коалиций и поиск компромиссов.

Не сошлись характерами

Как писало издание Politico, немецкие и французские чиновники обвиняют друг друга в эгоизме и лицемерии. В Германии сетовали на то, что их несправедливо упрекают в слишком медленных темпах поставок вооружений Киеву, а также в односторонних энергетических субсидиях немецким предприятиям. Французы недовольны тем, что немцы не советуются с ними по ключевым вопросам, а также предпочитают торговаться по разным темам.

«К тому же Макрон всё больше осознает, что Шольц и его команда не рассматривают Францию в качестве приоритетного партнера», — пишет Bloomberg.

Неприятный осадок оставила и отмена со стороны Шольца давно запланированного телефонного разговора с французским премьером Элизабет Борн. Немецкий канцлер тогда сослался на ковид. Однако в этот же день по видеосвязи объявил о возобновлении работы Фонда экономической стабилизации, пообещав выплатить энергетические субсидии в размере €200 млрд немецким компаниям и домохозяйствам. Париж об этом Шольц предупреждать не стал.

Олаф Шольц на предприятии
Фото: Global Look Press/dpa/Sebastian Kahnert

«Французские чиновники в частных беседах высказывали беспокойство, что немецкий пакет помощи приведет к еще большему экономическому расколу», — сообщает издание. В Париже выступали за то, чтобы всей Европой согласовать ограничение цен на газ, а не выдавать дополнительную помощь.

Одним из основных противоречий в отношениях между странами стала оборонная политика Евросоюза. Согласно проекту «Перспективная авиационная боевая система» (Future Combat Air Sysytem), планируется разработать реактивные истребители шестого поколения, которые к 2040 году должны заменить испанские EF-16 Hornets, французские Rafals и немецкие Typhoons.

Президент Макрон уже давно выступает инициатором этого проекта, стремясь достичь как можно большей независимости от США. «Но Германия и другие страны – члены ЕС рассматривают это в первую очередь как попытку французских компаний укрепить свое влияние. Несмотря на обнадеживающие заявления со стороны министров обороны Франции и Германии, страны рассматривают возможность действовать в одиночку. Если проект провалится, французская реактивная компания Dassault Aviation SA разработает истребитель самостоятельно, в то время как Германия, скорее всего, будет полагаться на импорт из США», — пишет Bloomberg.

Не сошлись стороны и в вопросе создания противоракетного щита, который бы охватывал большую часть Европы. Согласно плану, необходимы совместные закупки систем ПВО. Половина стран ЕС поддержала инициативу. Франция выступила против. В Париже опасаются «возобновления гонки вооружений в Европе», а также хотят придерживаться собственных систем противовоздушной обороны. К тому же французы остались недовольны тем, что Берлин предложил использовать оборудование американского и израильского производства, вместо того чтобы выбрать франко-итальянские аналоги.

Еще одним камнем преткновения стало желание немцев вернуться к проекту строительства трубопровода MidCat, идущего от Пиренейского полуострова до Северной Европы. Берлин, стремясь минимизировать зависимость от российского газа, ищет альтернативные маршруты поставки. Однако в Париже не хотят вкладываться в проект, считая, что он не окупится.

Надо работать над отношениями

«Отчуждение между Берлином и Парижем будет представлять серьезную угрозу сплоченности ЕС. Настало время интенсивно работать над этими отношениями — в первую очередь в сфере культурного обмена между людьми», — пишет немецкое издание Süddeutsche Zeitung.

Впрочем, масштаб разногласий между Францией и Германией всё же преувеличивать не стоит. Скорее всего, они продолжат искать компромиссы, считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров.

Союз Франции и Германии — основа ЕС, это симбиоз, полезный для обеих стран, и он остается таким, несмотря на все сложности. Если этот тандем распадется, то это будет конец Евросоюзу. Скорее всего, они найдут общие решения. Хотя Париж понимает, что Берлин занимает другую позицию. Например, в отношении Украины. Францию очень возмущает, что немцы принимают решения в экономической области и других сферах без консультаций с ними. Яблоком раздора стало решение немцев компенсировать рост тарифов. Франция тоже принимала меры, но такую сумму, которую выделил Берлин, Париж себе позволить не может. Возникли разногласия и по энергетической политике, а потом и по военно-политическим вопросам, — перечислил эксперт.

