Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
«Вашингтон» обыграл «Питтсбург» в игре регулярного чемпионата НХЛ
Мир
Дуда заявил о возможном увеличении военного присутствия США в Польше
Происшествия
Узловский район Тульской области подвергся воздушной атаке со стороны ВСУ
Мир
Франция направила 10 запросов в Алжир для выдачи напавшего с ножом преступника
Мир
Bloomberg сообщило об отказе Киева выделить $500 млрд на сделку по ископаемым
Мир
В результате стрельбы на базе ВВС США в Нью-Мексико погиб военный
Мир
Трамп заявил о возможном завершении конфликта на Украине «на этой неделе»
Общество
Синоптики спрогнозировали малую облачность и гололедицу в Москве 23 февраля
Мир
В Греции назвали исторической ошибкой разговор премьера Мицотакиса с Зеленским
Мир
Трамп сообщил о расширении списка требований от Украины по сделке с ископаемыми
Мир
Главу марсельского наркокартеля арестовали в Румынии после побега из тюрьмы
Армия
Экипаж Ка-52 нанес удар личному составу и технике ВСУ в курском приграничье
Общество
Россиян предупредили о новом виде мошенничества с выплатами бойцам СВО
Мир
В Берлине прошел митинг против партии АдГ перед выборами
Мир
В Перу четверо погибли и 79 человек пострадали после обрушения крыши в ТЦ
Общество
Космонавты МКС поздравили россиян с Днем защитника Отечества
Культура
Певец Серж заявил о необходимости отражать в творчестве любовь к России
Главный слайд
Начало статьи
Решение за регулятором
Несостыковки есть
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России изменят подход к оценке риска компаний по «антиотмывочному» закону и блокировке счетов. Сейчас решение принимает банк. Новая версия законопроекта о платформе «Знай своего клиента» (есть у «Известий») де-факто наделяет кредитные организации правом полностью опираться на оценку юрлиц и ИП со стороны ЦБ. В то же время в крупнейших банках изъявили обеспокоенность, что в законопроекте сохранилась ключевая несостыковка с Гражданским кодексом ― он предусматривает отказ в выдаче денежных средств высокорисковым клиентам при закрытии их счета.

Решение за регулятором

Платформа «Знай своего клиента» (ЗСК), которая разрабатывается ЦБ, предполагает разделение юрлиц и ИП на три группы в соответствии с уровнем риска по «антиотмывочному закону». Она призвана повысить качество оценки подозрительных операций, защитить финансовый рынок от использования в противоправных целях и при этом сохранить беспрепятственные условия для добросовестного бизнеса, отмечается в новой рабочей версии законопроекта, которая подготовлена ко второму чтению (документ есть у «Известий», его подлинность подтвердили участники рынка).

Ранее «Известия» писали, что одна из основных претензий банковского сообщества к платформе ЗСК заключается в распределении ответственности за блокировку операций и счетов, а также за отказ в их открытии. Предполагалось, что ЦБ будет направлять в банки информацию о надежности юрлиц и ИП, которой те фактически обязаны следовать. При этом в случае ошибки бизнес будет предъявлять претензии или даже подавать в суд непосредственно на банк. То есть решение об отнесении клиента к высокорисковой зоне будет принимать регулятор, а нести ответственность придется кредитной организации, сообщал ранее вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

В соответствии с новой версией законопроекта, разрабатываемый Банком России механизм не обязателен для использования кредитными организациями: они могут продолжать применять свои комплаенс-системы, напомнил «Известиям» один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Однако он подчеркнул, что если банки применяют платформу ЗСК в качестве источника данных, то они не будут нести ответственность в случаях, когда их оценка не совпала с данными регулятора.

цб
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

― Если они (банки. ― «Известия») опираются на информацию ЦБ и работают в соответствии с этой информацией, то у них ответственности не будет, ― сообщил Анатолий Аксаков.

Также он подтвердил: если банки опираются на платформу, то они смогут использовать ее в качестве единственного источника данных.

ЦБ обладает большей платежной информацией: банк видит только часть цепи операций, а регулятор имеет возможность проследить ее от начала и до конца, сообщила начальник департамента финансового мониторинга Банка «Зенит» Людмила Соколова. Впрочем, она добавила, что кредитная организация в ряде случаев может доказать чистоту операций клиента посредством проведения глубокого анализа документов и деятельности, в то время как ЦБ не обладает документами по сделке/по операции.

В тех случаях, когда оценка риска клиента со стороны Банка России будет более консервативной, кредитные организации предпочтут полагаться именно на нее, ожидает директор по комплаенсу Ак Барс Банка Айдар Багавиев. Он подчеркнул: при этом важно, чтобы банки не забывали о собственной аналитике и не следовали слепо за позицией регулятора. Вполне возможны ситуации, когда критически важной информацией для целей борьбы с отмыванием денег будет обладать только кредитная организация, подчеркнул эксперт.

банк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

С учетом практики оспаривания мнения регулятора по ряду вопросов, кредитные организации пойдут наиболее простым путем, взяв за ориентир информацию и степени (уровни) риска, присвоенные клиенту Банком России, ожидает судебный эксперт, преподаватель Moscow Digital School Наталья Мануйлова.

Несостыковки есть

Ключевые изменения в сравнении с прежней редакций законопроекта заключаются в возможности банков обновлять сведения о клиентах с низким уровнем риска раз в три года, если отсутствуют подозрения в недостоверных данных, отметил директор по финансовому мониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов. Он напомнил, что сейчас этот срок составляет год вне зависимости от уровня риска.

В то же время сохраняется противоречие между нормой ст. 859 ГК, которой не предусмотрено право отказывать в выдаче денежных средств при закрытии счета, и нормой законопроекта, предписывающей отказывать в выдаче средств при закрытии счета высокорисковым клиентам, ― подчеркнул Александр Попов.

Новой редакцией запрещаются переводы при проведении проверок относительно легальности доходов, но при этом допускаются размещения средств, вкладов, выплаты зарплат как в банке, открывшем счет, так и в сторонних организациях, отметил ведущий юрист компании «Парфенон» Павел Уткин.

карта
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

По его мнению, важной особенностью платформы ЗСК выступает то, что она охватывает только действия юрлиц, при этом не затрагивает проведение операций госорганами: таким образом законодатель автоматически констатирует, что отмывать деньги государственные структуры не могут и/или не будут. По предположениям эксперта, к госучреждениям будет применяться какая-то отдельная практика, которую обнародуют позже.

Платформа ЗСК станет своего рода бюро кредитных историй в рамках «антиотмывочного» закона, провел аналогию старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Дмитрий Ферапонтов: эта система администрируется регулятором, она централизована и выстроена в интересах рынка. В соответствии с новой версией законопроекта, за кредитными организациями остается роль сбора и анализа информации, поступающей по клиентам в соответствии с проводимыми ими операциями, а ЦБ выполняет задачу консолидации и обеспечения единого потока и доступа, заключил эксперт.

«Известия» направили запрос в ЦБ и Росфинмониторинг.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением