Были на селе: как вернуть жизнь российской деревне
Президент России поручил правительству обеспечить выделение из федерального бюджета не менее 6 млрд рублей на реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Что еще, кроме финансирования, необходимо для возрождения деревни, какие меры нужны для предотвращения оттока жителей — в материале «Известий».
Бюджет в помощь
Владимир Путин поручил правительству РФ до 1 июля обеспечить выделение из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований в размере не менее 6 млрд рублей на реализацию государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». Из них не менее 2 млрд рублей пойдет на предоставление субсидий отечественным кредитным организациям и АО «Дом.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным ипотечным кредитам, предоставленным россиянам на строительство или приобретение жилого помещения или дома на сельских территориях.
— Выделение денег на программу — это решение президента, — рассказал «Известиям» пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. — Программа комплексная — разрабатывается по линии целого ряда министерств. [Об этом] недавно докладывалось президенту на совещании с членами правительства.
Как ранее уточняла вице-премьер Виктория Абрамченко, дополнительное финансирование позволит 35 тыс. семей приобрести 2 млн кв. м жилья, построить 198 объектов инфраструктуры в 27 регионах, оплатить 555 проектов по благоустройству населенных пунктов в 76 регионах.
— Нынешняя программа комплексного развития сельских территорий — это не прямое финансирование каких-то коробочных решений, — объяснил «Известиям» губернатор Орловской области Андрей Клычков. — В том виде, в котором сейчас есть программа, — это рычаг, с помощью которого на один вложенный рубль можно привлечь 20. Не надо жаловаться на то, что денег мало. Нужно увеличить их мультипликатор. Если вы привлечете деньги бизнеса, то может получиться лучше, чем если бы эти деньги просто раздавали бы всем нуждающимся.
Кроме того, учитывая социальную значимость госпрограммы, также требуется и рассмотрение вопроса о выделении дополнительного финансирования мероприятий на 2022 год и плановый период (2022–2023 годы), добавили в департаменте агропромышленного комплекса Костромской области.
Развивать сельские территории и вкладывать в них деньги — это одна из приоритетных задач в развитии страны, сказал доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Ставропольского государственного аграрного университета Сергей Луговской. «Процесс деурбанизации в России запущен, и толчком стала пандемия. Многие отказались от города в пользу деревни и поняли, что могут продуктивно работать удаленно, не находясь в городе. Второй момент — село это сохранение традиций».
Не только деньгами
Увеличение объемов государственной поддержки сельских территорий — необходимое, но недостаточное условие возрождения села, подчеркивает генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов.
— С другой стороны, основные проблемы села — плохая инфраструктурная обеспеченность территорий и низкий уровень качества и благоустройства жилищного фонда — это прямая ответственность соответствующих бюджетов, — говорит Пузанов. — В этом контексте увеличение на 6 млрд рублей объемов федерального финансирования госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» (от 31 млрд рублей средств федерального бюджета, предусмотренных действующей редакцией программы на 2021 год) выглядят важным изменением, которое позволяло бы говорить об изменении приоритетов государственной политики поддержки села.
Правда, очевидно, что одними деньгами не получится решить проблемы села, добавляет председатель комиссии ОП РФ по развитию АПК и сельских территорий и лидер Российского союза сельской молодежи Юлия Оглоблина.
— Следует отметить, что программа «Комплексное развитие сельских территорий» подверглась сокращению в 5–6 раз по сравнению с изначально запланированным уровнем федерального финансирования, — говорит Юлия Оглоблина. — Но не стоит обманываться, что как только будет увеличено финансирование и в селах будут построены важные и нужные социальные объекты, улучшится инфраструктура и благоустройство, то сразу начнется новая жизнь и молодежь устремится из городов в села. Развитие села — это в первую очередь развитие людей, живущих в нем. А значит, и основная работа должна вестись именно с людьми.
Стоит напомнить, что сегодня на сельских территориях от Краснодарского края до Крайнего Севера проживает около 25% населения, то есть практически каждый четвертый россиянин. И самая главная проблема этих территорий — отток населения.
— И у нее есть вполне понятное объяснение, связанное с сокращением экономической активности населения, — отмечает профессор кафедры теории и системы отраслевого управления факультета инженерного менеджмента ИОМ (система РАНХиГС) Николай Новичков. — Такого количества предприятий, которое было раньше в сельском хозяйстве, сегодня нет. Соответственно, нет и былой занятости. Понятно, что доля сельского населения и дальше будет сокращаться. Тем не менее проблему эту решить можно, определив экономический базис села.
Надо понимать, что «развитие сельских территорий поможет уменьшить массовый отток населения в крупные города, это способствует решению таких проблем, как перенаселение городов, экологические проблемы, проблемы социального характера, например «эмоционального выгорания», подчеркнула ассистент экономического факультета РУДН Татьяна Ушкац.
Доля сельскохозяйственной занятости в сельской местности неуклонно снижается: за 2010–2020 годы — с 26 до 20%. Для сравнения: доля занятых в сельском хозяйстве в развитых странах: 11% — в ЕС, 5% — в США. Сельское хозяйство перестает быть основным источником занятости и дохода в сельской местности, указывает старший научный сотрудник Института аграрной экономики и развития сельских территорий РАН Юлия Никулина. Поэтому для развития сельских территорий принципиально важным становится диверсификации источников дохода, развитие альтернативной (несельскохозяйственной) занятости. С рынком труда связаны и вопросы безработицы и уровня доходов. Уровень безработицы в сельской местности России почти в два раза выше, чем в городах (8% по сравнению с 5%), а около 1/5 сельских жителей получают доход ниже прожиточного минимума. Бедность является значимым препятствием для развития сельских территорий.
