Несправочная служба: устроиться работать чиновником станет проще
Минэкономразвития предложило резко сократить число документов, необходимых для поступления на госслужбу, а также для получения чиновниками пенсий и субсидий на недвижимость. Об этом говорится в проектах постановлений правительства, которые есть в распоряжении «Известий». В частности, предполагается, что вместо 22 справок, которые раньше были необходимы для трудоустройства в качестве чиновника, теперь останется только восемь. Это позволит сэкономить время и сделать процесс оформления более удобным, уверены в Минэке. Инициатива ведомства лежит в тренде цифровизации и заботы о здоровье россиян: обивать пороги разных ведомств для получения справок во время пандемии небезопасно, заявили эксперты. Впрочем, они не уверены, что большое количество документов когда-то выступало серьезным препятствием для соискателей вакансий в госструктурах.
Против бюрократии
Сегодня трудоустройство на госслужбу — длительный и бюрократизированный процесс. Для того чтобы занять желаемую должность, соискателю надо предоставить 22 бумажных документа — то есть в среднем в три раза больше, чем для оформления в обычную коммерческую организацию. Среди необходимых бумаг значатся в том числе копия справки о регистрации по месту жительства, медицинское заключение, копия свидетельств о перемене имени и справки о рождении детей.
Все эти действия требуют больших временных затрат и затягивают процесс трудоустройства, отмечают в Минэке. Поэтому ведомство предлагает сделать для россиян поступление на госслужбу более простым и резко сократить число требуемых бумаг. По замыслу министерства, предоставлять в бумажном виде следует только восемь документов:
— анкету;
— автобиографию;
— фотографии;
— справку о доходах и расходах гражданина;
— справку о доходах и расходах его супруги(а) и несовершеннолетних детей;
— ссылки на страницы соискателя в соцсетях;
— копии удостоверений о награждении госнаградами.
При этом предложение сократить список необходимых справок не означает, что работодатель ограничится этой информацией при трудоустройстве. Получить остальные данные можно будет из профильных министерств и ведомств (например, номер ИНН предоставит ФНС, а копию трудовой книжки — ПФР).
«Законопроект позволит создать более удобные условия реализации права россиян при поступлении на гражданскую службу, предусматривая возможность получать часть сведений посредством межведомственного взаимодействия», — отмечается в пояснительной записке.
Впрочем, облегчить жизнь Минэк планирует не только соискателям на позиции чиновников, но и действующим госслужащим. Так, например, чтобы получить субсидию на покупку недвижимости — одну из льгот, которая полагается чиновникам со стесненными жилищными условиями, — надо собрать 17 различных справок. Министерство предлагает сократить их число до двух. Аналогичным образом следует поступить и при оформлении страховой пенсии (с семи до двух документов), а также пенсии за выслугу лет (с 10 до двух справок).
В правительстве «Известиям» заявили, что предложения Минэка к ним пока не поступали. В Минтруде предложения оценили позитивно. Сейчас трудоустройство на госслужбу может занимать около месяца, что снижает ее конкурентоспособность по сравнению с остальными сферами деятельности, заявили «Известиям» в ведомстве. Инициативы Минэка позволят сократить сроки трудоустройства, не уменьшая при этом объем данных о кандидате, которые будет получать кадровая служба, отметили в Минтруде.
Шаг вперед
Инициатива Минэкономразвития лежит в одном тренде с цифровизацией поиска работы и прохождения этапов отбора, отметил GR-директор HeadHunter Виталий Терентьев. Более того, она сокращает потенциальные угрозы здоровью принимаемого на службу сотрудника, избавляя его от необходимости посещать различные службы для сбора справок и документов, отметил он.
Идея упростить поступление на госслужбу не новая, но Минэк делает большой практический шаг вперед, заявил директор центра развития госслужбы НИУ ВШЭ Николай Клищ. Ведомство существенно сокращает количество предоставляемых кандидатами документов и берет на себя обязанность получать такие традиционные сведения, как, например, номер СНИЛС, полиса ОМС и так далее, через системы межведомственного взаимодействия и базы государственных органов.
— От граждан будет необходимо только предоставление тех данных, которые не содержатся в государственных информационных системах, что делает оставшийся список документов несколько экзотически выглядящем со стороны, но удобным для кандидатов при поступлении на гражданскую службу, — отметил Николай Клищ.
Большое количество документов для трудоустройства никогда не выступало серьезным препятствием для соискателей вакансий в госструктурах, категоричен директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.
— Тяжело представить, чтобы человек, претендующий на кресло чиновника, отдал предпочтение другой вакансии, услышав о списке из 22 справок. Однако чем меньше бюрократизма, тем лучше, — отметил эксперт.
Впрочем, он добавил, что на качество кадров — самый важный показатель в вопросах трудоустройства — нововведение вряд ли повлияет. Квалификация сотрудников сильно разнится даже в федеральных органах исполнительной власти, причем во многом зависит от оплаты труда и от того, привязан ли оклад чиновников к четким KPI, пояснил Игорь Николаев.
Ранее премьер-министр Михаил Мишустин объявил о реформе системы госуправления. В рамках нее предстоит провести оптимизацию штата госслужащих. В министерствах и регионах планируется сократить 5–10% чиновников — в том числе за счет вакансий.