Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФБР заявили об угрозе терактов в общественных местах в США
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Рогов назвал формальностью принятие конгрессом США закона о помощи Украине
Общество
Сергей Собянин объявил о начале сезона летней навигации по Москве-реке
Политика
Министры здравоохранения РФ и КНДР провели встречу по вопросам сотрудничества
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Экономика
В НКР спрогнозировали снижение выдачи автокредитов во II квартале 2024 года
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Марочко сообщил об использования ВСУ аэростатов для подъема ретрансляторов
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Мир
Захарова возмутилась отсутствием реакции Запада на смерть военкора Еремина
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2020-м из-за COVID-19 рынок труда потерял в четыре раза больше рабочих мест, чем во время глобального финансового кризиса 2009 года. Об этом «Известиям» заявил генеральный директор Международной организации труда (МОТ) Гай Райдер. В интервью, приуроченном к выходу доклада о платформах цифрового труда, он также рассказал, когда глобальная сфера занятости восстановится после пандемии и какие пробелы существуют при регулировании работы в интернете.

23 февраля МОТ опубликовала доклад «Перспективы занятости и социальной защиты в мире. Роль платформ цифрового труда в преобразовании сферы труда». В нем организация проанализировала, как работа через посредничество интернет-платформ влияет на глобальную занятость, и выделила основные проблемы в этой сфере. Многие такие трудящиеся не защищены — у них нет выплат по болезни и прочих страховок, и потому цифровой труд требует новых механизмов регулирования, которые, по мнению МОТ, страны должны выработать сообща. Интересно, что вложения в эти платформы и прибыль от них в мире распределены неравномерно: 96% инвестиций приходятся на Азию, Северную Америку и Европу, а 70% дохода генерируют только две страны — США и Китай.

Новая тенденция

— «Платформа цифрового труда» — ключевое понятие доклада. Можете, пожалуйста, объяснить простыми словами, что под собой подразумевает это словосочетание?

ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Это предприятия, которые используют цифровые технологии, сводят клиентов, которым нужна определенная услуга, и работников, которые готовы эту услугу предоставить. Такое временное соединение спроса и предложения. Например, вам нужно такси или доставка еды на дом — вы обращаетесь к этим компаниям и получаете услугу. Эта схема работы распространяется на множество других направлений — к примеру, вам нужен перевод документа, вы идете на цифровую платформу, которая подберет человека, который сделает вам этот перевод.

Таким образом, эти платформы — технологические посредники между работниками и клиентами, которые создают торговые отношения. Они очень быстро растут. На наш взгляд, они несут в себе большие возможности для обеспечения занятости, но также значительные вызовы для организации рабочего процесса.

— Как много людей на сегодня работают на платформах цифрового труда?

— Это важный вопрос, но, к сожалению, на него очень сложно дать четкий ответ. Во-первых, сами платформы не слишком часто обнародуют эту информацию. Во-вторых, одни люди трудятся на них час в неделю, другие — фактически полный день, поэтому очень проблематично дать оценку тому, сколько составляет общая рабочая сила. Мы провели определенное исследование в Европе и Северной Америке, которое показало, что доля занятости на таких платформах сильно варьируется от страны к стране — от 0,3% до 22% от взрослого населения.

компьютеры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Получается, сейчас у нас нет даже примерного представления, какими могут быть эти цифры?

— Мы не говорим о количестве работников. Но нам известно число таких платформ — на сегодня в мире их насчитывается 777, это в пять раз больше, чем те цифры, что у нас были 10 лет назад. Мы можем с уверенностью сказать, что сегодня мы наблюдаем взрывной рост числа вовлеченных в такую работу людей, но абсолютных цифр мы не называем.

— А могли бы вы оценить то, как развивается этот тренд в России?

— Интересно, что распределение таких платформ в мире неравномерно — очень велика их концентрация в отдельных странах: 29% из них работает из США, за которыми идут Индия (8%) и Великобритания (5%). На Россию приходится 2% таких платформ. Поэтому для вашей страны это до сих пор относительно новая тенденция.

— Вы говорите о тех платформах, которые были созданы в России, работают там и стремятся выйти на глобальный уровень?

— Да, они находятся в одной стране и при этом могут действовать глобально. Но позвольте здесь мне провести разделение: некоторые из этих предприятий действительно глобальны по своему радиусу действия — например, если вам нужно перевести документ с русского на любой другой язык, то кто-то в Индии или любой другой стране теоретически может за это взяться. Но если вы хотите заказать пиццу или такси, то человек, оказывающий эту услугу, должен находиться в вашем городе. Мы разделяем эти предприятия на локальные и глобальные онлайновые веб-платформы.