В Минсельхозе добавляют, что наряду с экономическими и социальными факторами большое внимание необходимо уделять развитию самоуправления на сельских территориях. «В целях эффективного и всестороннего развития села Научным центром изучения проблем сельских территорий совместно с Минсельхозом России в 2021 году планируется организация и проведение за счет средств федерального бюджета бесплатных обучающих мероприятий, которые позволят повысить уровень компетенции представителей органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров», — сообщили «Известиям» в ведомстве.
На острие проблем
Направления господдержки сельских территорий включают создание и развитие инфраструктуры, льготную ипотеку и возмещение затрат на обучение персонала. В настоящее время многие сельхозпроизводители сталкиваются с проблемами привлечения персонала. Для решения этих задач многие компании самостоятельно строят жилье рядом с производственными площадками, организуют доставку рабочей силы из близлежащих населенных пунктов и ее обучение. Эти затраты часто влияют на конечную конкурентоспособность компаний на рынке.
— Программа развития сельских территорий позволяет частично решить задачу развития сельского хозяйства в РФ, — говорит партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. — Большинство предприятий расположены вдали от крупных населенных пунктов, и обеспечение жильем позволит работникам находиться рядом с производственными площадками.
Выдавая ипотечную ссуду селянам, банки должны отталкиваться от сметной стоимости нового строительства, указывает исполнительный директор группы «Деловой профиль» Ксения Архипова. Но для снижения рисков кредитования достаточно, чтобы сумма кредита покрывала преобладающую часть фактически осуществленных и подтвержденных документально расходов на индивидуальное строительство. А после завершения определенных его этапов сумма ипотечного кредита могла бы быть увеличена пропорционально удорожанию возводимого объекта жилой недвижимости.
— Чтобы село развивалось, нужно проработать механизмы предоставления ипотечных ссуд под ведущееся индивидуальное строительство, — говорит Ксения Архипова. — Сегодня ипотеку на строительство жилого дома получить практически невозможно или же сумма кредита ограничивается стоимостью земельного участка и под незавершенное строительство банки кредитовать отказываются.
Среди других острых проблем — транспортная доступность, уровень образования и медицины, а также доступ к интернету. Для производственных регионов болезненны вопросы логистики и сбыта продукции, указывает президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.
Для решения накопившихся проблем, отмечает директор Института аграрной экономики и развития сельских территорий РАН Владимир Суровцев, необходимы не разовые дополнительные транши, но долгосрочная, научно обоснованная, подкрепленная гарантированным финансированием всего комплекса мероприятий программа устойчивого развития сельских территорий. Ведь сокращение трудоспособного сельского населения объективно приводит к необходимости внедрения высокопроизводительных технологий, роботизации и цифровизации основных производственных процессов, считает эксперт.
Старший научный сотрудник сектором развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН Сергей Полбицын обращает внимание на снижение предпринимательской активности сельского населения.
— Жизнь так поставила, что на сельских территориях всё основано прежде всего на семейном предпринимательстве, — говорит Полбицын. — Поэтому основная и первоочередная задача государства — возродить предпринимательский дух селян, который был притушеван советским индустриальным периодом. Людям нужны подсказки сверху, что целесообразно производить и где можно выгодно это продавать. Для этого нужно создать информационную структуру сельского предпринимательства.
Эксперт «Келис Консалтинг» Алексей Елисеев полагает, что для развития сельских территорий нужно давать деньги прежде всего проверенным годами хозяйствам или предприятиям, неважно прибыльные они или нет, главное, чтобы платили налоги, давали работу и производили востребованную продукцию. Очень важно осознавать, что самая острая проблема — нехватка компетентных и ответственных управленческих кадров. И, конечно, не менее острая проблема — получение, а главное — обслуживание кредитов (здесь скрываются не только проценты).
Жизненная необходимость
Государственная поддержка сельскому хозяйству настолько сегодня необходима, что без нее даже самым устойчивым сельским территориям будет сложно сохранить свой статус по всем направлениям деятельности (экономика, социальная сфера, экология), не говоря о депрессивных территориях, замечает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Необходимы не только инвестиции в производство, но и развитие социальной инфраструктуры. По данным мониторинга состояния социально-трудовой сферы, учреждения культуры доступны только для 39,6% сельского населения, для 35,4% — они не совсем доступны и для 20,1% — недоступны, есть проблемы с доступностью медицинских и образовательных услуг, газификацией.
— Увы, но сложности на селе, к сожалению, только увеличиваются, — рассказывает заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. — Ключевыми проблемами остаются инфраструктурные сложности. Люди из сельской местности уезжают, потому что многие предприятия закрываются, и в глубинке найти достойную работу достаточно сложно. Как следствие — закрываются детские сады, школы, а также больницы. Людям необходимо ездить за 150 км в районный центр для получения базовой медицинской помощи. К этому стоит добавить и плохие дороги, а также плохое сообщение между деревнями и селами. Часто автобус ходит три раза в неделю, в то время как в конце 1980-х годов ходил три раза в день.
В общем и целом, эксперты и экономисты сходятся в одном: политика поддержки села должна быть в существенно большей степени дифференцирована. Ведь сельские территории в границах крупнейших городских агломераций, в зонах развития высокопродуктивных агропромышленных технологий юга России и на остальных территориях имеют совершенно разный экономический потенциал и требуют различных наборов мер государственной поддержки. Наконец, различной может быть и политика в сфере территориальной организации сельского населения.