Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Здоровье
Врач рассказала о витаминах для поддержания иммунитета в сезон простуды
Происшествия
Жительница Селидово в ДНР получила тяжелое ранение после удара артиллерии ВСУ
Мир
Франция вернет Эфиопии около 3,5 тыс. археологических артефактов
Происшествия
В Калужской области иномарка на пешеходном переходе сбила насмерть двух человек
Мир
Премьер Словакии указал на невозможность победы над фашизмом без участия СССР
Спорт
Замдиректора Росгвардии вручил медали победителям соревнований по самбо в Москве
Армия
Группа ефрейтора Бухбалина зачистила опорный пункт ВСУ в зоне СВО
Мир
В Британии заявили о мечте Трампа получить Нобелевскую премию мира за Украину
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшие осадки и гололедицу в Москве 1 декабря
Мир
Президент Грузии отказалась уходить с поста по истечении срока своих полномочий
Мир
Во Франции огромная металлическая птица упала на толпу и ранила 13 человек
Мир
Датский профессор заявил об ошибочности планов включить Украину в состав НАТО
Происшествия
Губернатор сообщил об уничтоженном БПЛА в Калужской области
Спорт
Четверо россиян вошли в комиссии Международной федерации фехтования
Спорт
Панарин помог «Рейнджерс» прервать серию поражений в НХЛ
Мир
Датский профессор назвал ошибочной концепцию обороной безопасности Запада
Спорт
Воробьев вручил награды победителям в соревнованиях по самбо
Происшествия
В Ростовской области при пожаре погибли двое взрослых и младенец

«Если технология быстро и без сбоев решает проблему, она нравится»

Директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка Анастасия Масленникова — о новых функциях мобильного приложения, умных ботах и отмене комиссий
0
Фото: пресс-служба Почта Банка
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Онлайн-переводы в России поставили рекорд: за последний год более 75% взрослых жителей страны переводили деньги через интернет или мобильные приложения банков. Об этом рассказали в Центробанке в конце июля. По сравнению с 2018-м этот показатель увеличился более чем на 20%. ЦБ связывает тенденцию с пандемией и коронавирусными ограничениями. В 2020 году россияне действительно стали чаще обращаться к дистанционным каналам для управления финансами. К примеру, в Почта Банке количество пользователей мобильного приложения выросло с 44% до 60%. Как развивался сервис, какие функции были внедрены и насколько изменились чат-боты, «Известиям» рассказала член правления, директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка Анастасия Масленникова.

Сервис для всех

— Как много клиентов переходят в банковские приложения? Наверняка ведь ими пользуются не все.

— Хотелось бы, чтобы пользовались все, это было бы совершенно замечательно: чтобы каждый клиент перешел на дистанционные каналы, понял, насколько это удобно. Здесь есть определенные особенности, прежде всего возрастные. Молодежи не надо объяснять, что такое цифровые каналы, они сами всё объяснят, а с пенсионерами сложнее.

Но надо отметить, что пандемия, 2020-й, локдаун и здоровый страх за свое здоровье и жизнь подтолкнули к цифровизации разные сегментные группы. К примеру, если в январе 2020-го дистанционными каналами у нас пользовались 44% клиентов, то сейчас — уже более 60%. Но это еще не 100%, есть куда расти и к чему стремиться.

— Какие сегменты в последнюю очередь приходят в приложения? Или это связано только с возрастом?

— Я связываю скорее с возрастом — это самая простая корреляция. Дело не в том, что у пенсионера нет телефона или чего-то еще. Просто где-то объективно страшно, если раньше никогда не пользовался, где-то мелкий шрифт. Пожилые люди у нас активно заходят в интернет-банк на компьютере, там всё крупнее — им легче. Сегодня у нас порядка 25% клиентов-пенсионеров регулярно используют дистанционные каналы. Мы продолжаем поддерживать и развивать для них десктопную версию, чтобы было удобно.

— Как вы помогаете старшему поколению пользоваться приложением?

— У нас есть специальный курс помощника по мобильному приложению, который проходят сотрудники. Он помогает им поставить себя на место клиента, чтобы объяснять те или иные вещи не с позиции собственного опыта, где всё легко и понятно (особенно если это молодые люди), а с позиции пожилого человека.

Что мы делаем? Во время визита помогаем установить приложение, зарегистрироваться, завести все коммунальные платежи, платежи друзьям, знакомым и членам семьи — в зависимости от того, что делает пенсионер, что ему нужно. Затем помогаем вывести иконку приложения в удобное место, показываем, как это сделать, подключаем «пальчик», если надо. Эти процедуры, этот стресс можно пройти один раз с сотрудником банка, а дальше — проще.