По словам эксперта, не обрадовало французов и заявление немецких властей о том, что они хотят сделать самую мощную армию в Европе

Париж считает себя главной опорой европейской обороны. Франция — постоянный член Совбеза, ядерная держава, у нее самая мощная армия в ЕС. Макрон планирует добиться стратегической автономии Европы, немцы с этим соглашались, но неохотно. Шли разговоры о создании отдельного бюджета зоны евро, французы предлагали чуть ли не введение поста министра финансов зоны ЕС. В этом случае президент фактически признавал наличие двухскоростного Евросоюза, — отметил специалист.

Военнослужащие Франции
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Alexis Sciard

На фоне этого зависли немецко-французские программы по созданию будущих самолета и танка.

— Фирмы не хотят раскрывать свои производственные секреты. К тому же Германия, как и некоторые другие страны ЕС, хочет закупать военные самолеты у США. В Париже всем этим недовольны. Не понравилось французам и предложение Шольца, прозвучавшее в Праге, о возможном расширении ЕС не только за счет Западных Балкан, но также за счет Украины, Грузии и Молдавии. Франция выступает против этого. Шольц же говорил от имени Германии, не ссылаясь на своего главного партнера по Евросоюзу, — пояснил политолог.

Федоров также отметил, что поездка Шольца в КНР без Макрона также не наладила отношения ФРГ и Франции.

— Это продемонстрировало, что Берлин отстаивает интересы только своей экономики, а Евросоюз для немцев на втором месте. Так что разногласий между Берлином и Парижем достаточно, и в последнее время они наглядно проявились, — подытожил эксперт.

Возврат к тандему едва ли возможен

Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Камкин полагает, что проблемы в отношениях Берлина и Парижа во многом обусловлены амбициями Макрона, который хочет стать неформальным лидером ЕС. По его словам, долгое время в немецко-французском тандеме была «осторожная гегемония» Германии во главе с Ангелой Меркель и второго, младшего, партнера в виде Франции.

— Сейчас, из-за того что ряд европейских компаний всерьез подумывает о том, чтобы перебраться в США, возникают определенные противоречия между Берлином и Парижем. Ранее природный газ поступал во Францию в значительной степени из Германии, поскольку ФРГ долгое время была газовым хабом Европы, в том числе во многом за счет газа из РФ. Доля российского топлива еще год назад составляла порядка 34% в общем объеме газоснабжения. Взрывной рост цен и отказ Германии от российского газа означает в том числе и перекрытие газового канала для Франции, — пояснил германист.

Так что очень жесткая позиция ФРГ в отношении газового партнерства с Россией бумерангом ударила и по французской энергетике. Тем временем в Германии не хватает электроснабжения.

Французская АЭС
Фото: Global Look Press/imago stock&people

— Париж уже намекнул на то, что не сможет поставлять Берлину электричество, хотя в стране большое количество АЭС, которые не зависят от поставок газа. Довольно неожиданна для европейцев и пассивная роль Шольца. Тем временем Макрон ездил к Байдену, пытается выстраивать более интенсивное сотрудничество в экономике со Штатами. К тому же Берлин нанес удар и по немецко-французскому оборонному сотрудничеству в области военной техники. Например, заявление Шольца о закупке F-35 у США, американских зенитных комплексов фактически ставит крест на совместных германо-французских разработках, — резюмировал политолог.

По словам эксперта, Германия выбрала наиболее тесное взаимодействие с США, что идет вразрез с интересами Парижа.

— Явных свидетельств того, что отношения Парижа и Берлина будут улучшаться и возвращаться к прежним, я пока не вижу. Многое будет зависеть от позиции Макрона, насколько он попытается подвинуть Шольца с пьедестала неформального лидера ЕС, и, конечно, от тенденций развития самого Евросоюза. Пока они достаточно туманны. Некоторые эксперты предрекают разделение как минимум на две-три части: восточно-европейский конгломерат на базе Вишеградской четверки, северо-запад Европы и южную часть. Возврат к немецко-французскому тандему, который был во время правления Ангелы Меркель, едва ли возможен. Вероятно, будут какие-то новые формы взаимодействия, — считает Камкин.

Читайте также
Прямой эфир