Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ространснадзор предложил Минтрансу ужесточить правила допуска зарубежных авиакомпаний в Россию. В службе по надзору в сфере транспорта считают необходимым по аналогии с другими странами ввести в РФ программу оценки безопасности перевозчиков и допускать их к полетам только после ее прохождения. Инициативу ее авторы объяснили защитой интересов отечественных авиакомпаний, усилением надзора за иностранцами и снижением числа инцидентов. При этом ряд отраслевых экспертов идею поддержал, а вот другие предупредили, что ее реализация может усилить дефицит международных рейсов.

Воздушный барьер

Письмо с инициативой ужесточить правила допуска иностранных авиакомпаний к полетам в РФ руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин в начале декабря направил замминистра транспорта Игорю Чалику, который в ведомстве курирует авиацию. Документ есть в распоряжении «Известий», его подлинность подтвердил источник редакции в службе по надзору в сфере транспорта.

В Ространснадзоре считают необходимым ввести в РФ программу оценки безопасности полетов зарубежных авиаперевозчиков по аналогии с другими странами. Прежде чем получить допуск к рейсам в РФ, они должны пройти аудит и получить одобрение, подтверждающее их соответствие требованиям. Без него выполнять рейсы в РФ и пролеты через российское воздушное пространство иностранным авиакомпаниям нужно запретить, следует из документа. Сейчас они работают в РФ лишь на основании межправительственных договоров о воздушном сообщении и поданных планов полетов.

Пилот в кабине самолета
Фото: РИА Новости/Александар Джорович

Служба разработала и направила в Минтранс проекты федерального закона и постановления правительства с поправками в нормативно-правовые акты, в том числе в Воздушных кодекс, а также порядок выдачи иностранным эксплуатантам одобрений, их ограничения и аннулирования.

Цели поправок — контроль за деятельностью зарубежных перевозчиков, предупреждение и снижение числа авиационных инцидентов, следует из пояснительной записки (весь пакет документов имеется в распоряжении «Известий»). В Ространснадзоре порекомендовали «Известиям» обратиться с запросом в Минтранс, от министерства на момент публикации комментариев не поступило.

Симметричный надзор

Механизм оценки безопасности зарубежных перевозчиков действует сегодня в ЕС, Великобритании, США, Китае, Израиле, ОАЭ, Монголии и в других странах. Авиационные администрации этих стран устанавливают для авиакомпаний из России более жесткие правила допуска к выполнению международных рейсов, чем те, что действуют для иностранных перевозчиков при полетах в РФ, указали в Ространснадзоре.

Так, Европа ужесточила правила допуска зарубежных компаний к полетам на свою территорию еще около 10 лет назад. Еврокомиссия совместно с Европейским агентством по авиационной безопасности (EASA) разработала и ввела программу оценки перевозчиков из третьих стран (TCO) и сертификаты безопасности, без которых выполнять полеты в ЕС запрещено.

Техник готовит самолет к вылету
Фото: TASS/URA.RU/Владимир Жабриков

В ходе оценки EASA проверяет те же аспекты, что и национальные авиационные власти при выдаче компаниям сертификата эксплуатанта: его ключевые подразделения, отвечающие за организацию работы, поддержание летной годности самолетов, управление безопасностью полетов, функционирование системы управления качеством и наземное обслуживание, указал Ространснадзор.

По состоянию на ноябрь EASA выданы разрешения на полеты в ЕС 690 авиакомпаниям мира. Российских перевозчиков среди них нет: в апреле их сертификаты аннулировали, так как наши компании были включены в черный список по безопасности. В нем также числятся перевозчики из Афганистана, Анголы, Армении, Конго, Киргизии, Ливии, Непала, Пакистана, Судана, Зимбабве. В Еврокомиссии объяснили свое решение серьезными опасениями из-за перерегистрации иностранных самолетов в российский реестр. Росавиация тогда анонсировала ответные меры в отношении европейских авиакомпаний, но они так и не были приняты.

После взаимного открытия неба российские авиакомпании сразу не смогут возобновить полеты в Европу — им нужно будет снова пройти оценку безопасности и получить сертификаты, предупредили в Ространснадзоре.

Самолет во время посадки
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

При этом европейским перевозчикам ничто не помешает сразу запустить рейсы в РФ, так как у нас отсутствует симметричный механизм подобной оценки.

Необходимость ее создания в РФ Виктор Басаргин объяснил защитой интересов отечественных авиакомпаний и созданием возможности введения Россией ответных санкций на запреты и ограничения со стороны иностранных государств по не связанным с безопасностью полетов мотивам.

