Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин назвал рост доходов граждан России задачей всей страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Спорт
«Металлург» обыграл «Локомотив» в матче финальной серии плей-офф Кубка Гагарина
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
МИД РФ выразил сожаление из-за заявки Аргентины на сотрудничество с НАТО
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Спорт
Украина потребовала не допускать российских дзюдоистов на чемпионат Европы
Общество
Уровень воды в реке Тобол в районе Кургана достиг 10 м
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Продуктовой торговле пришлось заменить на полке каждый седьмой бренд после ухода иностранных корпораций. Об этом «Известиям» рассказали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Больше всего наименований освежили в категориях газированных напитков, бытовой химии и готовых завтраков, а также макаронных и кондитерских изделий. Марки ушедших производителей ритейлеры меняли, как правило, на отечественные. Аналогичную тенденцию фиксируют и в непродуктовом секторе, отметили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Эксперты считают, что перед отечественными ритейлерами и производителями стоит непростая задача продвижения отечественных продуктов под торговыми марками, которые не знакомы потребителям.

Новые возможности

По итогам 2022 года общий уровень ротации брендов в торговых сетях составит примерно 15–16%, рассказал «Известиям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. Пока сокращение международных марок на полках сложно назвать массовым, добавил он. Многие производители, особенно локализованные в России, всё же продолжают работать на нашем рынке.

— Смена ассортиментной матрицы происходит постепенно, по мере распродажи товарных запасов зарубежных производителей, поэтому трудно прогнозировать сроки прекращения продаж тех или иных брендов в магазинах, — отметил эксперт.

Например, на днях стало известно, что у розницы уже истощаются запасы чипсов Pringles, до этого полки постепенно покидали такие бренды, как Coca-Cola, Pepsi, Mirinda и др.

кола
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Ассортимент трансформируется и дает стимул для развития производства отечественных товаров, уверен эксперт. Российские марки способны заместить продукцию компаний, которые уходят с рынка. Например, доля наших товаров увеличивается в таких категориях, как газированные напитки (здесь появилось около 100 новых наименований), готовые завтраки, макаронные и кондитерские изделия, бытовая химия и товары по уходу.

Важную роль в восполнении ассортимента играют собственные торговые марки розничных сетей (СТМ), их популярность сейчас опережает спрос на международные бренды. К примеру, в 2022 году спрос на СТМ ритейлеров в категории подгузников вырос более чем на 130%, обогнав продажи глобальных брендов.

Вовремя собраться

— Если проанализировать уход брендов, то я бы не сказал, что нас покинули многие — смена наименования тут не в счет. Покупателя, наверное, меньше всего интересует, какое юридическое лицо стоит за тем или иным бизнесом, — сказал «Известиям» зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. — Людям важен сам продукт: его состав, потребительские свойства и вкусовые качества. Если смотреть по этой линейке, то уход иностранных брендов минимален.

Новые условия — это не только испытание, но и возможности для бизнеса, который может наиболее быстро адаптироваться, уверен эксперт.

— Если говорить о производителях, которые пришли на замену ушедшим брендам, то это прежде всего те, кто смог оперативно произвести корректировку своих бизнес-процессов: замену ингредиентов, упаковки, адаптироваться под все сложности, — добавил он. — Это и локальные предприятия, и крупные игроки.

телевизор
Фото: ТАСС/Александр Рюмин


Наибольший рост предложения отечественных игроков после ухода иностранных компаний наблюдается в категории газированных безалкогольных напитков, отметил эксперт.

В секторе непродовольственных товаров тоже фиксируют эту тенденцию. Оценка того, что «каждый седьмой бренд» ушел с рынка РФ, близка к реальности, сказал «Известиям» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

— Самым заметным уход брендов стал в категориях автомобилей и запчастей, бытовой техники и электроники, одежды, а также в товарах повседневного спроса и гигиены, — сказал он. — И если в первой категории вопрос до сих пор стоит довольно остро, то в остальных он более-менее разрешился за счет параллельного импорта, а также замены привычных брендов на товары отечественного производства и стран СНГ.

У российских производителей хорошие перспективы во многих товарных группах — есть возможность занять освободившиеся ниши, добавил Артем Соколов. Он подчеркнул, что потребительский спрос уже сместился в сторону базового и среднего ценового сегмента практически во всех категориях. При этом существующая альтернатива позволяет удовлетворить этот спрос. В этом году в 1,5–2 раза выросли продажи отечественной и белорусской бытовой техники, новых турецких и китайских брендов, которые отличаются невысокой стоимостью.

сковородки
Фото: ТАСС/Донат Сорокин

В секторе потребительских товаров 37 иностранных компаний ушли с российского рынка, 44 — приостановили свою деятельность в России, 15 — сократили операционную деятельность, об этом свидетельствуют данные Йельской школы менеджмента. Как сказала «Известиям» глава Института развития предпринимательства и экономики Наталья Назарова, часть производителей выпускали разные категории товаров под различными брендами, поэтому итоговое число ушедших торговых марок может быть выше.

Уход иностранных игроков дал российским компаниям также и возможность приобрести активы иностранных игроков, которые готовы сокращать работу в России или уйти из страны, отметила Наталья Назарова. Основная сложность в этой ситуации связана с тем, что рынок покидают узнаваемые бренды, а значит, перед отечественными ритейлерами и производителями стоит непростая задача продвижения новых продуктов под торговыми марками, которые пока не знакомы потребителям.

Прямой эфир