
Манамский канал: зачем Лавров прибыл с визитом в Бахрейн

Сергей Лавров продолжает визиты в страны арабского мира — после Алжира и Омана, которые министр посетил в начале мая, на очереди Бахрейн и Саудовская Аравия. Самое маленькое арабское государство — по площади в два раза меньше Санкт-Петербурга — Бахрейн интересен России как импортер вооружения, туристический центр и потенциальная площадка для производства российских вакцин. Глава МИД РФ обсудил в Манаме украинский кризис и подчеркнул: ВМС РФ не будут препятствовать проходу кораблей с зерном в Средиземное море, но надо, чтобы представители Украины разминировали прибрежные воды. Москва же «выполнила со своей стороны всё» для обеспечения продовольственной безопасности. Слова министра прозвучали в ответ на заявление президента Украины, обвинившего РФ в блокаде поставок из Черноморских портов.
Украина в центре внимания
Это был первый визит главы МИД РФ в Манаму с 2009 года. Третья по «маленькости» страна Азии — после Мальдив и Сингапура — Бахрейн оставался вне больших турне Сергея Лаврова в регион залива в 2019 и 2021 годах.
Сразу по прибытии министр встретился с королем Хамадом Бен Исой Аль Халифом. Глава государства, правящий с 1999 года, выразил сожаление, что визит Сергея Лаврова «выдался столь кратким». Встреча прошла за закрытыми дверями, но позже глава МИД королевства Абдель Латиф Бен Рашид Аз-Зайяни уточнил: обсуждали Украину.
— Его величество и господин Лавров рассмотрели проблемы в отношении украинского кризиса, необходимость его разрешения в интересах двух соседских стран и всего европейского континента. Стороны подчеркнули необходимость дипломатического диалога для политического решения конфликта — это сможет сохранить жизни людей, — привел бахрейнский министр детали встречи.
Утром 31 мая Сергей Лавров провел переговоры с председателем Совета министров, наследным принцем Бахрейна Сальманом Бен Хамадом Аль Халифой — сыном короля. Члены семейства Аль Халифа составляют более половины правительства Бахрейна. Встреча также проходила за закрытыми дверями. Главным информатором для российских журналистов вновь стал глава МИД Бахрейна Аз-Зайяни.
С ним Сергей Лавров встречался совсем недавно — 7 апреля в Москве. Тогда, как уточнял МИД РФ, в центре обсуждения тоже была Украина. На этот раз в Манаме министры также сосредоточились на этой теме. Но если в речи бахрейнского министра этот вопрос был первым и самым обширным, то российский министр Украину упомянул только к концу своего выступления.
— Позиция Бахрейна основывается на мирном подходе, необходимости открыть мирные и безопасные коридоры для выхода беженцев, — уточнил Аз-Зайяни.
Сергей Лавров заговорил об Украине в контексте продовольственного кризиса. Бахрейн импортирует свыше 80% продуктов. Пригодных для земледелия территорий — меньше 0,5%, большая часть страны — пустыни. Потому страна заинтересована в стабильных поставках зерновых и подсолнечного масла.
Россия уже больше месяца гарантирует свободный вывоз украинского зерна, заявил Лавров.
— Но для этого необходимо, чтобы украинские представители разминировали прибрежные воды, которые находятся в территориальном море Украины. Если проблема разминирования будет решена, то в открытом море ВМС РФ обеспечат беспрепятственный проход этих судов в Средиземное море и дальнейшие пункты назначения, — уточнил министр.
Президент Украины Владимир Зеленский в вечернем обращении 30 мая заявил: из-за того, что Россия блокирует украинские порты на Черном и Азовском морях, Украина не может отправить на экспорт 22 млн т зерновых, которые уже есть на складах. Вывоз зерновых стал главной темой телефонных бесед президента Турции с лидерами России и Украины 30 мая. Реджеп Тайип Эрдоган упомянул о создании «безопасного коридора для экспорта украинской сельскохозяйственной продукции морским путем».
В Кремле уточнили, что Владимир Путин в беседе с Эрдоганом «отметил готовность российской стороны содействовать беспрепятственному морскому транзиту грузов в координации с турецкими партнерами. Это касается и вывоза зерновых из украинских портов».
Сергей Лавров, развивая эту тему на встрече в Манаме, подчеркнул: «С российской стороны уже давно гарантировано всё, что зависит от России».
— А вот западные страны, которые создали массу искусственных проблем закрытием своих портов для российских судов, пресечением логистических и финансовых цепочек, должны задуматься, что для них важнее: делать пиар на теме продовольственной безопасности или проблемы решать, — сказал министр.
«Украинский кризис отражает гораздо более широкие процессы», — продолжил Лавров. И добавил: западные партнеры «полным ходом продвигают концепцию однополярности», где «Запад решает всё, а НАТО играет роль глобального полицейского». И всё это, по мнению дипломата, для того, чтобы «закрепить главенство США».
Сближающий Восток
Но главной в своей речи Сергей Лавров сделал всё же ближневосточную повестку: конфликт между Израилем и Палестиной, урегулирование в Йемене, иранская ядерная сделка и возвращение Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ).
