Школьная тоска: как изменится зарплата учителей
С сентября этого года в шести регионах России начнется реализация пилотного проекта по переходу на новую систему оплаты труда педагогов детских садов, школ, колледжей и учреждений дополнительного образования. Ожидается, что благодаря ей повысятся размеры их ставок, а процесс начисления надбавок станет ясным и понятным для всех работников. Удастся ли с помощью новой системы решить проблемы педагогов, разбирались «Известия».
В чем суть пилотного проекта
На заседании комитета Совфеда по науке, образованию и культуре врио директора департамента госполитики и управления в сфере общего образования Минпросвещения Максим Костенко сообщил, что шесть пилотных территорий — Мордовия, Белгородская, Кировская, Нижегородская, Сахалинская и Ярославская области — перейдут на новую систему оплаты труда с 1 сентября 2022 года. Эксперимент затронет 152 учреждения — детские сады, школы, колледжи и организации дополнительного образования. Под пилотную систему попадут 4 тыс. педагогов. Опробовать пилотный проект будут в течение одного учебного года.
До 30 апреля будет принято постановление правительства с параметрами новой системы оплаты труда. До 1 сентября к ее принятию подготовятся все задействованные регионы, а в июле 2023 года Минпросвещения должно отчитаться о результатах.
— В рамках пилотного проекта ни в коем случае не должно ухудшиться положение педагогов — ни объективно, ни даже чтобы субъективного ощущения ущемления не появилось, — заявил в Совфеде Максим Костенко.
Пока в министерстве не назвали конкретные цифры по базовым ставкам педагогов, которые будут участвовать в пилотном проекте. Но известно, что Минпросвещения предлагает повысить размер ставки зарплаты педагога (как минимум до уровня МРОТ, который сейчас составляет 13 890 рублей), а также ввести обоснованную дифференциацию оплаты труда педагогов по квалификационным уровням — таковых сейчас четыре, и установлены они еще приказом Минздравсоцразвития в 2008 году.
Также появится единый прозрачный перечень выплат стимулирующего и компенсационного характера. Так, компенсационные выплаты, которые будут включены в проект, — это надбавки за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и лабораториями, за руководство методическими объединениями, а также за работу с обучающимися с ОВЗ, на дому, на длительном лечении в медорганизации или в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Предлагается ввести шесть основных стимулирующих выплат: за квалификационную категорию, молодым специалистам, за стаж, награды и знаки отличия, за ученую степень, работу в сельской местности. Остальные — на усмотрение регионов.
Что не так с зарплатой педагогов сейчас
В Минпросвещения пояснили «Известиям», что реальная структура зарплаты педагогов сейчас опирается на ставку и содержит помимо оклада широкий набор надбавок, стимулирующих, компенсационных и иных выплат.
— Средняя зарплата учителей в каждом регионе должна находиться на уровне не ниже средней зарплаты по всем профессиям, — подчеркнули в ведомстве. — Каждый регион следит за достижением и не снижением этого показателя. Но не менее важно, чтобы любой учитель четко понимал, из чего формируется его доход, и был уверен в размере его гарантированной части. Поэтому Минпросвещения совместно с Минтрудом ведет работу по выстраиванию отраслевой системы оплаты труда, которая позволит учитывать и эти аспекты с опорой на мнение самих педагогов, с которыми министерство находится в самом плотном контакте.
Сейчас, как сообщил на заседании в Совфеде представитель Минпросвещения, 76% учителей имеют ставку зарплаты, то есть оклад, ниже МРОТ. Более того, 15% учителей получают в качестве оклада меньше 7,5 тыс. рублей — абсолютный антирекорд в Карачаево-Черкесии, где ставки педагогов начинаются от 4,9 тыс. рублей. 32% учителей работают на ставку в 7,5–10 тыс. рублей, еще 23% — от 10 до 12,8 тыс. рублей (прошлогодний МРОТ). Только 10% работают на ставку в 12,8–15 тыс. рублей, и всего 5% в качестве оклада имеют более 15 тыс. рублей.
