Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В топ непопулярных для российских вузов направлений вошли «Экономика», «Менеджмент», «Сфера обслуживания», «Транспорт» и «Строительство» — от набора на эти образовательные программы отказываются десятки учебных заведений, следует из мониторинга НИУ ВШЭ. В целом динамика обновления высшего образования в стране составила 20% — ежегодно каждый пятый вуз сворачивает или открывает целые предметные программы. По мнению экспертов, часть направлений университетам попросту невыгодна — они стараются подстроиться под запросы государства и регионов, а вот пожелания самих абитуриентов пока остаются «зоной дисбаланса».

«Транспорт» дорогой, «Менеджмент» некачественный

Российские университеты сокращают набор по направлениям «Экономика» (от него за последний год отказались 54 вуза), «Менеджмент» (47), «Транспортные средства» (48), «Сфера обслуживания» (39), «Строительство» (18) — следует из ежегодного мониторинга НИУ ВШЭ, который проводится при поддержке Минобрнауки.

— Направления «Строительство» и «Транспорт» — это очень дорогое образование, — отметил академик РАО, бывший глава Рособрнадзора Виктор Болотов. — На «Строительство» всегда очень маленький конкурс: внебюджетного набора нет, бюджетные места зачастую не заполняются. Для вуза это достаточно убыточная история. Подчеркну, речь сейчас идет о непрофильных учебных учреждениях.

Учить же специалистов-транспортников затратно, добавил эксперт, непрофильный вуз попросту не может позволить себе закупать дорогостоящее оборудование ради небольшой группы студентов.

На «Экономику» же и «Менеджмент» упал спрос самих абитуриентов, считает Виктор Болотов.

Работа приемной комиссии
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

— Это произошло главным образом потому, что ситуация с трудоустройством по этим специальностям крайне непонятная. Абитуриент рассуждает: «Ну хорошо, отучусь я на экономиста или менеджера, куда я дальше пойду работать?» — пояснил он. — Похожая ситуация складывается с образованием в области сферы услуг.

Однако, по словам директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ЦЭНО ИПЭИ) РАНХиГС Татьяны Клячко, спрос на экономические специальности высок — среди бакалавров это направление стоит на втором месте по популярности.

— Если говорить об «Экономике», то бюджетный прием — всего 14,5% от общего приема по этому направлению, остальные места заполняются за счет платного приема, — добавила она.

Что касается логики вузов, то тенденция отказа от экономических и управленческих программ наметилась еще несколько лет назад, сообщила главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Очень многие региональные вузы предпочли сфокусироваться на линии профильности. Приоритетом для них стал набор на те направления, на которых учебное учреждение специализируется, — туда шли наиболее талантливые ребята. Специальности же вроде «Экономики» или «Менеджмента» несколько портят статистику таких учебных учреждений — на них обычно поступают ребята со средним уровнем знаний и навыков или даже ниже. Кроме того, работодатели менее заинтересованы в этих кадрах.

Лекция в аудитории
Фото: ТАСС/Донат Сорокин

— Эта ниша для ребят с невысокими средними баллами ЕГЭ в региональных университетах, в том числе в технических вузах, постепенно закрывается как сегмент некачественного образования. Я бы отнесла это к позитивным тенденциям, — сказала профессор.

Однако некоторые вузы, наоборот, вводят все перечисленные выше направления. Правда, их меньше: «Экономику» и «Менеджмент» добавили в учебный план по 37 учебных заведений, «Транспортные средства» — девять, «Сферу обслуживания» — 16, «Строительство» — всего восемь.

В России «исключительно высокая динамика обновления высшего образования», отмечается в мониторинге, — в среднем она составляет около 20% в год. На практике это означает, что каждый пятый вуз ежегодно добавляет или сворачивает предметные программы.

Отличники идут в медики и программисты

По совокупному приему в 2021 году лидировали направления «Здравоохранение» (52,5 тыс. абитуриентов) и ИВТ — информатика и вычислительная техника (44,4 тыс.).

