Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Донбасс доставили партию гуманитарной помощи от Союзного государства
Мир
Испания предупредила ЕС о возможной связи посылок с бомбами с конфликтом на Украине
Спорт
«Формула-1» отменила Гран-при Китая 2023 года
Мир
Шольц призвал Путина как можно скорее найти решение конфликта на Украине
Мир
ЕК предложила наказывать физлиц тюрьмой за нарушение санкций ЕС против РФ
Авто
Китайская Evergrande приостановила производство своих электромобилей
Мир
В Сирии опровергли заявление Пентагона о ликвидации лидера ИГ оппозицией
Происшествия
Число погибших при обстреле ВСУ Донецка увеличилось до трех
Мир
В Польше полицейским пришлось выселять беженцев с Украины с помощью автокрана
Мир
Германия направит Украине семь подлежавших утилизации ЗСУ Gepard
Происшествия
В результате пожара на судне на Борисовских прудах пострадала женщина
Общество
Кравцов заявил о включении раздела про СВО в школьные учебники истории
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новые правила номинирования на «Оскар», по которым в создании фильмов обязательно должны участвовать представители расовых и сексуальных меньшинств, не изменят реальной ситуации, рассказали «Известиям» представители индустрии. И пояснили, что Американская киноакадемия просто делает уступку общественному мнению.

Всё по стандартам

Американская киноакадемия объявила, что для участия в категории «Лучший полнометражный фильм» к 2024 году (вручение — в 2025-м) все заявки должны соответствовать минимум двум из четырех стандартов (требований инклюзивности), иначе их не станут рассматривать. Новые правила разработаны и вдохновлены «Стандартами разнообразия Британского института кино (BFI)» и одобрены Гильдией продюсеров США. Главы Киноакадемии ДеВон Франклин и Джим Джанопулос лично курировали весь процесс подготовки кодекса.

«Стандарт А» относится к экранной репрезентации, тематике и методу рассказа истории. Дальше идут варианты. Важный для сюжета актер должен быть из недостаточно репрезентуемой расовой или этнической группы. Азиат, латиноамериканец, афроамериканец или африканец, индеец, житель Аляски, гаваец и т.д. Но не совсем понятно, подойдут ли под это определение, например, русские.

Если не получается с главным актером, то можно по-другому. 30% актерского ансамбля должны быть представлены женщинами или представителями этнических или расовых меньшинств, ЛГБТ, а также людьми с умственными или физическими особенностями.

Пон Джун-хо

Пон Джун-хо, режиссер южнокорейской ленты «Паразиты», ставшей первым фильмом на иностранном языке, завоевавшим «Оскар» в номинации «Лучший фильм»

Фото: Global Look Press/Xinhua/Li Ying

Третий вариант — сюжет или тема фильма должны быть связаны с теми же самыми социальными группами. В случае, когда фильм отвечает хотя бы одному из этих пунктов, он получает соответствие «Стандарту А».

Есть еще «Стандарт В», который выдвигает подобные же требования к творческой и технической команде фильма. Но они относительно мягкие. Например, если среди гримеров, продюсеров, авторов сценария и других членов группы найдутся хотя бы две женщины либо представители ЛГБТ или этнических меньшинств — всё в порядке. Если же на всех этих позициях задействованы исключительно белые гетеросексуальные и здоровые мужчины, включается второй подпункт, и там всё то же самое распространяется на ассистентов, помощников, осветителей и других технических работников, но уже нужно хотя бы шесть человек.

«Стандарт С» относится к практикантам и интернам из числа женщин или представителей меньшинств. Идея в том, чтобы студии привлекали на платной основе специалистов, обучали их и трудоустраивали. Причем на разные специальности, и число таких привлеченных варьируется в зависимости от масштабов производителя. «Стандарт D» связан с промоушеном фильма. Меньшинства и женщины должны быть представлены в рекламе картины.