— Неурегулированность палестино-израильского конфликта долгие десятилетия сохраняет очаг напряженности, который вновь вызывает серьезное беспокойство в связи с последними событиями в Иерусалиме, — отметил министр.
Манама не случайно стала местом для обсуждения отношений между Израилем и Палестиной — в 2020 году Бахрейн наряду с ОАЭ, Суданом и Марокко установил дипотношения с еврейским государством. Этот шаг вызвал много недовольства как внутри Бахрейна, где свыше 60% населения шииты и велико — в религиозном плане — влияние Ирана, как и в соседних исламских странах. И Бахрейн, и Россия призвали к урегулированию конфликта через Арабскую инициативу и создание двух государств.
По сирийской тематике, как подчеркнул Сергей Лавров, позиции Бахрейна и РФ совпадают: «Проблемы Сирии будут решаться более эффективно, если САР восстановит членство в ЛАГ». Коснулись стороны и иранской ядерной сделки, переговоры по которой остаются замороженными уже два месяца.
— Здесь возникли некие препятствия, прежде всего в силу позиции США, которые пытаются выторговать дополнения в первоначальные замыслы, содержание Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), которое было утверждено СБ ООН. Справедливость требует восстановления СВПД без каких-либо довесков, — заявил Лавров.
Его упрек в адрес США звучал особенно остро, учитывая, что всего в 20 км расположена американская военная база, на которой находится управление Пятого Тихоокеанского флота.
А еще в 200 км — через залив — расположен и сам Иран, отношения с которым у Манамы сохраняются натянутыми с 1980-х годов. Бахрейн подозревает Тегеран в провоцировании антиправительственных протестов — в 1980–1990-е годы религиозные группы внутри Бахрейна планировали совершить исламскую революцию по примеру Ирана. Но протесты были подавлены.
В 2011 году Бахрейн тяжело затронула арабская весна — в столкновениях с полицией и военными, по разным данным, погибли около сотни демонстрантов, тысячи человек отправились в тюрьмы за участие в протестах против короля и за более широкую представленность во власти шиитов. С самого момента обретения независимости в 1970-е годы, Бахрейном правит суннитское меньшинство во главе с семейством Аль Халифа.
В 2011-м США также подозревали в организации «весны» Тегеран, считая это продолжением йеменского сценария.
Кошелек залива
До 1975 года главным финансовым хабом и кошельком стран Персидского залива был Ливан. С началом разрушительной Гражданской войны страна потеряла свое реноме «ближневосточной Швейцарии» и славу «заливного кошелька» перехватил Бахрейн — только появившаяся тогда монархия, расположенная на 80 островах между Саудовской Аравией, Катаром и Ираном.
Площадь Бахрейна (около 760 кв.км) в два раза меньше Санкт-Петербурга (около 1,4 тыс. кв. км), однако по уровню ВВП на душу населения страна входит в первую двадцатку: $20,4 тыс.
Для сравнения: соседний Кувейт — $24,8 тыс., главный спонсор бахрейнской экономики Саудовская Аравия — $20 тыс., Оман, где Лавров был в начале мая, — $14 тыс.
При этом общий ВВП Бахрейна — самый скромный в Персидском заливе — всего $34,7 млрд. В газовом гиганте Катаре — $144 млрд, Кувейте — $105,6 млрд. В Омане, чьи нефтяные запасы, как и бахрейнские, скоро иссякнут — $73 млрд.
Тем не менее Бахрейн, по оценкам Всемирного банка, — самая диверсифицированная экономика залива. Доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов составляют в пределах 60–70% ВВП, около 15% — алюминиевая промышленность и еще 10% — сфера услуг, включая туризм.
Почти 60% туристов прибывают в Бахрейн из соседних стран Ближнего Востока, но государство постепенно выходит и на российский рынок. По оценке посла РФ в Манаме Игоря Кремнева, в допандемийный 2019 год страну посетило 39 тыс. наших граждан.
Манама, несмотря на ее глубокие исторические связи с США, — еще в 2001 году президент Джордж Буш наделил Бахрейн статусом «важного партнера НАТО вне альянса», — закупает и российское вооружение. Бахрейн стал первым иностранным заказчиком российских противотанковых комплексов «Корнет-ЭМ», в 2016 году Манама подписала контракт на закупку российских вертолетов и интересовалась системами ПВО.
Сотрудничают РФ и Бахрейн и в сфере инвестиций. Российский фонд прямых инвестиций и бахрейнский инвестфонд «Мумталакат» совместно развивают производство вакцины «Спутник V» и другие проекты. Как уточнил Сергей Лавров, за последний год Бахрейн вдвое увеличил взнос в совместную инвестплатформу.
Следующая остановка главы МИД РФ — Саудовская Аравия. 1 июня в Эр-Рияде состоится встреча Сергея Лаврова с главами МИД Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, где основной темой, как ожидается, также станет Украина.
Как пишет Reuters, министры иностранных дел стран залива после встречи с Лавровым проведут онлайн-переговоры и с главой МИД Украины Дмитрием Кулебой.