Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Боррель заявил об исходе конфликта на Украине в ближайшие месяцы
Спорт
Путин поручил определиться с условиями участия россиян в Олимпиаде в Париже
Общество
В Москве выпало 2 мм осадков за сутки
Происшествия
Ракетная опасность объявлена в Белгороде и Белгородском районе
Мир
Лукашенко указал на отсутствие планов по слиянию России и Белоруссии
Мир
Власти Киева сообщили о взрывах в Киевской области
Экономика
В Единой биометрической системе зарегистрировался 1 млн россиян
Мир
Военный эксперт заявил об осознании Западом невозможности победы Украины
Мир
Минобороны Украины заявило о задержках половины поставок западного оружия
Армия
Группировка войск «Центр» заняла более выгодные рубежи на авдеевском направлении
Политика
В регионах РФ началось досрочное голосование на выборах президента
Происшествия
Кировский район Донецка попал под обстрел
Происшествия
Средства ПВО РФ уничтожили украинский беспилотник над Белгородской областью
Мир
Зеленский заявил об отсутствии возможности использовать западное оружие против РФ
Армия
На линии фронта под Авдеевкой впервые заметили танки Abrams
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Из-за западных санкций Литва расторгла контракт на транзит белорусских удобрений на сумму €1 млрд в год. По подсчетам экспертов, «Беларуськалий» потеряет треть экспорта. Какие последствия для мировых рынков и России ожидаются в результате решения Вильнюса и как Минск может решить проблему — в материале «Известий».

Почему Литва расторгла контракт с «Беларуськалием»

Правительство Литвы аннулировало соглашение о железнодорожном транзите через страну калийных удобрений производства ОАО «Беларуськалий». Договор станет недействительным через две недели, с 1 февраля.

Госпредприятие «Литовские железные дороги» начало сотрудничество с белорусской компанией весной 2018 года. Завершиться оно должно было не ранее конца 2023 года. На основании соглашения через Литву и Клайпедский порт перевозится около 11 млн т белорусских удобрений в год.

О том, что министерство транспорта Литвы подготовило законопроект, запрещающий перевозку грузов из Белоруссии по территории республики, стало известно 10 декабря 2021 года. Этому предшествовали санкции США и ряда других стран Запада в отношении в том числе «Беларуськалия».

Вид на Клайпедский морской торговый порт

Вид на Клайпедский морской торговый порт

Фото: РИА Новости/Андрей Александров

В указанный срок перевозка приостановлена не была, поскольку белорусская сторона в ноябре авансировала поставки на несколько месяцев вперед. Из-за этого министр транспорта Марюс Скуодис и глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис подали в отставку. Премьер-министр Ингрида Шимоните их заявления отклонила.

Литовские железные дороги выступали против самостоятельного разрыва контракта с производителем, поскольку опасались штрафных санкций и видели из-за этого риски банкротства. В итоге правительственная комиссия по проверке сделок стратегических компаний объявила, что соглашение представляет угрозу для безопасности страны.

Вильнюс оценил потери от сотрудничества по транзиту и перевалке минеральных удобрений в €1 млрд.

Справка «Известий»

«Беларуськалий» — один из крупнейших оптовых производителей и экспортеров калийных минеральных удобрений.

По данным Международной ассоциации удобрений, на его долю приходится пятая часть мирового объема.

Основное производство представлено шестью рудниками и четырьмя обогатительными фабриками. Компания основана в 2013 году, за время работы осуществила поставки почти в 140 стран мира.

Литовское направление — одно из ключевых для экспорта белорусских удобрений, через него продукцию доставляют в порты для дальнейшей перевозки морем.

Как решить проблемы «Беларуськалия»

Транспортировка в основные страны-импортеры осуществляется в основном морским путем. На партнеров, куда поставки могут осуществляться по суше, приходится менее 20% экспорта по стоимости. В такой ситуации нарушение сложившейся логистической схемы может создать существенные трудности для белорусского экспорта, особенно в краткосрочном плане. В любом случае транспортные расходы, скорее всего, возрастут, что создает риск снижения конкурентоспособности, — рассказал «Известиям» директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев.

Заведующая сектором Белоруссии, Молдовы и Украины ИМЭМО РАН Елена Кузьмина назвала решение о расторжении контракта политическим и также обозначила возможные пути решения.

Шахта предприятия «Беларуськалий» в городе Солигорск Минской области

Шахта предприятия «Беларуськалий» в городе Солигорск Минской области

Фото: ТАСС/Вадим Рымаков

Для Литвы это невыгодный экономически шаг, потому что она теряет большие транзитные деньги, — говорит эксперт. — Сначала отказались от транспортировки нефтепродуктов, теперь — удобрений. Уже произошло сокращение рабочих литовского порта, но на этом последствия не закончатся. Пострадает еще и железная дорога.