Кэтри Бигелоу

Кэтрин Бигелоу, единственная женщина — обладательница премии «Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» за фильм «Повелитель бури», 2010 год

Фото: Global Look Press/Geisler/Dave Bedrosian

Легко заметить, что соответствовать двум стандартам из четырех в принципе несложно. Настораживает то, что подобные требования в принципе становятся обязательными. Пока формально они относятся только к «Лучшему фильму», но поскольку не раз было, что и анимация, и иностранные фильмы претендовали на данную награду (последний пример — корейские «Паразиты»), фактически получается, что соответствовать придется всем. И если Россия выдвинет своего претендента на «Оскар» 2025 года, то его тоже начнут проверять на стандарты Киноакадемии.

Ничего не изменится

Многие кинодеятели скептически оценили нововведения. Вместе с тем, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты, это общий тренд, и следуют ему во многом формально.

На самом деле ничего не изменится, это дипломатический жест перед общественным мнением, которое сейчас накалилось до предела, — считает глава Гильдии киноведов и кинокритиков России, программный директор Московского международного кинофестиваля Кирилл Разлогов. — Чтобы всех успокоить, составлены требования, видимо, очень опытными юристами. Там настолько широкий спектр явлений и представителей меньшинств, которые должны найти какое-то отражение в фильмах, что он подходит практически ко всем создающимся картинам. Да, это полный абсурд, к художественному качеству это не имеет никакого отношения, типичная политическая цензура. Но она не более абсурдна, чем запрет на нецензурные ругательства в кино и спектаклях.

Вряд ли это изменит расклад в современном кино, отмечает киновед. На кинофестивалях меньшинства представлены гораздо выше, чем в требованиях «Оскара». То есть киносмотры давно идут этим путем, и недовольство «Оскаром» как раз было связано с тем, что он отставал в данном смысле от других крупных смотров. Там тематика ЛГБТ занимает 90%, по крайней мере на уровне заявок, а на «Оскаре» всего 10%, пояснил Разлогов. Теперь она повысится до 20%.

Кадр из фильма «Лунный свет»

Кадр из фильма «Лунный свет» («Оскар» в номинации «Лучший фильм» 2017 года)

Фото: Парадиз

Кроме того, у художников появился повод не только попробовать обойти эти требования, но и разными способами поиздеваться над ними, убежден киновед. Наличие политических соответствий никак не связано с художественным качеством картины, но осознанная попытка соблюсти все требования приведет к заведомо плохим произведениям, хотя они получат свои призы именно по политическим соображениям, и это уже происходило не раз.

Политкорректный «Довод»

Сами авторы фильмов на новые правила реагируют острее.

— К кинематографу как к искусству это не имеет никакого отношения, — категоричен режиссер Константин Бронзит, член Американской киноакадемии, дважды номинант на «Оскар». — Эти требования могут распространиться куда угодно и не только на другие номинации, но и на мировые фестивали, ибо страх оказаться не в тренде, не на волне общественного мнения не имеет границ. И это забота о своей заднице, а не о правах женщин и всевозможных меньшинств.

Президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова, напротив, относится к нововведению более спокойно и приводит в пример «Довод» и «Мулан», которые идут в российских кинотеатрах и помогают индустрии выдержать катастрофу постизоляции. Оба фильма при этом соответствуют новым параметрам Американской киноакадемии по инклюзивности.

Кадр из фильма «Мулан»

Кадр из фильма «Мулан»

Фото: Дисней Студиос

С прокатом и популярностью картин у широких масс это вообще никак не связано, — заявила Ольга Зинякова «Известиям». — Самые кассовые фильмы не имеют «Оскара» за «Лучший фильм». Глядя на будущий репертуар, уже сейчас сложно найти релиз, который не удовлетворял бы этим запросам. Почему-то данные требования воспринимаются частью людей как ограничения, тогда как, если внимательно вчитаться в правила, имеют строго противоположное значение. Их задача — открыть мир кино для участия максимально широкой аудитории специалистов, а также способствовать поиску талантов среди разных социальных групп. Мы не знаем, какое количество талантов было потеряно из-за стереотипов в обществе. А «Оскар» за «Лучший фильм», безусловно, имеет не только культурное, но и политическое значение.

Ответных ходов от других кинопремий пока не последовало, но не исключено, что подобные оскаровским правилам эдикты будут выпущены в самое ближайшее время.

Читайте также
Реклама