Кроме того, есть серьезные проблемы с непрозрачностью начисления надбавок и принципов учета различных выплат. Также между педагогами одного региона может быть необъяснимая дифференциация зарплат. Максим Костенко замечает, что учителя зачастую сами не знают, как формируется оплата труда за месяц, не понимают, когда будут учтены все надбавки. При этом параметры «майских указов» президента, касающихся повышения зарплат для всех бюджетников, достигаются за счет высокой нагрузки на педагогов — они работают на полторы, а то и на две ставки.
В декабре на конференции памяти Анатолия Пинского, который был реформатором системы оплаты труда, обсуждалось сразу несколько исследований, проведенных Институтом образования НИУ ВШЭ и Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС. РАНХиГС проводит мониторинги учительской зарплаты с 2013 года — после первого указа президента. В тот год более 60% учителей заявили, что стали получать хоть немного больше. Затем рост зарплаты немного остановился, а в 2016 году зарплата снизилась почти у половины учителей. В 2018-м у 33% незначительно повысилась, у 32% — снизилась. В 2021 году у 33% учителей зарплата выросла, а снизилась менее чем у 20% учителей.
При этом общий уровень зарплаты педагогов по-прежнему невысок: более половины получают меньше 25 тыс. рублей в месяц. И только 0,2% учителей считают себя материально обеспеченными.
НИУ ВШЭ проводит мониторинг экономики образования на протяжении 15 лет. Из последних его данных следует, что только в Москве 60% педагогов считают свою зарплату конкурентоспособной, в других же городах таковых учителей не более 30–35%. Более того, выяснилось, что 16% опрошенных учителей со стажем до пяти лет получают до 10 тыс. рублей, а со стажем более 20 лет такой доход имеют 18% педагогов.
Для получения «средней по региону» зарплаты 56% педагогов трудятся 31–40 часов в неделю, еще и от 10 до 20 часов занимают подработки и репетиторство. Одна учительская ставка, напомним, — это 18 часов.
— Для достижения показателей указа президента просто нагрузили учителей, — говорит активист профсоюза «Учитель», преподаватель из Нижегородской области Дмитрий Казаков. — У меня зарплата как раз примерно средняя по региону — около 35 тыс. Но у меня полторы ставки, плюс классное руководство, плюс дополнительная оплата за обслуживание компьютеров. Вычесть эти две доплаты, получится 20 тыс. с небольшим. Это при том, что я работаю в школе 15 лет, имею высшую категорию.
Нужна ли новая система оплаты труда
Эксперт Национального союза педагогов, руководитель по работе с регионами Обрсоюза Наталья Шадрина замечает, что менять систему оплаты труда необходимо, так как сейчас ей очень не хватает прозрачности и понятности.
— Мы проводили глубокий анализ относительно понимания учителей, из чего состоит их зарплата, и увидели, что для многих это большая тайна, — рассказала она «Известиям». — Я считаю, что методика при расчете оплаты труда должна быть единой для всей страны.
По ее мнению, система эта должна быть окладной, то есть в большей степени роль должна играть достойная базовая ставка педагога. Она замечает, что, когда в 2000-х занимались разработкой новой системы оплаты труда, стимулирующая часть должна была влиять на качество образования, но на деле этого не получилось: например, где-то стимулируют за дополнительную или не свойственную педагогам работу. Поэтому на первый план все же должен выйти достойный оклад.
— Стимулирующая часть — это премия за хорошую, качественную работу, — сказала Шадрина. — Но был, например, период, в 2014—2015 годах, когда стимулирующая часть была больше, чем оклад. Это никуда не годится. Учитель должен, приходя на работу, быть уверен в том, что гарантированная часть позволит ему удовлетворить не только биологические потребности.
Дмитрий Казаков отмечает, что сейчас система в целом непрозрачная и ее надо менять, делать более открытой, так как распределение стимулирующих выплат зачастую зависит от того, какими их захотел сделать директор школы. Более того, региональные власти выделяют деньги таким образом, что школам, где средняя зарплата по региону получается и так, почти не достаются стимулирующие, и наоборот: там, где учителя сильно не добирают за счет ставок, им выдают больше денег на надбавки.