По ее словам, крупнейшими импортерами белорусских удобрений являются Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и Украина. Но если сложить страны Европейского союза, Великобританию, США и Украину — всех тех, кто присоединился к санкциям против Белоруссии и данной конкретной компании, — совокупно выходит треть экспорта белорусских калийных удобрений. В целом этот товар составляет 10% общего экспорта республики. Переориентировать такой объем товарной группы, считает эксперт, весьма сложно, нужны возможности и время.

Железнодорожные вагоны около отвалов отработанной породы из шахты рудника на проходческом комплексе производителя калийных минеральных удобрений «Беларуськалий» в городе Солигорск Минской области

Железнодорожные вагоны около отвалов отработанной породы из шахты рудника на проходческом комплексе производителя калийных минеральных удобрений «Беларуськалий» в городе Солигорск Минской области

Фото: РИА Новости/Егор Еремов

У Белоруссии нет выхода к морю. Чтобы отправить товар, его нужно везти к портам других стран, — отметила она. — Речь идет о российских, такими могут быть Усть-Луга в Калининградской области и Мурманск. Там должно быть достаточное количество насыпных терминалов. В первом случае их нет. В Мурманске — строится. Для России в этом контексте важно, чтобы поставки были не разовыми, а долговременными. Тогда может получиться взаимовыгодное сотрудничество. Да, у нас есть свои компании по производству удобрений. Поэтому не исключена вероятность возникновения конкурирующих вопросов. Но известно, что России и Белоруссии всегда удавалось приходить к консенсусу.

Что будет с ценами на калий

— Калий является одним из ключевых компонентов при производстве сложных минеральных удобрений. Изменения в цепочках поставок влияют на рыночную конъюнктуру. В 2021 году цены на сложные удобрения демонстрировали рекордно позитивную динамику в основном из-за скачка мировых цен на газ, так как энергетическое сырье составляет основную часть затрат на производство аммиака, то сейчас мы можем ожидать поддержку ценовой динамики сложных удобрений также и со стороны калия, — заявила «Известиям» ведущий аналитик по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина.

Стоимость азотных и фосфорных удобрений на глобальном рынке в минувшем году выросла вдвое к 2020 году. Хлорид калия подорожал в 1,5 раза. Азот, фосфор, калий — на 60%. Фосфорные удобрения на условиях поставки FOB Балтика стоят $730 за 1 тонну, карбамид — $779 за 1 тонну, азотно-фосфорные — $752 за 1 тонну.

Вид на здания завода 4-го рудоуправления производителя калийных минеральных удобрений «Беларуськалий»
Фото: РИА Новости/Егор Еремов

— Ограничения по транзитному пути и негативная политическая ситуация вокруг крупного игрока рынка в любом случае окажут влияние на стоимость калийных и сложных минеральных удобрений, — полагает эксперт.

«Беларуськалий» является важным поставщиком на мировом рынке, занимая долю порядка 15%.

— По этой причине ограничительные меры против данной компании потенциально могут также спровоцировать дефицит калия в регионах, поддерживающих санкционный режим США и ЕС, — говорит она. — Как следствие, это подтолкнет цены на калийные и сложные удобрения вверх. Зарубежным производителям необходимо будет замещать объемы, которые они недополучат от «Беларуськалия». Здесь в выигрыше могут оказаться российские производители.

По мнению Уткиной, «Беларуськалий» будет перераспределять свои экспортные объемы в страны Латинской Америки и на азиатские рынки.

Сколько калийных удобрений нужно России

Замдиректора по науке Всероссийского научно-исследовательского института агрохимии имени Д.Н. Прянишникова Алексей Налиухин в комментарии «Известиям» оценил потребности российского рынка в калийных удобрениях.

— Азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения ничем не заменить, это как еда для человека, — говорит он. — Но, к сожалению, в нашей стране удобрения вносятся на половине площади пашни, при том что большую часть экспортируем за рубеж. Цена на них в нашей стране за последний год значительно выросла.

По словам доктора сельскохозяйственных наук, президент России неоднократно поднимал этот вопрос в беседе с российскими производителями минеральных удобрений, обозначил цель насытить внутренний рынок.

Калийные удобрения на складе готовой продукции
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Данные мировой статистики говорят о том, что за последние 40 лет на долю минеральных удобрений приходится 40% прироста производства продовольствия. Потребление в 2016 году достигло 197,5 млн т.

Налиухин отмечает, что в основных сельскохозяйственных регионах России объемы внесения несопоставимы с мировой практикой. Средний уровень по стране остается на низком уровне. В ЕС этот показатель составляет 130 кг/га, в Латинской Америке — 90 кг/га, в Китае — 440 кг/га, в Бельгии — 276 кг/га, в Германии — 199 кг/га, в США — 134 кг/га. Среднемировым показателям (около 100 кг/га) Россия уступает в 1,8–2 раза. Как правило, в тех государствах, где получают наиболее высокие урожаи, минеральные удобрения применяются в больших объемах.

— Используя современные подходы к регулированию питания растений, при сохранении плодородия почв путем применения удобрений, Россия может удвоить валовые сборы зерна, обеспечив в полной мере население, и значительно нарастить экспортный потенциал, — подытожил Налиухин.

Прямой эфир