Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Спорт
Боец Фомичев назвал скорость ключом к сильному удару
Экономика
ФПК презентовала обновленный поезд «Жемчужина Кавказа» с вагоном-спа
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
Директор «Кукрыниксов» поддержал идею об установке камер возле могилы Горшенёва
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На рынке прорабатывается внедрение скидок при массовой отправке СМС, сообщили «Известиям» в Минцифры. Это позволит снизить расходы банков: из-за санкций некоторые из них лишились возможности направлять push-уведомления, что было в десятки раз дешевле. О необходимости ограничить цену информационных СМС одним рублем Ассоциация банков России (АБР) сообщала в правительство и ЦБ (документ есть у «Известий»). Если стоимость останется на прежнем уровне, а число СМС вырастет, банкам придется увеличить плату за услугу для клиентов. Сейчас информирование стоит 60–100 рублей в месяц.

Дорогая информация

Стоимость услуг определяют операторы связи, а тарифное регулирование этой сферы противоречит законодательству, сообщили «Известиям» в Минцифры. Вместе с тем на рынке прорабатывается возможность прогрессивных скидок при соразмерном увеличении количества СМС, добавили в ведомстве, уточнив, что такие тарифы уже действуют в отношении отдельных банков.

банк рубль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

По закону кредитная организация обязана информировать клиентов об операциях по карте или невозможности их совершения. Сейчас стоимость одного такого СМС составляет 1,5–2 рубля, а цена пуш-уведомления — 5–20 копеек (то есть в 10–30 раз дешевле). Такие расчеты приводятся в письме Ассоциации банков России в адрес правительства и ЦБ, которое есть у «Известий». В документе отмечается, что кредитные организации могут лишиться канала отправки пуш-уведомлений в связи с удалением мобильных приложений из App Store и Google Play или отзывом пуш-сертификатов. В этом случае трафик сообщений придется направить в канал СМС-информирования.

Маршрутизация клиентских уведомлений в СМС-канал повлечет за собой увеличение расходов на информирование примерно на 25 млрд рублей в год в масштабах всей банковской системы, оценили в АБР. Это снизит возможности финансовых организаций кредитовать экономику. Увеличение расходов на оповещение держателей карт об операциях, скорее всего, будет переложено на самих клиентов: кредитные организации будут вынуждены повысить тарифы за СМС или ввести такую плату в случае, если раньше услуга была бесплатной, заявил «Известиям» вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

Сейчас тарифы на информирование об операциях составляют в среднем 60–100 рублей, оценил он. Алексей Войлуков пояснил: если раньше финорганизации были готовы субсидировать эти расходы, чтобы улучшить пользовательский опыт клиента, то в новых экономических условиях платежи придется переложить на пользователей — с учетом увеличения расходов для самих банков. В связи с этим кредитные организации предложили на нормативном уровне ограничить стоимость обязательных СМС 0,5–1 рублем за сообщение, подчеркивается в письме АБР.

телефон рука  смс
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Тарифы на услуги рассылки сообщений не подлежат государственному регулированию, заявили «Известиям» в ФАС. Однако служба рассматривает жалобы, если они поступают, и при необходимости принимает меры реагирования. Например, в 2020 году ФАС возбудила антимонопольное дело в отношении «большой четверки» сотовых операторов в связи с необоснованным повышением тарифов на СМС-рассылку, напомнили в ведомстве. Тогда операторы исполнили предписание о снижении стоимости тарифов. «Известия» направили запросы в правительство и ЦБ.

Ради клиентов

С проблемой отправки пуш-сообщений столкнулись банки, чьи приложения были заблокированы в Google и Apple, сообщил «Известиям» источник на платежном рынке. В «Сбере» заявили, что в апреле после введенных санкций автоматически перевели пользователей iOS на СМС, а пользователи Android продолжают получать уведомления в выбранном ими формате (пуш или СМС). В ВТБ уточнили, что пуш-уведомления об операциях по-прежнему получают клиенты, которым доступно приложение банка. Не испытывают проблем с пушами в МКБ, «Абсолюте», Росбанке, «Ренессанс Кредите», «Зените», Почта Банке, сообщили их представители. Однако в Росбанке считают, что риски закрытия пуш-канала существенно выросли.

На пуш-канал приходится 50% общего объема трафика в Росбанке, 60–70% — в «Абсолюте», 70% (для маркетинговых компаний) — в «Зените», сообщили «Известиям» их представители. Уведомления через интернет позволяют экономить до 50% расходов на коммуникацию с клиентом, оценили в Почта Банке. Фиксация цены СМС на уровне 50 копеек позволила бы снизить операционные расходы банков: высвобожденные средства можно направить на развитие и поддержку клиентского сервиса, заявили в «Ренессанс Кредите».

банк клиент уведомление
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Снижение цены СМС позволило бы снизить стоимость информирования для клиентов. Это ограничение необходимо, пока не появится аналога пуш-уведомлений, реализованных на территории РФ. Высокая стоимость уведомлений приводит к удорожанию услуги СМС-информирования для клиентов и отказу от ряда уведомлений. Всё это может негативно сказаться на клиентском опыте, — полагает руководитель центра розничных трансакционных продуктов Росбанка Андрей Шагимуллин.

В Tele2 сообщили, что вводить преференции для банков не планируют, чтобы не дискриминировать других участников этого рынка, заявил «Известиям» представитель сотового оператора. В «Мегафоне» отказались от комментариев, в МТС и «Билайне» не ответили на запрос.

На фоне макроэкономической ситуации, роста процентных ставок и повышенной волатильности на фондовых рынках финансовый сектор испытывает существенное давление на уровень прибыли, подчеркнул директор банковских рейтингов НРА Константин Бородулин. Он отметил: инициатива сокращения стоимости СМС-информирования необходима для уменьшения расходов кредитных организаций. Ряд банков для увеличения комиссионных доходов уже делает платными пуш-уведомления, знает эксперт. Полностью отказаться от СМС банк не сможет в любом случае, поскольку это более надежный по сравнению с пушами канал доставки информации, считают в НКР.

Вместе с тем и ограничение выручки сотовых операторов от услуги доставки банковских СМС может привести к покрытию «недостачи» за счет выручки от иных услуг и повлечь дополнительный рост расходов на связь, опасается партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин. Он пояснил, что деньги могут взиматься в том числе с граждан, но такое «субсидирование» было бы не вполне обоснованным.

Прямой эфир