Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Белоруссии заявили о накоплении Украиной 100 тыс. военных у границы
Политика
Песков оценил результаты начатой Россией контрпропаганды по отношению к США
Общество
Путин и Минниханов открыли перинатальный центр и новый хоспис в Казани
Общество
Путин завершил полет на ракетоносце Ту-160М
Мир
Перебежчик Кузьминов мог въехать в Испанию по украинскому паспорту
Мир
Париж обвинил Россию в агрессивных действиях против армии Франции
Мир
Зеленский признался в отсутствии «плана Б» на случай прекращения помощи США
Мир
Глава ЕК сдвинула на лето определение рамок переговоров о вступлении Киева в ЕС
Политика
Захарова ответила на оскорбления Байдена в адрес Путина
Общество
МВД поможет попросившему у Путина ребенку из Сирии получить паспорт РФ
Политика
В Совфеде оценили планы Киева по «особенной» конференции
Мир
Соглашение Рима и Киева не будет содержать гарантий военной поддержки Украины
Армия
Вооруженные силы РФ освободили населенный пункт Победа на донецком направлении
Политика
Политолог назвал Рютте подходящим кандидатом на пост генсека НАТО
Политика
Песков сообщил о сплоченности команды Путина вокруг него и его позиции
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Продажи новых автомобилей в 2020 году снизились меньше, чем прогнозировали эксперты, — всего на 9,1%, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Между тем растущий хорошими темпами рынок в декабре показал отрицательный результат. Какие автомобили пользовались наибольшим спросом, как автопроизводители боролись за покупателей и каковы прогнозы экспертов на будущий год, разбирались «Известия».

Самый сложный год

Предновогодняя гонка в сентябре-ноябре сменилась падением продаж в декабре — 160 707 штук, минус 2,1% в сравнении с прошлым годом.

«Недавний рост, вызванный девальвацией рубля, последствиями локдауна и возросшим на фоне ожидаемой адаптации цен спросом, завершился. Его сменили стабилизация и снижение рыночного спроса», — рассказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ доктор Томас Штэрцель.

При этом 2020 год закончился не так плохо, как предполагали эксперты, дававшие цифру минус 13–15%. Согласно данным комитета автопроизводителей АЕБ, к концу года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей составили 1 598 825 штук. Это всего на 9,1% меньше, чем в 2019 году. Из них в декабре было реализовано 166,7 тыс. машин — на 2% меньше, чем годом ранее.

автомобили в городе
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Эксперты и игроки рынка говорят о том, что 2020 год оказался едва ли не самым сложным для российского автомобильного рынка — падение курса рубля, а затем закрытие автосалонов и остановка заводов из-за эпидемии COVID-19. Между тем после снятия ограничений продажи автомобилей пошли в рост. По динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на четвертое место.

«Сложности 2020 года показали абсолютную готовность и наших дилеров, и производителей к потрясениям», — отметил управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев.

Без поддержки никак

Автопроизводители как могли старались соответствовать условиям рынка, пытаясь развивать онлайн-продажи и предлагая выгодные финансовые программы. Однако рынок удалось спасти во многом за счет поддержки государства, считают эксперты.

«Правительство услышало голос экспертов и бизнеса весной 2020 года и своевременно в необходимом объеме оказало поддержку рынку путем спецпрограмм кредитования, лизинга, стимулированием приобретения газомоторной техники и прочими. Эти меры как минимум позволили реализовать 200–250 тыс. автомобилей, и что даже более значимо, не допустили массовых банкротств дилерских предприятий», — прокомментировал ситуацию независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

Согласно его расчетам, если бы не своевременная господдержка, то до конца года не дожила бы как минимум четверть дилеров, а легковой сегмент рынка едва ли превысил бы 1,1–1,15 млн штук.

Могли продать больше

Результаты могли оказаться лучше, если бы не дефицит автомобилей по многим брендам, связанный с резким выходом из локдауна. При этом у многих производителей был скорректирован план производства. Например, российский завод Nissan перешел на работу в одну смену. Поэтому, чтобы удовлетворить спрос, предприятию приходилось несколько раз работать сверхурочно в выходные.

автозавод
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В то же время российский рынок пострадал меньше других европейских рынков от дефицита, связанного с приостановкой работы производственных предприятий, вызванной пандемией, считает управляющий директор «Киа Моторс Россия и СНГ» Александр Мигаль.

Лидеры и аутсайдеры

Первую строчку традиционно занимает «АвтоВАЗ» c результатом 343 512 автомобилей, что на 5% ниже, чем в 2019-м. Granta, Vesta и Largus — всё еще бестселлеры, несмотря на то что просели в сравнении с прошлым годом. Наибольшее падение у семейства Xray — минус 32%.

Kia сохранила звание самого популярного иностранного производителя, хотя и просела ниже рынка — минус 11%, 201 727 автомобилей. Kia Rio — всё еще самая популярная иномарка, 88 064 штуки, причем приподнятый хэтчбек X-Line догнал седан, на его долю приходится половина проданных машин. Наибольший рост в модельной линейке показал седан Cerato четвертого поколения — плюс 18,5% (11 561 штука). Из многочисленных новинок, представленных компанией в течение года, уверенно «выстрелил» седан K5 — 8126 за четыре месяца. В ноябре он даже стал самым популярным автомобилем бизнес-класса, обойдя Toyota Camry.