Кроме того, рассказываем, что сотрудники банка никогда не попросят коды и, если кто-то позвонит и представится сотрудником, ни в коем случае нельзя их говорить. Такой ликбез с точки зрения безопасности. Потом открываем витрину продуктов: она построена довольно просто, в ней легко разобраться — главное показать и научить. Вот, к примеру, вклад, здесь можно посмотреть меняющиеся условия, здесь находятся карточки, так их можно полистать и т.д.

Мне очень нравится, что мы взяли такое направление. Видно, что для многих это вообще первый опыт удаленной работы с финансами. Часто удивляются: «Надо же, я даже не предполагал, что так можно, ходил со своими квитанциями в банк, оплачивал коммунальные услуги по старинке, а оказывается всё просто — не надо ничего считать, никуда ходить».

Без комиссий

— В конце прошлого года вы отменили комиссию за ЖКУ. Что вам это дало?

— На самом деле мы отменили комиссии не только за коммунальные, а вообще за все платежи. Если говорить про коммуналку, то это был правильный ход.

Комиссии и так были небольшие — это не те суммы, за которые нужно держаться изо всех сил. А пользователи оценили это с благодарностью. Количество клиентов, которые пришли в сервис коммунальных платежей, выросло в полтора раза по сравнению с ноябрем 2020-го — до отмены комиссий. Это был абсолютно взрывной рост. Ежемесячное количество таких платежей сейчас увеличилось почти на 70%.

Что особенно приятно — остальные виды платежей тоже подросли. Клиенты стали активнее пользоваться другими сервисами и переводами, полноценнее использовать финансовые инструменты, которые предоставляет банк. Они вовлекаются и остаются с нами дольше по сравнению с теми, кто этого не делает. Win-win: клиентам выгодно платить без комиссий, банку выгодно выстраивать с ними долгосрочные отношения.

— А какими функциями приложения пользуются чаще всего?

— Сейчас абсолютный бум токенизации карт «МИР». Возможность привязать их к Apple Pay появилась недавно, не прошло и месяца. Почта Банк вошел в первую группу банков, которые позволили это делать. Если смотреть на статистику, сегодня это самая востребованная операция.

Конечно, удобно — можно не носить с собой карты. С другими платежными системами банки работают уже давно, и сервис на слуху. Мы наблюдаем интерес к токенизации карт «МИР» у всех категорий клиентов, независимо от возраста.

Во все времена остаются популярными переводы — членам семьи, друзьям, знакомым. Это простые истории: люди, к примеру, сходили вместе в ресторан, один закрыл счет картой, остальные ему скидываются. Небольшие суммы из разряда повседневных.

Если говорить о пенсионерах, у нас есть возможность перевести пенсию в Почта Банк с помощью мобильного банкинга. Сервис тоже набирает обороты. Пожилые люди всё чаще к нему обращаются, что тоже приятно.

У молодежи популярны микроплатежи — например, покупки. Они заказывают много отчетов, смотрят, на что тратят деньги. Мне это тоже нравится: растет поколение, которому не всё равно, куда утекли их средства. Можно настраивать отчеты о расходах по категориям, периоду, сравнивать данные по месяцам. Им это сейчас очень интересно.

— Что изменилось с подключением Почта Банка к системе быстрых платежей? Насколько востребованы переводы?

— Система быстрых платежей — революция в мире переводов, по-другому и не скажешь. Этот сервис здорово выстрелил и быстро растет. Сейчас более 60% переводов, которые уходят из нашего банка в другие, совершаются с помощь СБП. Думаю, скоро мы увидим 70% и больше.

Параллельно мы стараемся запустить другие инструменты, которые работают с СБП: например, оплата с помощью QR-кода, когда форма платежа заполняется автоматически. В разработке сервис, который позволит клиенту собрать деньги со счетов в других банках на счете Почта Банка. Идея какая? Неважно, в каком банке открыт счет: можно перевести деньги куда удобно.

Сегодня у нас, например, работает система автоплатежей: клиент может настроить правило, по которому деньги забираются с карты одного банка и переводятся на карту другого в определенную дату или по определенному событию. Чаще всего это связано с погашением кредита, и заемщики активно пользуются функцией. Она быстро набирает популярность. Поэтому я уверена, когда мы реализуем такую же функцию на более простой технологии СБП, клиенты массово начнут ей пользоваться и аккумулировать средства на нужных картах независимо от того, на каких счетах они лежат.

Думаю, идеи не закончатся, они всё появляются и появляются, и мы будем обязательно их реализовывать, потому что это явный тренд — клиентам намного удобнее переводить через СБП, чем по старинке.

Чаты и боты

— Как приложение развивалось в пандемию? Пришлось ли, например, внедрять что-то быстрее, чем планировалось?

— Пандемия подарила нам бум чатов. До этого они, конечно, тоже были. Понятно, что сейчас мы все много общаемся в мессенджерах, и если надо у кого-то что-то спросить, не звоним, а скорее пишем.