«Здравоохранение», отметила Ирина Абанкина, традиционно популярно среди абитуриентов: специалист этой области с большей долей вероятности найдет работу, он всегда будет востребован. Кроме того, сфера сегодня ощущает острую нехватку кадров, а государство увеличивает бюджетные места для студентов-медиков. Спрос на айтишников также велик — в них заинтересовано и государство, и частный сектор, а зарплаты в этом сегменте достаточно высоки.

Студенты на занятиях в cимуляционном центре медицинской академии
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

Кроме направлений, связанных со здравоохранением и IT, «хорошо прибавило» педагогическое образование, отметил Виктор Болотов. Интерес к специальности учителя фиксирует и мониторинг НИУ ВШЭ. На педагогические программы поступили 39,1 тыс. абитуриентов. Это третье место по совокупному приему.

— Профессия педагога предлагает некоторую стабильность: учителя нужны всегда, и выпускнику, который получил образование в этой области, работа более гарантирована, чем условному абитуриенту-менеджеру, — пояснил он. — Кроме того, государство взяло курс на поддержку профессии, и это вселяет надежду, что зарплата учителя со временем станет достойной. Для многих это весомый аргумент.

Высокий уровень приема показали также программы, связанные с юриспруденцией (35,1 тыс. абитуриентов).

Абитуриенты в учебном классе
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

При этом, если брать усредненные показатели поступающих, то в «зоне пятерки» остаются только абитуриенты «Здравоохранения» (70 баллов ровно) и ИВТ (72,3 балла).

— Родители и работодатели должны знать, что отличники теперь идут в медицину и информационные технологии. Экономисты и юристы — это в основном люди, учившиеся на хорошую, устойчивую четверку. Эти группы по качеству абитуриентов такие же, как будущие учителя. Рост репутации направления «Педагогическое образование» за прошедшие 10 лет — это одно из самых значительных изменений как в российском высшем образовании, так и на рынке труда, — заявил глава мониторинга, научный руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Потребности не всегда совпадают

Национальные и региональные кадровые потребности часто не совпадают с запросами рынка труда и самих абитуриентов, отметил Виктор Болотов.

— У государства с учетом повсеместной цифровизации есть ориентация на инженерные направления подготовки, на IT-специалистов, есть госзаказ на медиков и педагогов. С рынком труда ситуация несколько иная — в одних регионах сильны одни предприятия, в других — другие. Где-то нужны строители, где-то рыболовы и так далее. Спрос же абитуриентов часто формируется без оглядки на всё это, а исходя из личных интересов и предпочтений, представлений о перспективах, — объяснил эксперт.

Перераспределение бюджетных мест между вузами обычно происходит с учетом национальных и региональных приоритетов, отметил он.

Студенты во время занятий
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Изменения на рынке высшего образования сегодня происходят во многом в региональном разрезе, согласна с ним Татьяна Клячко.

— В целом прием по госзаданию, за счет средств федерального бюджета, вырос в государственные вузы на 6,3%. В Липецкой области данный показатель вырос на 36%, в Московской и Новгородской областях — на 52%, по Москве — на 4%, а в Санкт-Петербурге — всего на 2%. Есть регионы, где прием падает. Это, например, Карачаево-Черкесия, где в госвузы он упал почти на 15%. То есть происходит перераспределение бюджетного приема в государственные вузы по регионам. Если в каком-то вузе не удается вытянуть то или иное направление, от него отказываются, — пояснила она.

По подсчетам директора ЦЭНО ИПЭИ, прием в госвузы за счет средств федерального бюджета в 2021 году вырос в 63 регионах страны.

Рынок российского высшего образования подстраивается под рынок труда, уверена Ирина Абанкина, однако пожелания самих абитуриентов пока остаются «зоной дисбаланса».

Читайте также
Реклама