— В нашей школе средняя зарплата получается, и стимулирующих у нас как таковых нормальных нет, — говорит Казаков. — Директор объясняет, что средняя зарплата у нас выходит, поэтому стимулирующего фонда у него нет.
Профсоюз «Учитель», говорит он, выступал за систему, по которой ставка педагога оплачивалась бы в размере двух МРОТ.
— В регионе у нас это около 12 тыс. рублей, — поясняет Казаков. — Это позволило бы человеку, пришедшему работать на ставку, быть уверенным в том, что он получит чуть больше 20 тыс. рублей. Сейчас же молодой человек приходит в школу, берет стандартную ставку в 18 часов и получает около 15 тыс. с надбавками, а если без — 12 тыс. Даже у меня (я считал) голая ставка без надбавок при высшей категории и 15 лет стажа дала бы около 15 тыс. рублей.
Главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что навести порядок в системе оплаты труда нужно, и все сейчас сходятся на том, что нужно переходить на окладную систему, сохранив стимулирование, но упорядочив его критерии.
— И надо двигаться в сторону все-таки сокращения различий между регионами, у нас очень большая дифференциация, — говорит она. — Эта идеология «средняя по регионам» вызывает очень серьезную обеспокоенность педагогов, когда за одну и ту же работу они получают очень разное вознаграждение.
Как новая система оплаты поможет учителям
Педагоги довольно скептически относятся к результатам внедрения новой системы оплаты труда. Учитель высшей категории, почетный работник общего образования России Леонид Перлов замечает, что ничего не ждет от этого эксперимента.
— Оптимизма не испытываю, потому что бюджетные расходы на систему образования не меняются, — сказал он «Известиям». — Поэтому возникает вопрос: откуда, собственно, возьмут деньги на то, чтобы зарплата учителя стала больше. Сколько ни перекладывай из одного кармана в другой, больше денег от этого не станет.
Казаков также замечает, что проблема в первую очередь не в системе, а в том, что не увеличивается финансирование.
— В условиях отсутствия увеличенного фонда оплаты труда, скорее всего, ставка снова будет сделана на процесс интенсификации труда педагога, на сокращения в школе или на уменьшение надбавок учителям, — считает он.
Ирина Абанкина замечает, что самой серьезной проблемой остается то, насколько регионы справляются с объемом бюджетных обязательств.
— Зарплату педагогам платят субъекты РФ, значительная доля которых находится в кредиторской задолженности, — говорит она. — Очень велика зависимость бюджета от уровня экономического развития региона, бюджетное обеспечение сильно различается. Поэтому действительно было бы очень важно при подведении итогов федерального эксперимента все-таки посмотреть достаточность бюджетного финансирования, чтобы все регионы могли справиться с предлагаемой системой оплаты труда.
По ее мнению, это ключевой вопрос, решением которого могло бы быть более активное включение в финансирование отрасли федерального бюджета.
— Да, сейчас доплата за классное руководство идет из федерального бюджета, но отдельные регионы добавляют к ней свою доплату в таком же размере, — говорит Абанкина. — И опять-таки за одну и ту же работу получается как минимум двукратное различие в оплате труда. Эксперимент с советниками по воспитательной работе тоже оплачивается за счет федерального бюджета, но это проектные деньги, которые выделяются Росмолодежью. Это не расходные обязательства.
Федеральные трансферты, направляемые в регионы, говорит она, являются просто доходным выравниванием, а не идут на полное обеспечение финансовых обязательств.
Наталья Шадрина полагает, что нельзя здесь пенять только на федеральный бюджет.
— Нужно грамотно посчитать саму методику расчета норматива, — считает она. — Как сейчас формируется бюджет школы? Есть норматив, который рассчитывается на уровне субъекта РФ, он обеспечивает реализацию основной образовательной программы, учебные расходы и повышение квалификации. В этом смысле, думаю, могут быть какие-либо рекомендации от федерального центра регионам.
По ее словам, на уровне, когда в школы идут субвенции от бюджетов разных уровней, приходится сталкиваться с отсутствием финансовой грамотности руководства образовательных учреждений — внутри школ величину норматива не знают. Очень многое зависит именно от правильных расчетов на уровне регионов и грамотного доведения денег до нужд школы.