Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 47 БПЛА над регионами России
Мир
Трамп лишил Камалу Харрис и Хиллари Клинтон доступа к секретной информации
Мир
В МИДе предупредили о праве РФ на ответ на фоне ударов ВСУ по энергообъектам
Мир
В Германии предложили отменить пособия для украинских беженцев
Мир
Пропавшего на Филиппинах туриста из России нашли живым
Мир
В Братиславе прошел крупнейший антиправительственный митинг на 10 тыс. человек
Общество
Мемориал в память о жертвах теракта в «Крокусе» открыли в годовщину трагедии
Общество
Россиян предупредили о начале сильной магнитной бури 23 марта
Армия
Потери ВСУ на курском направлении за сутки составили более 200 военных
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении украинского МиГ-29
Мир
СМИ сообщили о желании Франции применить мощный торговый инструмент ЕС против США
Мир
В МИД РФ выразили обеспокоенность ростом числа участников учений НАТО в АТР
Политика
Россиян начнут штрафовать за рекламу в Instagram, Facebook и Twitter
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Politico сообщило о беспокойстве в ЕС из-за больших расходов Германии
Мир
Уиткофф назвал территории ключевой проблемой урегулирования конфликта на Украине
Политика
Депутат предложил отменить критерии нуждаемости для многодетных при получении льгот
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В настоящий момент доллар впервые за последние 20 лет достиг паритета с евро. Переход этого символического рубежа стал ожидаемым событием, которое демонстрирует сложности, с которыми столкнулась европейская экономика. В другой ситуации у равенства доллара и евро были бы свои ощутимые преимущества для еврозоны и Евросоюза в целом, но сейчас ситуация принципиально иная. Инвесторы между тем ставят на дальнейшее падение евро, в то время как реальных рычагов по его сдерживанию у Европейского центробанка не так уж и много. Подробности — в материале «Известий».

Долгая дорога вниз

Евро достиг исторического максимума против доллара — без малого 1,6 доллара за евро — летом 2008 года. С тех пор долгосрочный тренд для европейской валюты был направлен исключительно вниз. Долговой кризис в ЕС подорвал экономические перспективы еврозоны, а рост все последние 10 лет значительно отставал по темпам от более динамичной Америки. С тех пор евро в основном блуждал в коридоре 1,1–1,2 доллара.

евро деньги флаг
Фото: Global Look Press/Klaus Ohlenschläger

Новый этап падения европейской валюты наступил во второй половине 2021 года. Менее чем за год евро потерял 20% своей стоимости. Что произошло? В первую очередь Европа стала эпицентром энергетического кризиса, который сейчас ставит под угрозу существование крупных европейских компаний и даже целых отраслей промышленности. ЕС привык к дешевой энергии и сейчас экономике континента предстоит непростая перестройка. Не стоит забывать и о проблемах с цепочками поставок, возникших как раз к середине 2021 года. Тяжелый удар понесло, к примеру, автомобилестроение, критически важное для европейской экономики.

Во-вторых, несмотря на происходящее, ЕЦБ крайне неохотно подошел к вопросу повышения ставок, тогда как, допустим, ФРС США делает это ударными темпами и обещает еще и ускорить процесс. Пока центробанк Евросоюза планирует во втором полугодии повысить ставку в три этапа, по 0,5 процентного пункта каждый раз. Однако это лишь доведет ключевую ставку до 1,5%, тогда как в США она уже находится на этом уровне. Даже при прочих равных (чего мы не наблюдаем) деньги пойдут туда, где ставки выше.

евро деньги рука
Фото: Global Look Press/Frank Hoermann

Многие инвесторы и специалисты рынка считают, что евро не остановится на текущих уровнях. К примеру, аналитики Nomura предполагают, что европейская валюта может упасть до 95 центов или даже до 90 центов, если Россия не поторопится вернуть в эксплуатацию «Северный поток» после ремонта. Кроме того, угроза рецессии, более острая в ЕС, дополнительно давит на евро прямо сейчас. Одним словом, непонятно, где на сегодняшний день может находиться дно у падения евро.

Пройти навылет

Слабая валюта — не всегда плохо: она стимулирует развитие собственного производства, повышая относительную конкурентоспособность национальной экономики. Однако в условиях, когда ключевой импорт даже без учета ослабления валюты подорожал до невозможности местным производителям продолжать бизнес, она может стать «контрольным выстрелом в голову». Кроме того, проблема инфляции, присутствующая сейчас везде, в Европе становится наиболее острой. В июне, например, индекс потребительских цен в еврозоне махнул сразу на 8,6%. С ценами производителей всё еще хуже. Укрепление евро позволило бы хотя бы частично обуздать ускоряющуюся инфляцию.

Таким образом, логичным было бы резко ужесточить денежно-кредитную политику и тем самым сдержать инфляцию. Однако в европейских условиях такое жесткое таргетирование может выйти боком. В отличие от США европейская экономика пребывает в совсем непростом состоянии и может влететь в острую рецессию даже при нынешней ДКП. О том, что может произойти, если ставка ЕЦБ превысит американскую, европейские финансисты предпочитают даже не размышлять.

греция
Фото: Global Look Press/Joko

Второй важнейший фактор принятия решений — финансовая хрупкость ЕС, точнее, некоторых отдельных его стран. Государства вроде Италии и Греции буквально погрязли в долгах, превышающих 150% ВВП. Даже такие уровни можно было бы потерпеть в условиях быстрого экономического роста, но как раз его-то в последние годы (а тем более теперь) и нет. Рынки крайне нервно реагируют даже на самые осторожные шаги ЕЦБ по ужесточению ДКП — в прошлом месяце, к примеру, разница в ставках по облигациям между странами Южной Европы и Германией приблизились к уровням времен долгового кризиса. Если «пережать», то можно получить ситуацию запредельных ставок по государственным обязательствам финансово слабых стран и в конце концов невозможность для них занимать или обслуживать свой колоссальный долг.

На всё это накладывается и обостряющийся политический кризис, который на этой неделе всплыл на поверхность в той же Италии. Ключевая причина фактического развала правящей коалиции — меры экономии, которых при новых финансовых потрясениях может стать еще больше. Вылет из еврозоны нескольких уязвимых стран представляется при таком развитии событий весьма вероятным сценарием.

Таким образом, у ЕЦБ совсем немного инструментов для сдерживания падения евро. На крайний случай есть еще продажа валютных резервов, но европейские страны давно не прибегали к таким интервенциям, их ресурсы в этой части ограничены, да и резервы принадлежат отдельным странам, а не Евросоюзу в целом. В итоге получается, что ЕС выбирает падение евро и следующую за ним с неизбежностью инфляцию как меньшее из двух зол. В конце концов, рост цен бьет по карману потребителей, но он же и смягчает долговое бремя. Если не произойдет ничего экстраординарного, ближайшие месяцы или даже годы пройдут под знаком дешевого или очень дешевого евро.

Читайте также
Прямой эфир