Выйти из черного списка нашим авиакомпаниям будет непросто, сказал «Известиям» аккредитованный аудитор международной программы оценки безопасности перевозчиков в деловой авиации Сергей Потапов. По его словам, это произойдет при условии проведения со стороны ЕС аудита сначала российских авиавластей, с тем чтобы убедиться, соблюдают ли они правила Международной организации гражданской авиации (ICAO) и требуют ли того же от российских авиакомпаний. Уже после этого будет проводиться оценка самих перевозчиков.

Новый порядок

Глава Ространснадзора предложил Минтрансу наделить службу полномочиями по проведению оценки безопасности иностранных авиакомпаний и выдачи им одобрений. Это не потребует дополнительного увеличения численности персонала и финансирования в рамках реализации аутсорсинговой концепции, пояснил Виктор Басаргин. Ространснадзор обладает опытом осуществления контрольных и профилактических мероприятий как российских, так и иностранных перевозчиков. Он инспектирует у них самолеты в аэропортах РФ в рамках постоянного рейда, сказано в пояснительной записке.

Пилот в кабине самолета
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Согласно предложенному Ространснадзором порядку, иностранный перевозчик не менее чем за месяц до начала полетов с использованием воздушного пространства РФ должен обратиться за одобрением. Оно выдается сроком на два года на каждый самолет (в Европе сертификаты — бессрочные). Также компания должна предоставить РФ необходимую для проведения оценки ее безопасности информацию.

В ходе дистанционной, а при необходимости выездной инспекции выясняется, соблюдает ли она стандарты из приложений к Конвенции о международной гражданской авиации, имеет ли действующий сертификат. Проверка также включает оценку надзора, осуществляемого государством иностранного эксплуатанта, эффективность и корректность устранения нарушений. За проведение оценки предусмотрено взимание платы. Например, в ЕС если безопасность авиакомпании не вызывает вопросов у EASA, то она получает сертификат бесплатно. В противном случае нужно заплатить €10–19 тыс. за технические встречи и выездные инспекции перевозчика плюс транспортные расходы аудиторов, рассказал Сергей Потапов.

После получения одобрения работа зарубежной авиакомпании будет подлежать непрерывному мониторингу: каждый месяц она должна направлять информацию о произошедших инцидентах, показатели безопасности, отчеты об инспекциях и сведения об изменении в деятельности и руководящих документах.

Посадка пассажиров в самолет
Фото: TASS/URA.RU/Владимир Жабриков

Выданное перевозчику одобрение может быть ограничено или аннулировано в случае, если он не соблюдает сроки устранения нарушений, указанных в инспекторских предписаниях, а также при выявлении несоответствий, приостановления, ограничения или аннулирования сертификата выдавшим его государством. Еще один повод для ограничения — если страна эксплуатанта не в состоянии контролировать его, следует из проекта порядка.

Рычагов достаточно

Собеседник «Известий» в крупной российской авиакомпании назвал инициативу Ространснадзора полезной, если она будет внедряться действительно комплексно как реальный инструмент, направленный на обеспечение безопасности российских пассажиров, а не просто в качестве ответных санкций.

Программа оценки безопасности иностранных авиакомпаний позволит «отсеивать» перевозчиков из тех стран, в которых авиавласти не контролируют их должным образом, пояснил Сергей Потапов. По его словам, это правильный шаг и он давно назрел.

Ведущий эксперт центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко считает инициативу Ространснадзора несвоевременной. Ее реализация, по его словам, сократит и без того дефицитное предложение провозной емкости на международных рейсах, повысит издержки и тарифы, создаст коррупциогенные риски.

Крыло самолета из иллюминатора
Фото: TASS/Zuma

— Нужно иностранных перевозчиков не распугивать, а, наоборот, привлекать, учитывая то, что у них появилось огромное число рисков, связанных с полетами в Россию, — заметил эксперт.

Инициатива в минимальной степени повлияет на выполнение международных полетов, не согласился исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Среди иностранных перевозчиков, которые сейчас летают в РФ, нет компаний с очевидными проблемами с безопасностью, заметил эксперт. По его словам, при реализации предложения Ространснадзора нужно полностью исключить «политические» факторы.

У РФ на сегодня достаточно рычагов политического и экономического характера, чтобы отвечать на недружественные действия. Добавлять к ним вопрос безопасности полетов как элемент ограничений неправильно, отметил в беседе с «Известиями» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.

Читайте также
Прямой эфир