— Коррелирует ли этот тренд со степенью цифровизации отдельных стран? И если да, то какие государства, с точки зрения вашей организации, сегодня можно считать наиболее цифровизированными?

— Действительно, создание таких платформ во многом зависит от уже существующей цифровой инфраструктуры. Есть инфраструктурный минимум, который позволит этим предприятиям работать. В определенных странах его концентрация выше. Это также означает, что в тех странах, где такой инфраструктуры недостаточно, существует риск так называемого цифрового разрыва и, как следствие, трудностей в развитии этого экономического направления. Думаю, это то, на что нам нужно обращать внимание.

Нет баланса

— Вы уже говорили о вызовах, которые несут в себе онлайн-платформы. Можете рассказать о них подробнее?

— В нашем докладе мы указываем и на их положительные стороны — они создают рабочие возможности в том числе и для людей, у которых есть сложности с тем, чтобы выйти на рынок труда.

работа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Но есть и определенные вызовы. Эти платформы — абсолютно новый способ организации трудового процесса. Все те вещи, которые мы разрабатывали десятилетиями, чтобы защитить трудящихся, — минимальные зарплаты, часы работы, социальная безопасность, не обязательно применимы к платформенной экономике. Кто, например, может контролировать количество рабочих часов? У этих трудящихся часто нет доступа к выплатам по болезни, их не касаются правила о минимальном размере оплаты труда и так далее.

Более того, эти платформы выходят за пределы национальной юрисдикции. Например, человек из Соединенных Штатов размещает свой заказ на платформе, которая также действует в США, а работу выполняет житель Индонезии. Какой уровень зарплаты и какое регулирование в целом должно применяться в этом случае? На этот вопрос у нас сегодня нет ответа. Правила устанавливают сами платформы в одностороннем порядке — они называются «Условия использования».

И, наконец, заключительный вопрос: как классифицировать таких людей — как наемных работников или как независимых самозанятых подрядчиков? Это важно, потому что в первом случае люди гораздо более защищены. Во многих странах это становится объектом судебных разбирательств — здесь у нас нет согласованной позиции, так что этот вопрос станет темой для обсуждения в будущем.

— Согласно докладу, около 70% общемировой выручки в платформенной экономике приходится на США (49%) и Китай (22%). Как вы могли бы объяснить эту несоразмерность?

— Это связано с тем, насколько высока концентрация таких платформ в отдельных юрисдикциях. Откровенно говоря, я не вижу каких-либо препятствий для развития таких компаний в других странах — оно зависит не только от цифровых возможностей, но и от отношения к бизнесу и регулированию, а также от того, насколько люди принимают такие платформы.

Возьмем, например, Россию — она получает примерно 1% от глобальных инвестиций в цифровые проекты. Есть одна крупная платформа — «Яндекс.Такси», в которую вкладывают 90% от этих средств. При этом опыт показывает, что, как только люди привыкают к такой схеме работы, цифры начинают увеличиваться очень быстро. Поэтому можно ждать, что в России они будут расти по экспоненте.

Купюры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Вы сказали, что в глобальном спектре Россия получает 1% инвестиций в онлайн-платформы. Какое место она занимает по генерированию дохода от этих систем?

— В России 94% от всех доходов [таких систем] генерирует компания «Яндекс». У меня нет точной цифры, однако могу сказать, что у вас всё сконцентрировано в руках одной компании, которая доминирует на рынке, но которая при этом всё еще довольно мала.

— Возвращаясь к вопросу о защищенности сотрудников. Те уязвимости, о которых вы рассказали, — это глобальная проблема, или в каких-то странах они решаются лучше?

— В общих чертах это глобальная проблема. Мы еще в самом начале пути к пониманию и регулированию этих платформ. Исход судебных заседаний в некоторых странах гласит, что эти люди — наемные работники, а потому и обращаться с ними надо соответственно. Это создает некоторую основу, но в целом вопрос не решен. В этой связи я считаю, что мы не должны опираться исключительно на национальные инициативы — нам нужен международный диалог, для того чтобы выработать правильные подходы.

— А как на рынок этих платформ повлияла пандемия?

— Ее эффект был неравномерен. С одной стороны, в сложных обстоятельствах значительное количество компаний смогли продолжить работать, используя онлайн-платформы. И в этом смысле COVID-19 лишь подчеркнул значение таких форматов. Но с другой стороны, в этот период у многих участников этих платформ стало меньше работы — речь идет, к примеру, о такси, доставке. Другие люди бросают свою нормальную работу и ищут ее в онлайне.

— Спрос на труд и его предложение на этих платформах сбалансированы?

