Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Политика
Путин назвал целью терактов подрыв стабильности суверенных государств
Армия
Минобороны РФ проведет в Парке Победы выставку трофейного оружия из зоны СВО
Мир
МИД Ямайки объявил о признании Палестины независимым государством
Мир
В Еврокомиссии назвали цену вступления Украины в Евросоюз
Интернет и технологии
В Кремле заявили о принимаемых РКН мерах по блокированию VPN-сервисов
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
В Харькове сообщили о лишении города собственной генерации электричества
Мир
Патрушев указал на боязнь прозападных стран признать правоту РФ по Украине
Общество
Адвокат замминистра обороны Иванова отверг в деле факт передачи взятки
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Мир
На Украине начали выносить приговоры бойцам за отказ выполнять приказы в Крынках
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Донбасс на пороге больших изменений» — утверждение это или вопрос, мы узнаем в ближайшее время. То, что Донецк и Луганск находятся на некоем переломном этапе, — факт. Одно из главных тому подтверждений, а также ключевых дискуссионных тем, которые обсуждают сегодня в республиках, — принятое в Госдуме РФ решение об обращении к президенту о признании независимости ЛДНР. При этом угроза развязывания полномасштабной войны, кажется, продолжает сохраняться: накануне Украина обстреляла окраины Донецка и Горловки, а также ряд населенных пунктов ЛНР. В том, какие векторы дальнейшего пути видит Донбасс в связи с принятым Госдумой документом, разбирался специальный корреспондент «Известий».

Держать голову холодной

Обстрелы 17 февраля произошли сразу на нескольких направлениях. В ЛНР под огонь минометов попало село Николаевка, что всего в 8 км от Луганска: перебило ЛЭП, поврежден газопровод низкого давления, прокомментировал «Известиям» официальный представитель народной милиции ЛНР Иван Филипоненко. Также снаряды были выпущены по позициям луганских бойцов на пяти разных участках: в Сокольниках, Золотом, Веселеньком, Нижнем Лозовом и поселке Донецком. Последний раз подобные нарушения режима прекращения огня здесь фиксировались более месяца назад.

Военнослужащий ВСУ ведет огонь из миномета

Военнослужащий ВСУ ведет огонь из миномета

Фото: facebook.com

В Донецке с утра также слышались нешуточные разрывы — на севере и западе города. Как сообщил «Известиям» руководитель представительства ДНР в СЦКК и переговорном процессе Руслан Якубов, повреждения получили несколько домов в районе шахты «Трудовская». Также минометному обстрелу подверглись поселок Гольмовский и два района Горловки. По предварительной информации, пострадавших и разрушений там нет.

При этом о наступлении какой-то критической точки в ЛДНР не говорят. На фоне предшествующей относительной тишины, а тем более громких слов о нагнетании и всеобщем напряжении — да, становится тревожно. Но не более. Главное в такой ситуации — держать голову холодной. Неприятная, но рядовая ситуация. Важное дополнение: обстрелы со стороны вооруженных формирований Украины бойцы ДНР без ответа не оставили.

Не ждали

Тема, которая явно волнует Донбасс не меньше, чем возобновившиеся обстрелы, — обращение российской Госдумы к президенту о признании независимости ЛДНР. В первую очередь потому, что это самое признание и последующие шаги, вероятно, смогут наконец окончательно избавить их от смертоносного металла с неба.

Военнослужащий ДНР демонстрирует осколок снаряда, которыми обстреливают их позиции, в районе поселка Старомихайловка на западе Донецка

Военнослужащий ДНР демонстрирует осколок снаряда, которыми обстреливают их позиции в районе поселка Старомихайловка на западе Донецка

Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

«Не ждали» — так говорят жители Донбасса о предложении Госдумы. Практически восемь лет непризнанности — и вот! Сам проект пока не подписан первым лицом российского государства, однако то, что решение принято парламентом и строки его уже не вырубишь топором, явственно говорит: лед тронулся, причем не дожидаясь наступления весны.

Особой эйфории в ЛДНР в связи с принятием документа нет — есть сдержанный оптимизм и вопрос: что дальше? Беспокойства сводятся к нескольким аспектам: будет ли Киев при признании Россией независимости платить пенсии? И не окажутся ли окончательно и бесповоротно захлопнуты двери на границе с Украиной?

Молодые люди на одной из улиц в Донецке

Молодые люди на одной из улиц в Донецке

Фото: РИА Новости/Сергей Батурин

Для нас важно, что победил проект, который, минуя предварительные инстанции и согласования, сразу попал к Владимиру Путину, это говорит о решительности депутатов поддержать нас, — поделился с «Известиями» политолог, доцент Донецкого национального университета Кирилл Черкашин. — Он отражает настроение большинства граждан ДНР. Недавно я принял участие в социологическом опросе, где жителей Донецка спрашивали: «Каким вы видите наиболее приемлемое будущее нашего государства?». 65% ответили: «В составе России». 10–15% — «Независимость». 10–20% в разных вариантах — «В составе Украины», причем «Без всякой автономии, как прежде» — только 5%.

Важный козырь?

Политолог и общественный деятель из Донецка Александр Матюшин говорит, что первоначальным чувством после принятия ГД такого решения было, конечно, воодушевление.

Пока президент России его не подписывает, используя, вероятно, как важный козырь, — сказал он «Известиям». — Если будут исчерпаны все варианты воздействия на Киев, в том числе в плане выполнения Минских соглашений, тогда, можно предположить, документ будет подписан. А вероятность этого, учитывая поведение Украины все последние годы, очень высока!

Главным результатом признания независимости, по прогнозу Александра Матюшина, станет ввод российских войск, безопасность Донбасса и окончание войны. То есть республики сегодня действительно на пороге больших и важных перемен.

Военнослужащие Народной милиции ДНР в окопе между позициями у окраины поселка Ясное в пригороде Докучаевска

Военнослужащие народной милиции ДНР в окопе между позициями у окраины поселка Ясное в пригороде Докучаевска

Фото: РИА Новости/Сергей Аверин

Впрочем, в этом вопросе остаются и неизвестные.

— Например, о каких границах будет идти речь? О нынешних? Или о территории Донецкой и Луганской областей, ведь они целиком участвовали в референдуме 2014 года, — делится своим видением ситуации с «Известиями» общественный активист из Дебальцево Евгений Баранов. — Если целиком — тогда украинские войска не будут иметь права находиться там, где они находятся сейчас. А если в нынешних границах — то это, конечно, полумера…

А вот уроженка Донецка Оксана О., переехавшая год назад жить и работать в Киев, думает иначе. По ее словам, обычных украинцев совсем не волнует вопрос признания или непризнания независимости республик.

Я не знаю тех, кто по-настоящему озабочен присоединением этого кусочка к стране или наоборот. У людей другие проблемы на уме. И, в частности, как раз — возможность большой войны, причем не где-то далеко, а здесь, в Киеве. Многие всерьез рассматривают вариант отъезда из страны, особо слабонервные уезжают в западные регионы, просел рынок жилья, люди продают квартиры, кто-то рассматривает варианты перебраться в сельскую местность, где безопаснее, — рассказала она «Известиям». — Я, как донецкая, знающая не понаслышке, что такое 2014 год, не верю в возобновление войны. Отвоевались! Что касается моего родного края, где у меня живут родственники и мама, если независимость изменит их жизнь к лучшему — значит пусть будет независимость.

Сергей Прудников, Донецк

Прямой эфир