По осени покупают: удастся ли американской Oracle приобрести TikTok
Корпорация Oracle — второй после Microsoft крупнейший производитель ПО — согласилась купить американский сегмент TikTok и планирует создать штаб-квартиру в США с 20 тыс. рабочих мест. Однако сделка потребует одобрения американской и китайской сторон. Для владеющей сервисом китайской ByteDance практически нет плюсов в этом соглашении, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Тогда как Oracle за счет него диверсифицирует свой бизнес и появится в активно растущих сегментах социальных сетей и онлайн-рекламы.
20 тысяч новых мест
Американская корпорация Oracle 14 сентября подтвердила заключение сделки с китайской ByteDance, владеющей сервисом коротких видео TikTok. Сумма, как ранее сообщали источники CNBC, может составить $20–30 млрд.
— Oracle подтверждает заявление Мнучина (министра финансов США Стивена Мнучина. — «Известия») о том, что это часть предложения, представленного ByteDance в минфин в выходные, в котором Oracle будет выступать в качестве надежного поставщика технологий, — сказали «Известиям» в пресс-службе Oracle.
«Известия» направили запрос в ByteDance.
Глава минфина США Стивен Мнучин заявил, что Oracle внесла свое предложение по сделке с TikTok — оно предусматривает создание компании со штаб-квартирой в Америке.
— Я подтверждаю, что в выходные мы получили предложение от Oracle. Есть обещание создать TikTok Global — компанию со штаб-квартирой в США, что позволит создать 20 тыс. новых рабочих мест. Пока не могу говорить обо всех аспектах предложения, мы будем его рассматривать на этой неделе, после чего подготовим свою рекомендацию для президента и будем рассматривать этот вопрос с ним, — сказал Стивен Мнучин в эфире телеканала CNBC.
Следующим шагом будет одобрение сделки комитетом по иностранным инвестициям США.
Ранее в тот же день ByteDance отказалась продавать Microsoft свой американский бизнес, написала последняя в своем официальном блоге. По данным CNBC, сумма сделки могла составить $10–30 млрд. Несмотря на то что Microsoft вышла из «гонки», ее партнер по торгам — компания Walmart — сохраняет интерес к покупке актива. В компании сообщили, что продолжают обсуждение с руководством ByteDance и другими заинтересованными сторонами.
Перетягивание каната
Впрочем, с покупкой американского бизнеса китайской компании не всё так просто. Ранее в понедельник Центральное телевидение Китая со ссылкой на собственные источники сообщило, что ByteDance не станет продавать американский сегмент социальной сети ни Microsoft, ни Oracle, а также передавать кому-либо алгоритм ее работы.
Все эти заявления были сделаны через месяц после того, как президент США Дональд Трамп подписал указ по борьбе с угрозой, якобы исходящей от TikTok. В документе говорилось о том, что соцсеть собирает огромные массивы информации от своих пользователей и «это может дать Коммунистической партии Китая доступ к личным и конфиденциальным данным американцев». Дональд Трамп потребовал продать TikTok американской компании до 15 сентября, иначе сервис будет запрещен на территории США. ByteDance решила оспорить это решение и 23 августа подала иск в суд.
Кроме того, Дональд Трамп среди условий покупки TikTok называл получение американским правительством «значительной суммы» от сделки, писала газета The Wall Street Journal. Американский президент считает, что своим успехом соцсеть обязана США (по данным USA Today, аудитория сервиса в стране приближается к 100 млн человек). Именно поэтому минфин США, как писали «Известия», должен получить большой процент от этой сделки.
Для совершения сделки американская и китайская стороны должны прийти к компромиссу, говорит председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. Это может быть СП или совместное использование технологий. Впрочем, сделка рискует сорваться, если американцы или китайцы посчитают, что не смогут влиять на решения в той степени, в которой они считают нужным.
Основное препятствие для соглашения между Oracle и ByteDance — его условия, считает директор аналитического департамента «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. Китайская сторона благоприятно воспримет миноритарное участие и технологическое партнерство со стороны Oracle, тогда как администрация США заинтересована в потере КНР контроля над активом. Для ByteDance практически нет плюсов в сделке, а Oracle диверсифицирует свой бизнес и появится в активно растущих сегментах социальных сетей и онлайн-рекламы, указывает Вадим Меркулов.
Отказ от продажи или предоставления доступа к алгоритму рекомендаций эксперт не рассматривает в качестве серьезного препятствия для сделки. Китай заинтересован в алгоритме больше, чем США, так как уровень развития соцсетей в Америке выше, нежели в Поднебесной. Технология ByteDance не представляет собой исключительного интереса, в то время как пользовательская база TikTok и растущий бизнес являются перспективными, считает он.
Схожей точки зрения придерживается директор Института информационных технологий университета «Синергия» Станислав Косарев. Проблем с согласованием сделки Белым домом не возникнет, тогда как Китай может отказаться одобрить ее даже с частичной передачей версии продукта. Впрочем, этот вариант вряд ли устроит покупателя, заключил он.
Исходные коды и технологии, составляющие ядро любого сервиса, скорее всего, останутся у ByteDance, а Oracle получит эксклюзивную дистрибуцию сервиса на территории США, будет продавать на ней рекламу, влиять цензурно и технологически, рассуждает владелец «Катков и партнеры» Павел Катков. Не исключено, что мы можем стать свидетелями «перетягивания технологического каната» между Oracle и ByteDance. Целью этой борьбы станет раскрытие технологий китайского сервиса американской компании.
В случае совершения сделки Белый дом и комитет по иностранным инвестициям США не будут препятствовать дальнейшей работе TikTok, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Продажа невыгодна китайскому владельцу, но другого варианта Дональд Трамп не оставил — обход блокировки возможен, но приведет к огромному оттоку пользователей, которые предпочтут конкурентов. Китайская сторона может попробовать обжаловать запрет, но на судебное разбирательство уйдут месяцы и потери будут огромными.