Но в 2020-м всё сильно ускорилось. Клиенты, которые раньше предпочли бы зайти в отделение и поговорить с сотрудником, перешли в чаты, так как офлайн-общение в период карантина было небезопасным. Резко выросла востребованность такого формата, и это стимулировало развитие технологий.

Сделали много интересного, у нас появились индивидуальные чат-комнаты и категоризация сообщений. Стал активно развиваться искусственный интеллект — бот, который прикручен к чату. Это разгружает сотрудников, находящихся по другую сторону диалога с клиентами.

Мы активно в это вложились, чтобы не заставлять клиентов долго ждать ответа, а получилась интересная, умная автоматизация, которая им очень понравилась. Внедрили голосовые сообщения: можно отправить в чат голос и получить ответ. У нас бесшовный переход от бота к сотруднику банка — если бот растерялся и не может помочь, подключается человек.

Так что я бы выделила прежде всего чаты. Этот бум был очень неожиданным, но стимулировал правильное и хорошее развитие.

— А насколько люди доверяют чат-ботам? Кому-то нравится с ними общаться, но многие же раздражаются и просят сразу переключить на сотрудника. Привыкают клиенты к этому формату?

— Вопрос в полезности. Если технология быстро и без сбоев решает проблему, она нравится. У меня был личный опыт с ботом одной авиакомпании. Я стояла в пробке и опаздывала на рейс. Позвонила на горячую линию и попала на голосового помощника. Со мной начал общаться искусственный разум и пытался понять, что мне нужно. Говорю: «Хочу срочно перенести билет на следующий рейс». Он мне: «Кажется, у вас вопрос про бонусы». Я снова: «Нет, я опаздываю на рейс и хочу поменять билет». Он подумал и опять: «Возможно, вам интересна парковка?»

Конечно, такие вещи не нравятся. Но если технологии не ошибаются и выдают ровно то, что нужно, они воспринимаются положительно. В отличие от человека, боту не нужно время, чтобы подумать, полистать инструкцию, посмотреть скрипт — он отзывается быстрее.

Мы старались развивать своего бота именно так, максимально привязывать к кейсам. Копили запросы, ситуации, изучали, что спрашивают клиенты, как они обычно рассуждают. И такие вещи вроде «Возможно, вам интересна парковка?» стремимся максимально убирать. Поэтому клиенты воспринимают позитивно. И наши усилия не прошли даром — наш чат-бот занял второе место в рейтинге самых удобных и эффективных чат-ботов банков по версии Markswebb.

Кредиты онлайн

— Помогает ли приложение продавать банковские продукты — вклады, кредиты и прочее?

— Конечно. Мобильное приложение — полноценный офис, как любое отделение. Это рыночный стандарт. Если банки об этом не задумываются, возникают проблемы.

Сейчас много телефонных продавцов, звонящих со своими предложениями: «у нас такая чудесная карточка!», «у нас такой замечательный вклад!», «у нас совершенно потрясающий кредит!» и так далее. Я выработала для себя «правило ответного вопроса». Стала спрашивать: «Эту вашу замечательную карточку можно оформить через мобильное приложение?» И менеджер, который хочет продать любой ценой, говорит: «Нет, вы должны приехать ко мне, я вас жду, это совсем недалеко…», то есть «закрывает» клиента на встречу. А ты уже думаешь, что карточка не такая и нужная. С телефона я, может, и потратила бы семь минут, чтобы изучить предложение.

Это правильный, хороший стандарт, к которому нужно двигаться. Надо дать клиентам возможность оформить дистанционно любой продукт и максимально всё объяснять. У нас сейчас нет такого вида продукта, который нельзя подключить онлайн. Всеми вкладами, кредитами, карточками можно управлять через приложение.

— Может, некоторые продукты банкам действительно выгоднее продавать при очных встречах?

— Дело не совсем в этом. Мы с вами общаемся через видеосвязь, хотя ничто не мешало встретиться лично. Живое общение и запрос на него никуда не исчезают, особенно если человек совсем не разбирается в теме.

Представьте, к примеру, молодой человек хочет взять первый кредит. Или у него есть значимая для него сумма, и он хочет подобрать достойный вклад. Ему нужно с кем-то посоветоваться, получить ответы на вопросы. Здесь на помощь приходят консультанты.

— Влияют ли мобильные сервисы на рост кредитования?

— Да, кредитование действительно растет. Около 30% клиентов сейчас предпочитают кредитоваться дистанционно. Это прекрасно, это значит, у нас есть здоровый микс клиентов, для которых кредитование — явно не первая операция, они разобрались, как это работает, и могут нажать три кнопки в приложении и получить денежные средства в моменте. Процент подрастает год от года. Думаю, мы придем к тому, что в ближайшее время половина клиентов будет оформлять займы дистанционно.

