Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Минторг Финляндии предложил остановить строительство скоростной магистрали в Россию
Мир
Глава МАГАТЭ заявил об отсутствии «немедленной угрозы» безопасности на ЗАЭС
Культура
Фильм «Флэш» оказался под угрозой срыва из-за проблем с исполнителем главной роли
Мир
Китай призвал к переговорам по ситуации с Запорожской АЭС
Мир
США заявили о нежелании навредить российскому народу визовыми санкциями
Мир
США поддержали выход Латвии и Эстонии из формата сотрудничества с КНР
Мир
Госдеп заявил о приверженности США выполнению СНВ-3 с Россией
Мир
Сын Нэнси Пелоси оказался инвестором крупной китайской компании
Мир
Власти Швеции экстрадируют в Турцию подозреваемого в мошенничестве
Происшествия
Легковой автомобиль врезался в автобусную остановку в Москве
Спорт
Боксер Гассиев поделился ожиданиями от реванша Усика и Джошуа
Мир
Германия запланировала провести конференцию по восстановлению Украины
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Водители стали чаще жаловаться на обманы и нарушения со стороны автосалонов в Роспотребнадзор. Клиентов заманивают несуществующей низкой ценой и выгодными кредитами, а потом без показа нужной модели требуют аванс. Когда обман вскрывается, договор уже оказывается подписан. Как защититься от мошеннических схем и что делать попавшим в ловушку, разбирались «Известия».

Успеть до очередного витка подорожаний

Об участившихся случаях обмана в автосалонах рассказали в Роспотребнадзоре. Об этом сообщается в официальном пресс-релизе, поступившем в распоряжение «Известий». В ведомство стало приходить всё больше жалоб от клиентов на мошеннические схемы и навязывание дополнительных услуг при покупке новых и подержанных машин.

Дилерский центр
Фото: РИА Новости/Евгений Самарин

Участники отрасли уточняют: в первую очередь речь идет о неофициальных салонах, где представлены новые и б/у автомобили от разных брендов. Официальным дилерам на такие ухищрения идти чаще всего нет смысла. Дело тут не только в жесткой реакции со стороны руководства представленного бренда: на российском авторынке до сих пор наблюдается нехватка популярных моделей, поэтому клиенты соглашаются на альтернативные и более дорогие варианты, чтобы успеть до очередного витка обещанных подорожаний. Роспотребнадзор составил список наиболее популярных нарушений, а также инструкцию, как не стать их жертвой.

Называют несуществующие цены

Популярный прием среди недобросовестных продавцов — указание в рекламе и при обращении к ним по телефону недостоверной, сильно заниженной стоимости автомобиля. Цены могут отличаться от рыночных на 300–500 тыс. рублей и более. Так мошенники завлекают клиентов в свой салон, убеждая, что машина стоит на складе, и ее можно приобрести в любой момент.

Обычно, когда клиент приезжает, оказывается, что нужной модели на самом деле в наличии нет, либо заметно меняется цена. Больше всего от подобных приемов страдают водители, прибывшие за покупкой из других регионов — они в таких салонах стараются приобрести хоть что-то, чтобы «поездка прошла не зря».

автосалон
Фото: Global Look Press/Afriadi Hikmal/ZUMAPRESS.com

Есть еще более грубый прием — до показа автомобиля или заключения договора купли-продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора. При этом в документах указывают пункт, по которому покупатель соглашается внести существенный аванс — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. А в случае отказа от покупки всю сумму в полном размере удерживает автосалон, хотя это незаконно.

Часто срабатывает вариант, в котором клиентов завлекают низкими процентными ставками. В рекламе в интернете, на сайте или в рекламных буклетах обманщики указывают более низкий процент по автокредиту, чем на самом деле прописывают потом в договоре. Клиента могут специально отвлечь разговором в момент подписания документа или же напечатать условия оформления кредита слишком мелким шрифтом.

Когда нужного автомобиля в наличии не оказывается, покупателей убеждают приобрести более дорогую комплектацию. Особенно эффективно такая схема работает, если уже подписан договор о внесении «невозвратного» аванса. Тогда покупателям стараются навязать различные сопутствующие товары, работу и услуги при покупке автомобиля: например, установку дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и так далее.

Важна репутация дилера

Эксперт общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Сергей Емельянов предупредил: главное — избегать «серых» дилеров, которые могут часто менять названия, владельцев и мухлевать с документами. В них обычно обращаются неопытные клиенты, которых быстро берут в оборот хорошо обученные продавцы. В дальнейшем, если клиент купится на мошенническую схему, может оказаться так, что возвращать деньги будет просто негде: фирма закроется, а на ее месте возникнет совершенно другая.

Что касается официальных дилеров, то там, по его словам, клиентам не будут подсовывать измененные документы или обманывать напрямую. Однако Емельянов признает: иногда там могут предложить доплатить за заводские стандартные опции как за дополнительные. Также некоторые посетители официальных дилерских центров жаловались, что не могли отказаться от ненужных опций в виде дорогих ковриков и зимних пакетов.