— В условиях COVID люди пришли в онлайн искать заработок, поэтому предложение труда там стало гораздо выше. При этом в некоторых сферах спрос значительно упал. Таким образом, коронавирус внес в платформы дисбаланс с чрезмерным предложением. Это сильно влияет на заработок людей, трудящихся на платформах.

Базовый сценарий

— К слову о последствиях COVID: в середине 2020 года МОТ выделила три сценария того, что будет с глобальной занятостью в связи с пандемией, — пессимистичный, базовый и оптимистичный. Какой из них оправдался?

— Мы резюмировали то, что произошло в 2020 году. Согласно нашей информации, количество рабочих часов — реально выполненная работа — сократилось на 8,8%. Это эквивалентно сокращению 255 млн рабочих мест, что в четыре раза больше, чем то количество, которое мы потеряли из-за глобального экономического кризиса в 2009 году.

работа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Вы спросили, какой сценарий стал реальностью. Проблема в том, что уровень неопределенности слишком высок, чтобы дать на этот вопрос конкретный ответ. В целом, всё сложилось примерно так, как мы и рассчитывали. Однако в последнем квартале 2020 года мы столкнулись с ухудшением ситуации, поскольку наступила вторая волна COVID. Это, пожалуй, самый сильный кризис в сфере занятости, который мы видели в новейшей истории, и мы из него пока еще не выбрались — это то, что вызывает беспокойство.

— Мы уже входим в фазу восстановления, или она пока лишь впереди? Каковы перспективы этого восстановления — сроки, скорость, региональная специфика?

— В 2020 году, по сравнению с окончанием 2019-го, количество рабочих часов сократилось на 8,8%. Наш базовый сценарий на 2021 год предполагает потерю 3% рабочих часов — то есть речь идет о некотором улучшении ситуации. В этом случае мы ожидаем, что восстановление наступит во второй половине года, когда вакцина будет широкодоступна и пандемия будет окончательно взята под контроль. Пессимистичный сценарий предполагает потерю 4,6% часов, оптимистичный — 1,3%. Это говорит о том, что даже в лучшем случае нам не удастся вернуться на тот уровень занятости, который у нас был до пандемии.

Что касается регионов, то больше всего потерь мы ожидаем в Западной Европе и на обоих американских континентах — из всех регионов они пострадали сильнее всего.

— Какие регионы будут восстанавливаться быстрее?

— Скорость распространения пандемии в 2020 году была очень разной. Восточная Азия, которая столкнулась с COVID раньше всех, смогла раньше начать восстановление. Китай еще в 2020 году отметил положительный рост, несмотря на влияние пандемии. Таким образом, по части восстановления Азия в хорошей форме. На Африку COVID повлиял несколько слабее, хотя данные по перспективам этого региона не совсем точны. Что касается остальных, то здесь потенциал для восстановления у всех примерно одинаков. Но наибольший ущерб понесли Северная и Южная Америки.

вакцина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Многое зависит от скорости вакцинации. Мы настаиваем на том, чтобы препараты были доступны максимально широко — в конце концов, от этого зависит, когда мы откроем наши экономики.

— А как бы вы оценили скорость восстановления в России?

— Еще раз подчеркну, что есть высокая степень неопределенности. Но тот факт, что Россия довольно быстро производит вакцину, дает повод для оптимизма. Отмечу также, что на восстановление влияют три фактора: распространение вакцины, международные экономические условия и национальная динамика российской экономики. Трудности существуют в каждом из этих измерений.

— Многие организации были вынуждены уйти на удаленную работу. Стоит ли ждать, что после пандемии доля такого труда в сфере занятости вернется на уровень доковидной эпохи?

— Мы видели, как быстро люди стали работать удаленно, и в этом смысле я бы воздержался от каких-то конкретных прогнозов на будущее. Всё зависит от того, чего мы хотим. Сегодня многие обязаны работать из дома, но завтра у нас уже будет выбор. Думаю, пандемия показала нам, что мы можем трудиться удаленно, если захотим.

До COVID, по оценке МОТ, в мире было порядка 260 млн человек, трудящихся на дому, — это 7,5% от глобальной рабочей силы. В первые месяцы пандемии практически каждый пятый работник — 20% — стал трудиться дистанционно.

Но насколько это постоянно, зависит от нас. Если вы спросите мое личное мнение, то я не хочу покидать мой офис, чтобы работать индивидуально из дома, — по крайней мере, не на 100%. При этом, на мой взгляд, многие люди хотели бы сделать свое расписание более гибким, сочетая удаленную работу с офисом. Это большая тема для обсуждения — в конце концов, решения принимают не технологии и не пандемия. В этом смысле, чтобы определить условия нашего дальнейшего существования, нам потребуется большой общественный диалог между правительствами, работодателями и трудящимися.

Прямой эфир