Поверх всех окон

— Вы недавно ввели функцию chat heads для пуш-уведомлений. На мой взгляд, с пушами вообще всё сложно — их часто игнорируют. Решает ли chat heads эту проблему?

— Мы очень долго боролись с пушами и делали огромное количество подходов к снаряду: открывали их в «шторке», на главной странице, пальцем — что только не делали. Пришли к тому, что они либо мешают, либо их не видят. Не только мы, весь рынок обсуждает, как упростить пользовательский опыт с пушами.

Для меня поворотной точкой стал личный опыт: нужно было срочно что-то купить, я ждала разовый код, он пришел пушом, я проглядела, случайно смахнула и потом не могла найти. Мы стали искать технологическую возможность, которая позволит оставлять уведомление на экране телефона, чем бы клиент ни занимался, пока он сам его не уберет. Отсмотрели массу вариантов и решили, что chat heads похоже на то, что нам нужно.

Значок появляется поверх любого приложения, но ненавязчиво — он не блокирует весь экран. Есть возможно раскрыть иконку или убрать ее. Пользователь управляет функцией, как ему удобно. Но главную задачу chat heads выполняет — сообщения не теряются.

Команда сначала не поддержала. Ребята сказали: «Слушайте, это уже за гранью добра и зла, слишком навязчиво, давайте не будем так делать». Я им ответила: «Давайте сделаем возможность отключать, если не понравится. Поэкспериментируем — вдруг понравится?»

Они стали разбираться, как это сделать, и очень переживали, но сейчас темпы включения chat heads в Android могут посостязаться с токенизацией карт «МИР». Клиенты активно переходят на функцию и резко меняют оценку, присылают нам тысячи «пятерок» со словами: «Наконец-то, теперь удобно, и я ничего не теряю». Если не надо — смахнули и всё. Ставка была неизведанной, но сыграла хорошо, и здорово нам сейчас помогает.

— А как обстоят дела с уведомлениями о новых предложениях, акциях, бонусах и т.д. — их тоже стали чаще открывать?

— Мы настраиваем формат доставки сообщений. Сейчас стараемся использовать этот канал для уведомлений, которым клиенты будут рады именно в таком виде. В основном это одноразовые коды, потому что они нужны здесь и сейчас и пропустить их обидно. Для сообщений, которые можно прочитать позже за чашечкой кофе в обеденный перерыв или вечером, пока используем другие каналы.

Это не значит, что эксперименты закончились. Сейчас внимательно наблюдаем, как растет количество пользователей, которые включили chat heads. Если рост продолжится в том же темпе, значит, клиент сам голосует за то, что ему полезно и нужно.

— Чего приложение еще не умеет делать, но хотелось бы?

— Перспективный тренд — интеграция с государственными сервисами. Сейчас, как я говорила, можно перевести пенсию, а также подтвердить учетную запись на портале госуслуг — популярный и востребованный инструмент, который клиенты очень любят. Хочется больше таких сервисов из разных сфер жизни. Уверена, если бы мобильное приложение банка умело решать такие задачи на стыке с государством, пользователям это было бы удобно.

Мы увидели, что людям это нужно. Даже выделили специального менеджера, который отвечает за направление. Его задача — находить потенциально интересные клиентам государственные сервисы и способствовать их внедрению в Почта Банке. Здесь большая зона роста.

— Это удобно — можно всё делать в одном месте и не переключаться с приложения на приложение.

— Да, это правильный опыт, который решает задачу клиента под ключ. Если смотреть его глазами, то он часто не понимает, почему, например, для перевода пенсии он должен скакать с приложения на приложение — для него это единая операция.

Речь идет обо всём процессе от А до Я: создали учетную запись, внесли все документы, подтвердили, получили статус, а если статус не конечный, посмотрели, как он меняется, и так далее. Всё так и должно работать, чтобы клиенты воспринимали позитивно. Я бы ставила на это направление, и здорово, что коллеги из Минцифры и «Ростелекома» нас слышат и поддерживают.

— Какие инструменты и функции будете развивать в ближайшее время?

— Футуристический вопрос: куда всё движется? Думаю, всё движется к упрощению. В мобильном банкинге каждый год появляются новые функции, возможности, сервисы. В итоге сейчас смотришь на цифровые каналы, а они напоминают новогоднюю елку, на которую повесили игрушки разных лет: и дедовские, и ультрасовременные. И елка стоит перегруженная, ветки гнутся, ствол шатается. Поэтому следующий шаг в развитии цифровых технологий — упрощение и упорядочивание всего, что сделано за последние годы.

Нужно всё пересобрать, чтобы максимально популярные функции вышли на первые места, менее популярные — на вторые и третьи, но не исчезли совсем. Такой следующий год я ожидаю. Мы точно будем этим заниматься. Думаю, что и коллеги на рынке тоже.

Читайте также
Прямой эфир