Hyundai занимает третье место в списке самых популярных марок на российском рынке — 163 244 машины, минус 9%. Ее бестселлер Creta (73 527 штук) даже продемонстрировал рост продаж в сравнении с 2019-м и всё остается самым популярным кроссовером на рынке. Седан Solaris, наоборот, теряет популярность. Причем в Hyundai не оценивают результаты продаж этой модели как проседание, так как она уже долгое время не является ключевой.

лада веста
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Неплохой результат показал и VW: падение меньше рынка — минус 4%, а появление новой генерации Polo оживило интерес к этой модели. Партнер VW по альянсу чешская Skoda чувствовала себя в прошлом году наиболее уверенно, она единственная среди топ-10 массовых брендов показала уверенный рост — 94 632 автомобиля, плюс 7%.

«Главными факторами успеха стал ряд премьер российского рынка: долгожданного Karoq, нового Rapid и четвертого поколения Octavia, которая появилась в продаже в конце года», — рассказал «Известиям» руководитель PR-направления марки Skoda Тимур Алиев.

Toyota смогла увеличить продажи RAV4, теперь это самый популярный кроссовер в России после Hyundai Creta. Другие популярные модели в сегменте показали падение продаж. Бюджетные Renalt Duster и Kaptur — не исключение.

Наибольший рост из массовых марок продемонстрировал Opel — целых 4369%. Но количественный результат скромный — всего 581 автомобиль, кроссовер Grandland X появился на российском рынке не так давно, а дилерская сеть марки всё еще скромная. Чемпион по падению среди массовых брендов — Mitsubishi. Между тем ее Outlander всё еще входит в топ-25.

«Было принято решение сократить производственные заказы. И это решение нам отозвалось в октябре, когда мы столкнулись с тем, что число желающих приобрести автомобиль стало сильно превышать наши возможности. Спрос сильно превышал предложение. Дефицит ощущался по многим нашим моделям — рассказал «Известиям» директор по маркетингу и PR «ММС Рус» Илья Никоноров.

Китайцы завоевывают симпатии

У китайских производителей оформилась новая тройка лидеров. Первое место занял Haval с результатом 17 381 автомобиль, рост на 41%. Таких успехов удалось добиться, благодаря спросу на семейство кроссоверов F7. На втором месте Geely c результатом 15 475 машин (+61%), а на третьем Chery c результатом 11 452 машины (+80%). В минусе терпящий финансовые трудности Lifan и малоизвестные в России марки вроде Zotye и DFM.

Автомобили Haval

Автомобили Haval

Фото: РИА Новости/Пресс-служба губернатора Тульской области

«Китайские марки показали себя не как условные противники, а как полноправные участники рынка, которые благодаря грамотному управлению, умению «услышать рынок» и быстро и гибко отреагировать на запросы, а также современному дизайну, качеству сборки и материалов, очевидно, потеснили многих игроков», — отметил Сергей Бургазлиев.

По мнению эксперта, в отличие от европейских брендов китайские коллеги планомерно увеличивают модельные ряды, создают интересные комплектации, внедряют передовые цифровые решения в свои автомобили в средне-бюджетном и среднем ценовом сегменте.

Премиум со знаком минус

Премиум-марки также испытывали дефицит автомобилей и продемонстрировали снижение продаж в сравнении с 2020-м, кроме Cadillac (+46%) и BMW (+3%). Если успехи американского премиум-бренда в количественном выражении скромны (1424 автомобиля) и связаны с запуском новых кроссоверов, то результат BMW вызван несколькими факторами.

«Основной рост в России мы связываем с падением рубля и увеличением стоимости автомобилей. Но если говорить про премиальный сегмент, здесь люди имеют возможность выбирать средства передвижения и после пандемии значение индивидуального транспорта выросло значительно. У нас некоторое время, как и у многих, не работали центральные заводы. Соответственно, если бы они работали, мы могли бы привезти в РФ больше автомобилей и больше бы продали. Модельный ряд BMW очень молодой, в премиум-сегменте у нас он самый молодой — как в автомобилях, так и в мотоциклах, что тоже положительно влияет на результат», — рассказал «Известиям» директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Russia Василий Мельников.

Цены и прогнозы

По данным Росстата, новые автомобили в России в прошлом году дорожали в два раза быстрее инфляции. Стоимость новых автомобилей российского производства выросла на 9,4%, импортных — на 10,3%. Эта тенденция сохранится, утверждают в Росстате.

Автосалон в Москве

Автосалон в Москве

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

«Все автопроизводители заинтересованы максимально сдерживать рост цен. Но есть факторы, от нас не зависящие. Мы находимся в очень серьезной связке с международными операциями. В нашей цепочке присутствуют поставщики из разных стран. Курс очень влияет на ценообразование», — отметил Алексей Калицев.

В Ассоциации европейского бизнеса считают, что восстановление рынка в 2021 году будет сильно зависеть от устойчивости спроса. У дилеров есть небольшой задел, который поможет им адаптироваться к условиям наступившего года. Кроме того, в АЕБ заявили о возможном расширении мер господдержки.

«Мы за расширение мер господдержки и работаем над этим вопросом с соответствующими органами», — заявил на онлайн-конференции Томас Штэрцель.

По его словам, ожидаемый рост рынка составит 2,1%, то есть будет продано всего на 33 000 больше новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Или в совокупности 1 632 000 транспортных средств.

Прямой эфир