Внимательно читайте отзывы

В Роспотребнадзоре предупреждают: необходимо внимательно исследовать отзывы о компаниях —продавцах автомобилей. При этом лучше изучить несколько сайтов. Дело в том, что мошенники часто используют подставные ресурсы, на которых сами публикуют положительные отзывы. Вот один из примеров. На одном из сайтов московских автосалонов Nissan X-Trail предлагают за 839 000 рублей, при том что цена от производителя начинается от 1,651 млн рублей. В качестве рекламы — много хороших отзывов. Но если почитать независимые сайты, можно найти отзывы следующего содержания.

«Позвонил уточнить наличие интересующего меня автомобиля. Со слов менеджера, автомобиль был в наличии, именно такой, какой мне нужен, и меня уверяли, что я могу на нем уехать через 40 минут. Перед выездом я позвонил на всякий случай еще раз, и еще раз мне сказали, что машина в салоне, приезжайте и забирайте. Приехал — машины нет. Типа на складе. За озвученную по телефону цену продают, оказывается, только в кредит. Кто из регионов едет — знайте, по телефону вам врут», — говорится в одном из отзывов.

Автомобили на стоянке
Фото: Global Look Press/Panoramic/Keystone Press Agency

«Заведомо ложная реклама, действуют по одной и той же схеме — заманить в салон, особенно клиентов из других городов, когда у человека не будет выбора, и продать непотребного качества автомобиль по цене выше рынка. Персонал совершено не скрывает злорадства, когда пытаешься добиться того, о чем договаривался по телефону с оператором, которого обычно на месте никогда нет, по приезду в салон, и трубки он больше не берет», — говорится в другом отзыве.

Изучить договор и историю автомобиля

Также в Роспотребнадзоре советуют с осторожностью относиться к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной. Чтобы подстраховаться, стоит попросить продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки автомобиля для предварительного ознакомления.

Договор необходимо внимательно изучить до подписания, включая написанные мелким шрифтом пункты. В договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, а также полное описание модификации модели. При этом Емельянов уточнил: авансовый платеж согласно ст. 16 закона о защите прав потребителей можно вернуть, если вы решите отказаться от машины по каким-либо причинам. Невозвратным считается только залоговый взнос.

Подписывать следует только тот экземпляр договора, который вы только что прочли: если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий.

салон автомобиля
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко

При покупке подержанного автомобиля проверить историю машины можно самостоятельно на сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Отдельно стоит проверить, не находится ли автомобиль в залоге — это делается на сайте Федеральной нотариальной палаты.

Наиболее безопасным способом оплаты в Роспотребнадзоре называют безналичный расчет при помощи банковской карты. При оплате наличными, как и при оплате картой, необходимо получить контрольно-кассовый чек.

Перед тем, как забрать машину, нужно ее осмотреть на наличие дефектов — царапин, вмятин. Еще один важный аспект — сверка номера двигателя, шасси и номера кузова, VIN-номера с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Обязательно проверьте, работают ли освещение, дополнительное оборудование. Акт приема-передачи автомобиля можно подписывать только после тщательного осмотра.

Что делать, если обманули

Адвокат Владислав Дроздов в беседе с «Известиями» объяснил: если официальный дилер отказывается вдруг продавать автомобиль без ряда уже установленных опций, то никаких законодательных норм он тем самым не нарушает.

— У нас действует свобода договора: хочешь купить товар — покупай, не хочешь — не покупай, — поясняет Дроздов. — Если один дилер не продает автомобиль без допоборудования, обратитесь к другому или заключите договор купли-продажи на автомобиль, который еще будет произведен. Если же договор уже заключен, а в нем оказались лишние опции, тогда смело можно обратиться с претензией, а затем и с иском к дилеру. Дилерам же можно напомнить, что помимо необходимости вернуть часть денежных средств потребителю в ходе судебного разбирательства может возникнуть необходимость уплаты штрафа, процента за пользование денежными средствами, судебных расходов и расходов на представителя, кроме того, им необходимо помнить о существовании ст. 14.8 КоАП, предусматривающей ответственность за нарушение прав потребителя.

автосалон
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

В случае заключения договора с автосалоном, который использует мошеннические схемы, расторгнуть сделку возможно.

— Тут важным считается такой момент: а успел ли потребитель воспользоваться кредитными средствами, то есть купить на них машину, заключив договор купли-продажи и подписав акт приемки. В моей практике было несколько случаев, когда возвращали товар, расторгали кредитный договор, это уже вопрос доказывания в судебном процессе. Обычно этим злоупотребляют микрофинансовые или псевдокредитные организации, практически всегда действующие в интересах продавца, — отметил Дроздов.

Тем, кто столкнется с противозаконными действиями автосалона, в Роспотребнадзоре советуют обращаться к производителю и непосредственному виновнику-продавцу с претензией, а также направлять жалобу непосредственно в само контролирующее ведомство. К обращению необходимо приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом. Есть также вариант обратиться в суд, а если речь идет об очевидном мошенничестве — в полицию.

Читайте также
Реклама